Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа порусскому языку для 2 класса по программе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc404 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО

__________________

/ Малышева О.А./

Протокол № 1 от

«30»августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________

/Попкова В.Н./

   «30» августа 2016  г.

«Утверждаю»

     Директор школы

      /И.М. Иконникова /

           Приказ № 176

От «30» августа 2016г.

Рабочая программа

Малышевой Ольги Анатольевны

высшая квалификационная категория

         

         По предмету: Русский язык

           

          Класс :2 А

       

            Количество часов  по программе: 136 часов

         

                 

2016   - 2017   учебный год

г.о. Саранск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык», Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2013).

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану МОУ « СОШ № 9» рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов (34 недели), 4 часа в неделю.

Количество часов в   I четверти –  36 часов;
Количество часов во II четверти – 28  часов;
Количество часов в III четверти -  40 часов;
Количество часов в IV четверти -  28 часа.

Планируемые результаты изучения предмета « Русский язык»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- эстетические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников и учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделение существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать;

- проводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- осуществлять действия взаимоконтроля.

Предметные результаты

Развитие речи

Обучающийся научится:

- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

- понимать особенность диалогической формы речи;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части теста;

- восстанавливать деформированные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

- определять последовательность частей текста;

- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms- сообщения, электронное письмо, записка, объявления и пр.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- определять качественную характеристику звука;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю. я, с разделительными ь ъ знаками, в словах с непроизносимыми согласными;

- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

- совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

- понимать смысл омонимов, фразеологизмов;

- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

- пользоваться словарями по указанию учителя;

- пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать словообразование и формоизменение;

- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

- различать предлог и приставку.

Морфология

Обучающийся научится:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи);

- определять у имени существительного значение, начальную форму, определять одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, род, число;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (ф прошедшем времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного;

- находить грамматические группы слов: знаменательны слова и служебные слова;

- узнавать местоимения, числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- находить главные член предложения;

- различать главные и второстепенные члены предложения;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространенные и нераспространенные;

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- использовать орфографический словарь как средство самоконтроля;

- применять правила правописания:

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ;
  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  • знаки препинания в конце предложения:

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами написания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

  • разделительные ь и ъ знаки;
  • непроизносимые согласные в корне слова;
  • ь после шипящих на конце имен существительных (рожь – нож, ночь – мяч);

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Содержание программного курса « Русский язык» 136 ч

Фонетика (6 часов), грамматика (100 часов), правописание (15часов) и развитие речи (15 часов)


Фонетика и графика
Звуки и буквы.
Обозначение звуков на письме.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции.
Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Согласные парные и непарные по твердости—мягкости, звонкости—глухости.
Слог. Ударение.
Фонетический анализ слова. Звуки русского языка
Буквы русского алфавита. Алфавит.
Как работают буквы?
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный/ согласный; гласный ударный/ безударный; согласный твердый/ мягкий, парный/непарный; согласный звонкий/глухой, парный/непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.

Синтаксис  
Словосочетание. Предложение. Текст.
О нашей речи
Речь устная и письменная
Речь разговорная, деловая, научная, художественная
Средства речевого этикета
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Лексика
Слово и его лексическое значение Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника Слова однозначные и многозначные. Разные языки: родной и иностранный
Словарь речевого этикета.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Морфология

Корень слова.
Однокоренные слова. Однокоренные слова, их признаки.
Корень – общая часть родственных слов.
Орфограммы в корнях слов.
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня.
Грамматика  

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные
Имя существительное: общее значение Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
Имя прилагательное: общее значение. Местоимение.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Какие бывают части речи?
Родовые и видовые признаки частей речи.
Как изменяются части речи?
Правописание окончаний разных частей речи.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи, Изменение прилагательных по родам, числам.
Местоимение, Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Отличие предлогов от приставок.
Орфография и пунктуация
Правописание жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Перенос слов.
Правописание разделительного ь, ъ.
Правописание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная.
Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными (словарные слова, определяемые программой).
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными.
Раздельное написание предлогов со словами.
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Как работают буквы?
Что значит писать правильно?
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча—ща,
чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн, чт, щн,
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корнях слов;
• парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
• двойные согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (на ограниченном перечне слов);
• разделительные ъ и ь;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи  

Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).
Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
Текст. Признаки текста. Заглавие текста Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов. План текста. Учимся писать записки
Как пишут письма и телеграммы?
Поздравим друг друга!
Как пишут объявления?
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений.
План текста. Составление планов к данным текстам.
Знакомство с жанрами письма и поздравления, записка, телеграмма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): подробные изложения.
 

