Урок развития речи в 4 классе на тему Объяснительная записка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лямцева Светлана Анатольевна

На уроке дети учатся составлять объяснительную записку по всем правилам письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_obyasnit_zapiska_osnovnoy.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды текста-рассуждения. Объяснительная записка.

Тип урока: комбинированный

Характеристика деятельности учителя: учить детей находить в тексте рассуждение и продолжать знакомить их с логикой и структурой этого вида текста.

Развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста

 Познакомить с жанром объяснительной записки, накапливать опыт детей в построении рассуждений, учить писать объяснительные записки.

Характеристика деятельности детей, направленная на формирование универсальных учебных действий:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; Уметь распознавать повествование, повествование с элементами рассуждения,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать  навык беглого осознанного чтения;  цитирования отрывков из текста; пересказа текста; находить части текста (рассуждение и повествование); находить главную мысль.

  • коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Характеристика деятельности детей, направленная на формирование личностных результатов:

Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактические карточки с заданиями для групп ,памятки. 

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник "Русский язык", 4 класс, часть 2, авторы: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

-Какое домашнее задание вам было задано?

- Упражнение 34 на с.82

(По вопросам учебника)

-К какому стилю речи относится этот текст?

(К художественному)

-С какими стилями речи мы уже знакомы? (Слайд№1)

3.Повторение

Стили литературного языка

 

Стиль речи

Цель общения

1.

Разговорный

Разговорный стиль используется людьми для общения в быту с целью передачи своих мыслей, чувств, а также сообщения о чем-либо

2.

Художественный

Художественный стиль используется в художественном творчестве, его цель — воздействовать на читателей через созданные образы. 

3.

Публицистический

Используется в агитационно-массовой деятельности и средствах массовой информации, его цель — воздействовать через призыв. Жанрами публицистического стиля являются: статья, очерк, выступление и др.

4.

Научный

Используется в сфере науки, его цель — сообщение научной информации. Жанры научного стиля — монография, научная статья, диссертация, диплом, доклад, реферат, рецензия, аннотация и др.

5.

Официально- деловой

Сообщение и передача официально-деловой информации

4.Проблемная ситуация

Андрей стал часто опаздывать на первый урок. После очередного опоздания директор школы попросил его написать объяснительную записку. Андрей написал:

Слайд № 2

Дирктору МОУ «Луховский лицей»

Леухиной С.А.

Объяснительная записка

Дорогая Светлана Александровна! Иду я сегодня в школу, вдруг передо мной — кошка. Какая она красивая! Хвост победно торчит вверх, глаза горят, а шерсть — чёрная пречёрная и блестит. Пришлось из-за неё идти в обход другой дорогой, чтобы не было несчастья.

12.12.14

Ваш ученик  Петров Андрей

-Посмотрите на эту запись и определите -  к какому стилю речи относится этот  текст?

-Этот текст написали по делу. Значит, существует ещё один стиль речи – официально-деловой.   (Слайд №3)

-Директор прочитал написанное, вернул его Андрею и сказал, что объяснительная записка — это документ, который оформляется в соответствии с определёнными требованиями. Он снова предложил Андрею написать объяснительную записку.

Андрей, не зная, как правильно написать объяснительную записку, обратился к Ане, но девочке ещё не приходилось оформлять подобные документы, поэтому помочь Андрею она не смогла.

-Как же сделать так, чтобы записка соответствовала официально-деловому стилю?

Задаю вопрос:

- Ребята, можем ли мы помочь Андрею написать объяснительную записку так, как этого требуют определённые правила?

-Нет.

-Почему?

-Мы не знаем эти правила.

- Есть ли у вас желание научиться писать объяснительную записку в соответствии с правилами её оформления, чтобы помочь Андрею?

- Какую цель перед собой поставим? ( Научиться  писать объяснительную записку)

-Значит, тема нашего урока сегодня будет звучать так:

Объяснительная записка   (Слайд №4)

5. Групповое решение проблемы

(правила на доске)

  • Адресат (кому?)
  • Название документа
  • Тезис (что произошло?)
  • Аргументы (почему?)
  • Подпись
  • Дата

6.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Дирктору МОУ «Луховский лицей»

Леухиной С.А.

Объяснительная записка

Я опоздал к началу занятий 12 декабря 2014 года по уважительной причине: встретив чёрную кошку, мне пришлось идти в обход, другой дорогой, чтобы не было несчастья.

  Петров Андрей

12.12.14

7. Контроль усвоения знаний обучающимися, анализ допущенных ошибок и их коррекция.

-Посмотрите на объяснительную записку, которую написал ученик. Всё ли здесь правильно?

-Сделайте необходимые исправления.

Заготовка на доске

Уважаемый директор!

Я не смог принять участие в школьных соревнованиях, потому что уменя балела галава.

                                                                 Ваш ученик Савельев И.

-Какие орфографические ошибки допустил ученик.

-Значит, ещё одним необходимым условием  должна быть грамотность.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(образцу).    

-Обдумайте свои объяснительные записки, которые вы напишите директору школы. Ещё раз посмотрите на правильное оформление.

-Прочитайте, что у вас получилось.

-Обменяйтесь объяснительными записками, которые вы написали.

Каждая группа составляет объяснительную записку.

Группа №1     Не явился на «Весёлые старты»

Группа №2      Опоздал на урок

Группа №3     Не явился на урок                                   

Группа №4      Не выполнил домашнее задание

Группа №5       Не остался дежурить в классе

Группа №6        Не одет по форме

8.Рефлексия.

-Ребята как вы считаете, с пользой прошёл для вас урок?

Я узнал новое …     (познакомился с особенностями официально-делового стиля, научился писать объяснительную записку)

-Работа  в группе…         (умение писать объяснительную записку по правилам официально-делового стиля с сохранением орфографических правил)

-Ответы моих одноклассников помогли ….           (разобраться мне, чем отличается обычная записка от объяснительной)

-Считаю, что эта тема: поможет мне в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Конспект урока развития речи 3 класс на тему «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИТема: Изложение повествовательного текста «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.Цели:формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному ...