Урок русского языка в первом классе.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_pervom_klasse.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в первом классе.
Тема: Собственные имена. (Продолжение).
Цель: расширить знания об именах собственных.
Задачи:
- продолжить знакомство с собственными именами;
- учить отличать собственные имена от других слов и писать их с заглавной буквы; расширить представление детей об именах: поговорить о полных, кратких, ласковых именах людей, добрых прозвищах;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, речь;
- воспитывать культуру речи, взаимопомощь, сотрудничество, интерес к русской речи.
Ход урока:
- Орг. момент.
Повторить правила посадки и гигиены письма.
- На уроке будьте внимательны, активны, помните о культуре речи.
- Введение в тему урока.
- Прочитайте название нашего урока, написанного на доске.
- Как думаете: о чем пойдет разговор, узнаете ли вы что-то новое?
- Что вы уже знаете о собственных именах: какие слова-названия к ним относятся? (Названия людей и животных, отвечающие на вопрос Кто?)
- Какие еще слова можно отнести к именам собственным? (Названия рек, стран, городов, деревень, улиц, книг, газет, журналов)
- Как пишутся имена собственные? Может быть, кто-то даже объяснит, и само слово с о б с т в е н н о е?
- Начнем работать, а к концу урока решите, правильно ли вы предположили, что будет на уроке.
- Знакомство с новым материалом.
- А сейчас хитрое задание. Откройте с. 26. Что изображено на картинке?
-Назовите слова, к которым можно поставить вопрос кто? что?
- Я буду читать два отрывка, а вы помогайте: хором дочитывайте выделенные слова и наблюдайте за их написанием.
- Как вы считаете, что произошло со словами в двух отрывках?
И Антон это заметил, но он не понял, почему так. А вы можете ему объяснить?
- Кого так могут звать во втором отрывке? (Во втором отрывке слова называют мальчика, поэтому написано с большой буквы.)
- Правильно, среди слов во втором отрывке есть имя мальчика, а есть ласковые прозвища, которыми его называет мама. Эти прозвища, как и имя, - собственные имена. Потому и написаны с большой буквы.
- Что вы узнали?
- Освоение написания собственных имен. Составление и запись предложений.
- Какое имя мальчика названо в отрывке? (Петенька)
-Это его ласковое имя
- А как его будет звать учительница? (Петя)
- А когда он станет взрослым, его будут звать полным именем.
- Каким? (Петр)
-Давайте письменно ответим на вопрос: как звали мальчика?
(записав его полное имя, краткое, ласковое)
Прежде, чем начнем писать, подготовим пальчики:
Кто из пальчиков ловчее,
Ручку кто держать умеет,
Пальцы дружно отвечают
Головою все кивают
1,2, 3, 4, 5 – все научимся писать.
- С какой буквы начнутся имена мальчика?
-Потренируемся писать их на первой строке.
(Показ учителем на доске, самостоятельное письмо).
П П Пе
-Кто помнит вопрос и составит ответ?
- Сначала запишем ответ схемой.
_______ _______ ________, ________, _________.
-Сколько всего слов? Сколько слов с большой буквы? (Обратить внимание на запятые).
-Впишите слоговые дуги и отметьте «опасные» места.
-Какую работу выполняет ь в первом слове?
-При написании слова Петенька можете еще раз посмотреть в книгу.
-Посмотрите на памятки, запишите предложение. Работа будет проходить по рядам. У каждого ряда – свое задание. Первый ряд запишет предложение со словом Петр, второй ряд – со словом Петя, третий – со словом Петенька.
(письмо по памятке 4, 5,6)
С.27, упр. 33.
-Допишите предложение, назвав свое полное имя и краткое. Не забудьте поставить запятую между ними.
- У кого имя одно, запишите только одно.
Проверка: - Как записали слова?
- Как окончили предложение?
V. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть.
VI. Упражнение в нахождении собственных имен и их правописание. Списывание.
-Откройте с. 28, прочитайте отрывок над первой картинкой и постарайтесь понять, от чьего имени ведется рассказ? (От имени мальчика).
- Что вы узнали об этом мальчике?
- Зачем авторы в начале некоторых слов, в скобках, написали по две буквы? (Чтобы мы подумали)
-Как будем рассуждать, выбирая нужную букву? (Если это имя собственное- большая, не собственное - маленькая).
- А как узнаете, относится ли слово к именам собственным или нет? (подумаем, называет ли оно имя, фамилию, кличку и т.д.)
-Давайте выберем нужные буквы для этих слов.
- Ненужную букву будем зачеркивать карандашом.
-Объясните каждое слово.
- Вам предстоит списать отрывок. Сколько в нем предложений?
- Но оно очень большое, поэтому вы спишите только его часть.
-Карандашом поставьте точку после слов в гостях
- Проверьте, получилась мысль?
-Подготовьтесь и спишите эту часть предложения.
-Не забудьте поставить точку. (Памятки 1, 5, 6)
- Сколько в предложении слов-помощников? (с, и, в,)
- Сколько слов-указателей? (мы)
Анализ и оценка написанного:
-Если вам понравилось, как вы писали, поставьте + на полях, если нет – то поставьте + под буквами, которые удачно получились.
- Упражнения на развитие внимания.
- - Подул ветер, слова перемешались, помогите распутать путаницу.
доктор Иванушка
собачка Ряба
братец Айболит
сестрица Каштанка
курочка Аленушка
- Каком столбике встретились имена собственные?
- Из каких сказок они к нам пришли?
- Огорчилась наша света:
- Долго в доме нету Света.
-Что можете сказать об этой записи? Все ли здесь верно? Исправьте ошибки.
Вывод: чтобы не допускать ошибок, нужно внимательно вдумываться в смысл предложений.
- Подведение итогов урока.
-Посмотрите снова на тему нашего урока. Правильно ли вы в начале урока предположили, что узнаете что-то новое о собственных именах?
-Что же вам открылось?
- Что общего в написании всех собственных имен?
-Имена человека возникли очень давно. Многие из них пришли в русский язык из других языков. Каждое имя что-то обозначает. На с. 27 приводится небольшой список имен и указано их значение. Если захотите, прочитайте их дома с родителями. Не найдете ли там и свои имена?
- А сейчас выйдут самые активные ребята, которые получили буквы. Сложите слово из этих букв. (СПАСИБО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в первом классе
урок - путешевствие по королевству Буковки, где встречаются с парными согласными, с королями-весенними месяцами, учатся отгадывать слова, составлять предложения повторяют переносы слов...
Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.
Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...
Урок русского языка в первом классе
Учитель и воспитатель ГПД Морозова Елена ВладимировнаТЕМА: ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. УУД: ПРЕДМЕТНЫЕ - ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ ПИСАТЬ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУКИ ...
Технологическая карта урока русского языка в первом классе по теме "Многозначные слова" (УМК "Начальная школа XXI века")
Коспект урока "Многозначные слова" 1 класспрезентация к нему скачать...
Презентация к уроку русского языка в первом классе на тему: "Ориентировка на страницах прописей " (УМК "Начальная школа 21 века")
Эта презентация для первого урока русского языка в первом классе. Она поможет детям правильно ориентироваться в прописях....
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в первом классе.
Учебное сотрудничество строится как ребёнка и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех партнёров учебного взаимодействия. Предметом действия учителя является не только сам...