Практическая часть программы

№ п.п.

Наименование разделов и тем

Кол-во час

Контрол диктант

Контрольное списывание

 Тестирование

Словар. диктант

Проверочные работы

Изложение

Сочинение

1

Предложение

5

1

2

Слово, звуки и буквы

2

1

3

Гласные и согласные звуки

5

1

4

Ударные и безударные слоги

6

5

Перенос слова

3

6

Имена собственные

11

1

1

7

Твёрдые и мягкие согласные звуки

12

1

8

Разделительные Ь и Ъ

4

1

9

Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

6

1

10

Текст

6

1

11

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

5

1

12

Имя существительное

6

1

13

Число имён существительных

5

14

Род имен существительных

3

15

Глагол

5

1

16

Звонкие и глухие согласные

6

1

17

Имя прилагательное

9

1

18

Изменение имен прилагательных по родам

6

1

19

Изменение имен прилагательных по числам

2

20

Корень слова. Однокоренные слова

4

21

Предлоги

2

22

Изменение имен существительных по вопросам

3

23

Настоящее и прошедшее время глагола

2

24

Безударные гласные в корне слова

10

1

1

25

Будущее время глагола

5

1

26

Речь.

4

1

Итого

136

5

2

2

2

3

3

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

и тем

Количество

часов

Дата      проведения

1.

Предложение

5

1.1

Речь, предложение, слово.

1

1.2

Членение речи на предложения.  Признаки предложения

1

1.3

Выделение в предложении слов, обозначающих, о ком или о чем говориться в предложении.

1

1.4

Главные члены предложение – подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

1

1.5

Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения (распространенные и нераспространенные предложения.

1

2

Слово, звуки и буквы

2

2.1

Из чего состоят слова. Звуки и буквы, их различия. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции

1

2.2

Алфавит. Алфавитное название букв. Словарный диктант

1

3

Гласные и согласные звуки

5

3.1

Отличие гласных звуков от согласных.

1

3.2

Слогообразующая роль гласных звуков

1

3.3

Упражнение в звукобуквенном анализе слов

1

3.4

Фразеологизмы. Работа со словарём фразеологизмов

1

3.5

Входная контрольная работа

1

4.

Ударные и безударные слоги

6

4.1

Понятие слога. Слоговая структура слова

1

4.2

Упражнение в делении слов на слоги

1

4.3

Ударные и безударные слоги

1

4.4

Смыслоразличительная роль ударения

1

4.5

Произношение слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.

1

4.6

Упражнение в произношении слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка

1

5

Перенос слова

3

5.1

    Общее правило переноса слов

1

5.2

Правила переноса слов с ь, с буквой й

1

5.3

Упражнение в переносе слов разной конструкции.

1

6

Имена собственные

11

     6.1

Понятие об именах собственных . Прописная буква в именах собственных

1

6.2

Написание большой буквы имен, отчеств и фамилий

1

6.3

Написание большой буквы в кличках животных

1

6.4

Написание большой буквы в названии улиц,  городов, сёл, деревень

1

6.5

Написание большой буквы в названии рек и морей

1

6.6

Закрепление написания имён собственных. Расположение имен собственных по алфавиту

1

6.7

Проверочная работа по теме «Имена собственные»

1

6.8

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление изученного

1

6.9

Понятие орфограммы. Знак препинания «кавычки»

1

6.10

Контрольная работа за 1 четверть на умение определять границы предложений.

1

6.11

Работа над ошибками.

7

Твёрдые и мягкие согласные звуки

12

7.1

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

7.2

Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами е, ё, ю. я

1

7.3

Мягкий знак в конце слова

1

7.4

Мягкий знак в середине слова

1

7.5

Мягкий знак – разделительный

1

7.6

Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком

1

7.7

Слова с буквами е, ё, ю. я, и

1

7.8

Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука

1

7.10

Случаи, когда буквы е, ё. ю. я обозначают два звука

1

7.11

Обучающее изложение

1

7.12

Работа над ошибками. Фонетическая транскрипция

1

8

Разделительные Ь и Ъ

4

8.1

Функции ь ъ разделительных знаков

1

8.2

Отличие ь от разделительного ъ. Словарный диктант

1

8.3

Упражнение в написании слов с ь и ъ разделительными знаками

1

8.4

Обучающее изложение «Уборка урожая»

1

9

Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

6

9.1

Работа над ошибками. Написание слов с сочетанием жи-ши

1

9.2

Написание слов с сочетанием ча-ща, чу-щу

1

9.3

Написание буквосочетаний чк, чн, щн

1

9.4

Закрепление написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн

1

9.5

Проверочная работа по теме  «Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн, щн»

1

9.6

Анализ работ. Работа над ошибками

1

10

Текст

6

10.1

Признаки текста. Абзац

1

10.2

Монолог. Диалог. План текста

1

10.3

Нахождение признаков текста, работа с деформированными предложениями

1

10.4

Выбор заголовка к тексту из предложенных. Составление плана текста

1

10.5

Сочинение по теме «Один день моих каникул»

1

10.6

Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом

1

11

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

5

11.1

Понятия о предложениях, разных по цели высказывания

1

11.2

Предложения, различающие по интонации

1

11.3

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения

1

11.4

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

11.5

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Предложения по цели высказывания и интонации»

1

12

Имя существительное

6

12.1

Признаки имени существительного как части речи

1

12.2

Значение, употребление в речи

1

12.3

Имена собственные – существительные

1

12.4

Существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

13

Число имён существительных

5

13.1

Понятие о числе имени существительного (обозначает один или несколько предметов)

1

13.2

Изменение имён существительных по числам

1

13.3

Подбор имён существительных в единственном и множественном числе

1

13.4

Местоимение как часть речи, употребляемое «вместо имён»

1

13.5

Упражнения в замене имени существительного местоимениями

1

14

Род имен существительных

3

14.1

Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем

1

14.2

Определение рода имени существительного

1

14.3

Закрепление определения рода имени существительного

1

15

Глагол

5

15.1

Признаки глагола как части речи. Значение глагола, употребление в речи

1

15.2

Роль глаголов в предложении

1

15.3

Изменение глаголов по числам

1

15.4

Контрольное списывание

1

15.5

Работа над ошибками.

1

16

Звонкие и глухие согласные

6

16.1

Парные звонкие и глухие согласные

1

16.2

Непарные звонкие и глухие согласные. Словарный диктант

1

16.3

Расхождение в произношении и обозначении на письме буквой парных звонких звуков

1

16.4

Обозначении парных согласных звуков на письме  (правило)

1

16.5

Проверочные и проверяемые слова

1

16.6

Проверочная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

1

17

Имя прилагательное

9

17.1

Работа над ошибками. Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи

1

17.2

Связь имени прилагательного с именем существительным

1

17.3

Словосочетание

1

17.4

Род и число имени прилагательного

1

17.5

Образование имен прилагательных от имен существительных

1

17.6

Имена прилагательные - антонимы

1

17.7

Имена прилагательные - синонимы

1

17.8

Закрепление по теме «Имя прилагательное»

1

17.9

Обучающее изложение «Во дворе»

1

18

Изменение имен прилагательных по родам

6

18.1

Работа над ошибками.

Определение рода имени прилагательного по роду имени существительного

1

18.2

Родовые окончания имен прилагательных

1

18.3

Образование имен прилагательных разного рода от имен существительных

1

18.4

Словосочетания имени прилагательного с именем существительным

1

18.5

Контрольная работа за 3 четверть

1

18.6

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1

19

Изменение имен прилагательных по числам

2

19.1

Изменение имен прилагательных по числам

1

19.2

Определение числа имени прилагательного

1

20

Корень слова. Однокоренные слова

4

20.1

Корень — общая часть родственных слов

1

20.2

Чередование согласных звуков в корне слова

1

20.3

Подбор однокоренных слов к именам существительным,  именам прилагательным, глаголам

1

20.4

Нахождение корня в слове

1

21

Предлоги

2

21.1

Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление

1

21.2

Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами

1

22

Изменение имен существительных по вопросам

3

22.1

Связь имени существительного с другими словами в предложении

1

22.2

Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто?кому? Кого? Кем? О ком? Что? Чему? Чего? Чему? Чем? О чем?

1

22.3

Окончание имен существительных. Толковый словарь

1

23

Настоящее и прошедшее время глагола

2

23.1

Изменение глагола по временам.

1

23.2

Настоящее, прошедшее и будущее время глагола

1

24

Безударные гласные в корне слова

10

24.1

Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова.

