Материалы к уроку русского языка "Настоящее время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ким Лия Ноевна

Конспект урока и презентация к уроку "Настоящее время глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nastoyashchee_vremya_glagola.zip2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Настоящее время глагола»

Цель: продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.

  • Предметные результаты:
  • Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам в форме настоящего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
  • Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
  • Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
  • Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
  • Универсальные учебные действия:
  • Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
  • Находить слова по заданному основанию.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
  • Личностные результаты:
  • Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
  • Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.

                                                             Ход урока:

  1. Орг. момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

  1. Минутка чистописания. 

Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.

  1. Словарная работа.

- Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.

  • Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
  • Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
  • Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
  • Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
  • Источник пожара (огонь)
  • Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься  и спускаться (лестница)

- Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Проверьте по образцу на доске.

            (Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)

 

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Составьте слово из первых букв данных словарных слов.

- Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ. (На доске появляется слово глагол)

- Что такое глагол?

          - Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры  глаголов.

- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»

                 Тест «Что я знаю о глаголе?»  Выбери верное утверждение

  • Глагол – это часть речи.                                
  • Глагол – это часть слова.
  • Глагол обозначает предмет                                    
  • Глагол обозначает действие предмета
  • Вопросы глагола: что делать?...                      
  • Вопросы глагола:  какой? какая?...
  • В предложении  глагол обычно является сказуемым
  • В предложении  глагол является определением
  • Спряжение – это изменение по падежам
  • Спряжение – это изменение по лицам и числам
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
  • Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.
  • Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
  • Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти

                    В карточках учителем указана система оценивания работ.

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.

          (Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)

- Что ещё мы знаем о глаголе?

                 (Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)

(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)

- На что указывает глагол в форме настоящего времени?

- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?

- На что указывает глагол  в форме будущего времени?

           - Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.

 

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

( Находить слова в форме наст. вр., образовывать наст. время, изменять глаголы и т.д.)

  1. «Открытие» нового знания.

- Кто поможет  справиться с этими задачами?  (Учебник)

  • Наблюдение за изменением глаголов в форме  наст. вр. по числам.
  • Выполнение  упр. 1, с. 152. Фронтально.

(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)

- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?

- В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме  ед. ч.)

- Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?

- Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?

- Какой вывод из этого следует?

           Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.

                    (К доске прикрепляются таблички  ед.ч. и мн.ч.)

  • Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по лицам.
  • Выполнение с комментированием упр. 2.

     - Выпишите глаголы в форме настоящего времени.

                  (хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)

                                                   ! Каждый глагол необходимо проанализировать.

    - На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?

    - На какие три группы можно распределить эти же глаголы?

                             (ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)

- Какой вывод из этого следует?

             Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

                (На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)

                                                   

                                                            ФИЗМИНУТКА

  • Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.

- Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.

- Что их объединяет?

- Можно ли их разделить на две группы?

                                             (глаголы сов. и несов. вида)

- Образуйте формы настоящего времени от глаголов.

- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?

- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)

- Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?

Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.

- Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.

                     * Чтение рубрики «Секреты русского языка»

  • Работа в группах.  Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.

1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.

2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.

3 гр. Заснуть,  благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.

4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.

5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.

6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.

                                   Для проверки вывесить все листы на доску.

- Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.

                                                         (Фронтально)

  1. Обобщение полученных знаний.

- Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.

- Поработайте в группах и закончите её.

  • Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки  оформляется на доске.

 

- Закончите  предложения.

 «Блиц-опрос»:

  • Глаголы  в форме настоящего времени указывают на то, что …
  • Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…
  • В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….
  • Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.

  1. Самостоятельная работа учащихся. Проверка уровня усвоения новых знаний.

- Составьте по 3 предложения по каждой картинке.

- Зачитайте.

  1. Рефлексия.

- Я узнал …

- Я научился…

- Лучше всего я справился…

- Мне было сложно…

- Какие задачи ставили перед собой вначале урока?

- Ответили ли мы на эти вопросы?

- Значит, мы сегодня хорошо поработали.  Молодцы!

  1.  Домашнее задание.

Упр. 4., *творческое задание: используя  глаголы из упр.4, записать 3 своих предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

Презентация к уроку русского языка "Времена глаголов"

Презентация к уроку русского языка по теме "Времена глаголов". 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Времена глаголов».

Технологическая карта урока русского языка «Времена глаголов»....

Личностно-ориентированный урок русского языка "Времена глаголов"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России" с применением педагогической технологии личностно-ориентированного обучения....

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...

Урок русского языка "Времена глаголов". 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее, будущее»....

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...