1

24.2

Родственные слова. Форма слова. Слабая и сильная позиция гласных

1

24.3

Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков

1

24.4

Фонетическая работа. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне

1

24.5

Правило обозначения безударных гласных звуков в корне

1

24.6

Две буквы — одна орфограмма. Написание слов с безударными гласными в корне

1

24.7

Непроверяемые гласные в корне слова. Орфографический словарь

1

24.8

Упражнение в проверке безударного гласного звука в корне слова.

1

24.9

Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

24.10

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

25

Будущее время глагола

5

25.1

Вопросы глаголов будущего (сложного) времени. Определение времени глаголов

1

25.2

Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени

1

25.3

Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени

1

25.4

Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола

1

25.5

Проверочная работа по теме «Глагол» (тестирование)

1

26

Речь

4

26.1

Стили речи. Разговорная, деловая, научная и художественная речь.

Речь устная и письменная

1

26.2

Контрольное тестирование по изученному материалу

1

26.3

Научно-деловое описание как сообщение точных сведений. Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека.

1

26.4

Диалог и монолог. Текст. План текста

1



Контрольно – измерительные материалы:

 

1. Контрольная работа за 1 четверть.

● На выявление умения определять границы предложения

      Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)

      Порядок работы. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

      Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

      1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.

      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

      3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.

      4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

Классификация ошибок

      Выделили не все предложения.

      Не выделили слово в переносном значении.

      Не над всеми словами поставили знак ударения.

2. Контрольная работа по теме «Предложение»

      Задание 1

      Дерево (какое?) ...

      Ветки (какие?) ...

      Мох (какой?) ...

      Тропинка (какая?) ...

      Порядок работы.  

На доске заранее написан материал и первый пункт инструкции.

      Инструкция

      1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.

      2. Подчеркни слово, над которым не нужно ставить знак ударения.

      3. Раздели для переноса слова дерево, тропинка

      Задание 2

      Куда? что сделала? какая? кто?

      Сорока, на забор, красивая, села.

      Как? что сделал? какой? кто? откуда?

      Бобик, маленький, из-под крыльца, залаял, звонко.

      Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

      Инструкция

      1. Составь предложения по вопросам.

      2. Подчеркни главные члены предложения.

      Задание 3

      У Веры был чиж. Чиж жил в клетке. Он не пел. Почему чиж не поет? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. (38 слов)

      Слова для справок (записываются на доске):  клеткЕ, пОчЕму, не пОет, выпустИла, лЕтал, пОтом.

      Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок записывает на доске.

      После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

      Инструкция

      1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

      2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

      3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

      Грамматические задания

      1. Подчеркни вопросительное предложение.

      2. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

      3. Придумай и запиши заголовок к тексту.

Классификация ошибок:

    Задание 1

      Составили не все словосочетания.

      Не подчеркнули слово мох.

      Не разделили слова для переноса.

    Задание 2

      Неправильный порядок слов в предложениях.

      Не нашли подлежащее.

      Не нашли сказуемое.

      Не нашли главные члены предложения.

Задание 3

      Не подчеркнули вопросительное предложение.

      Подчеркнули не все слова с расхождением количества букв звуков.

      Не придумали заголовок к тексту.

      Ошибки, допущенные в диктанте

      Орфограммы:

      1. Пропуск, замена, перестановка букв.

      2. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

      3. Буквы е, ё, ю, я после мягких согласных.

      4. Гласные после шипящих.

      5. Большая буква в именах собственных.

      6. Разделительный мягкий знак.

      7. Родовые окончания прилагательных.

3. Контрольный диктант за 3 четверть.

Новая школа

        За деревне Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов)

Грамматические задания.

  1. Подчеркнуть в тексте предлоги.
  2. Второе предложение разобрать по членам и указать части речи.
  3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные в конце слов. Подобрать проверочные слова.

4. Контрольная работа по теме « Правописание безударных гласных в корне слова»

В наших лесах живут соловьи. Там часто звучат соловьиные трели. Соловьи вьют гнезда на сучьях деревьев. Летом у соловьев появляются птенцы. Малыши пищат. Они всегда голодны. Весь день летают родители и ищут пищу птенчикам. Осенью соловьи улетают на далекий юг. (40 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктует слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знак препинания.

После самостоятельной проверки ученики еще раз перепроверяют текст диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни однокоренные слова.

2. К словам с безударными гласными в корне: в лесах, пищат, деревьев, далекий, летают – подбери однокоренные проверочные слова. Запиши каждую пару слов через черточку, а все слова запиши в строчку.

3. В проверочных словах поставь знак ударения.

Контрольное тестирование

по изученному материалу

Класс__________________

Фамилия, имя___________________________________

Вариант 1

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) бумáга,  б) мóроз,   в) влáга

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Я обидел товарища.

б) ваня толкнул прохожего.

в) Дети дружно играют в футбол.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) служить,  б) пушистый,   в) шыповник

4. Отметь слово с твердыми шипящими звуками.

а) мяч,   б) шина,  в) щепка

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) мальчик,    б) большой,   в) веточька

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) лесник,  б) звонок,  в) зверь

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Летом дети поливали и пололи овощи

б) Сегодня Митя поймал жука

в) Почему сегодня Петя просыпался десять раз

8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) На дереве каркает ворона.

б) Медведь любит мед

в) Белка сидит в дупле.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) зуб,  б) водолас,  в) стриж

10. Выбери слово с ошибкой

а) вална,  б) свеча,  в) слоны

Класс__________________

Фамилия, имя___________________________________

Вариант 2

1. В каком слове ударение поставлено неверно?

а) соснá,  б) óлень,   в) пáрта

2. Отметь предложение с ошибкой.

а) Ребята бегут на горку.

б) Во дворе оля и лиза лепят снежную бабу.

в) В лесу много грибов.

3. В каком слове допущена ошибка?

а) душистый,  б) зайчята,   в) чудеса

4. Отметь слово с мягкими шипящими звуками.

а) снежинка,   б) шина,  в) пища

5. В каком слове мягкий знак не нужен?

а) белочка,    б) ниточька,   в) дальний

6. Отметь слово, которое нельзя перенести

а) урок,  б) смола,  в) город

7. В каком предложении в конце нужно поставить вопросительный знак?

а) Птицы наши верные друзья

б) Почему нужно беречь птиц

в) Наступила долгожданная весна

 8. Отметь предложение, где верно подчеркнуты главные члены

а) Медведь спит в берлоге.

б) В поле работает трактор.

в) Лисица живет в лесу.

9. Какое слово содержит ошибку?

а) дуп,  б) ландыш,  в) автобус

10. Выбери слово с ошибкой

а) звезда,  б) сторона,  в) масты

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл.

0-4б.- «2»

5-7б.-«3»

8-9б.-«4»

10б.-«5»

Словарные диктанты

1.  Берёза, здравствуйте, Москва, диалог, Волга, ветер, двадцать, Алёнка, карандаш,   недавно.

2. Случай, перчатка, овчарка, карандаши, ночной, пирог, одежда, абзац, калина, образ.

3 Народ, город, голос, быстро, каблук, майонез,  деревня,  красота, молоко, лучше.        

4.Электричка, чучело, шинель, суббота, редкий, обычно, урожай, обложка, ребёнок, работа.

Контрольное списывание

Цели: проверить сформированность навыка правописания слов с безударными гласными в корне слов; проверить умение сличать написание с текстом.

       Поймал С…рёжа  ч…жа  и  пос…дил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка ул…тела. Пол…тел чижик к  …кошку и ударился о ст…кло. Поднял С…рёжа птичку.  Чижик т…жело дышал. Скоро он умер. После этого С…рёжа перестал л…вить птиц.  

                                                                                                 (По Л. Толстому)

Задание:

Списать текст, вставляя пропущенные буквы в слова. В скобках написать проверочные к этим словам.

Проверочные работы

  1. Проверочный диктант по теме « Имена собственные»

Цели: проверка навыков употребления заглавной буквы в именах собственных; усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил написания слов.

Кто где живет

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.


2. Проверочная работа по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн»

Цель: проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

I  в а р и а н т

Птички

Айболит открыл дверь. У двери сидела ласточка. Какое чудо! Ведь зимой ласточки живут  в Африке. Птичке холодно. Она сидит на снегу и дрожит. Доктор усадил ее у печки. Ласточка прилетела из Африки. Ее послали больные звери. (37 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. В восьмом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ча, щу, чн.

II  в а р и а н т

В лесу

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ши, чу, чк.

3.Проверочная работа по теме «Парные и глухие согласные»

Цель: проверка навыка правописания слов с проверяемыми согласными на конце.

Зима в лесу

Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.

2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.

3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи

4. Проверочная работа по теме «Глагол» (тестирование)

Цель: проверка усвоения учащимися изученного материала.

1. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь;                4) певчий;

2) напев;                5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

A description...

Тестирование можно провести не на одном уроке, а на двух, по усмотрению учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...