Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Юнг Надежда Александровна

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_ur_pisma.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Схема конспекта урока

Педагог: Юнг Надежда Александровна

Предмет: письмо и развитие речи

Тема по самообразованию: Формирование ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации

Тема урока: Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Класс 4

Тип урока: комбинированный

Задачи: 1.формировать навык написания названий рек, гор, морей; закреплять правописание имен собственных;

2.корригировать память на основе зрительного, слухового восприятия;

3.воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: раздаточный материал, карточки со словами, упр-я для коррекции мелкой моторики, условно-графические схемы, бусы из янтаря, мультимедиа; тренажер «Бегущие огоньки», офтольмотренажер, массажные катушки, ленты, «сенсорное коромысло» сенсорный шар, вертушка, подвесная леска,  рейка. Аудиозапись «Kenny G.»

                                                    1.Организационный момент

Цель:

Создать благоприятный эмоциональный  климат в классе. Проверить готовность к уроку.

Корригировать внимание на основе слухового восприятия.

Воспитывать мотивацию к учению

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Психологический настрой.

Слушают стихотворение. Называют качества.

Садятся после выполнения задания.

 Нацеливает учащихся после прослушивания стихотворения назвать качества, которые им помогут на этом уроке. Читает стихотворение.    

В бинокль посмотрим на дальние страны.

     Взглядом окинем моря, океаны.

     Но ближе, милее, чем родина нет.

     Объедешь хоть весь удивительный свет.

     По родине нашей отправимся в путь.

     Смекалку, упорство с собой не забудь.

Задаёт дополнительный вопрос.

Какие качества нам помогут на уроке?

Даёт задание.

Сядет тот, у кого на парте всё готово к уроку.

Звучит тихая музыка.

                                                    2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель:

Выявить и устранить пробелы в ЗУН при выполнении домашнего задания.

Оценить самостоятельную работу.

Корригировать память на основе зрительного, слухового восприятия.

Воспитывать самоконтроль.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Читают слова, записанные  наоборот. Находят в домашнем

 упражнении названия предметов, зачитывают с именами или названиями.

 Даёт инструкцию.

  Д/и «Слова – наоборот»

«Слова - наоборот никто не разберет».

Прочитайте названия предметов. Запомните их.

 

   КИЧЬЛАМ    ЯНВЕРЕД   КИСЁП  КОЛУЕРЕП

Из домашнего упражнения прочитайте названия этих предметов с именами собственными.

На вертушке цветные карточки.

                                                    3.Повторение

Цель:

Повторить правила грамотного письма: написание предложения с большой буквы, в конце точка; парная звонкая, глухая согласная на конце слова; безударной гласной в корне слова;  разделительный «ь»; словарные слова.

Развивать каллиграфические навыки.

Корригировать ассиметрию полушарий головного мозга.

Корригировать память на основе зрительного, слухового восприятия.

Воспитывать мотивацию к учению.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запоминают названия под карточками.

Выполняют упр-я для мелкой моторики: сворачивают  лист бумаги в трубочку; вращают трубочки тремя пальцами обеих рук по направлению на себя ,от себя, разноименно.

Отвечают на вопрос.

Дают  характеристику звука.

Прописывают буквы, слоги в тетрадях.

Называют пропущенные слова.

Записывают слова в тетрадь.

Составляют предложение.

1 ученик- комментированное письмо на доске, остальные- записывают в тетрадь.

Показывает карточки. Даёт задание.

Запомните картинки и подписи под ними. Это нам понадобится на минутке чистописания.

             

    Разминка кистей рук.

Упр-е  «Коврик»

Упр-е «Юла»

    Минутка чистописания.

Читает стихотворение. Задаёт вопросы.

Даёт инструкции.

1.Кто написал эти строки?

        Одеяло убежало,

        Улетела простыня.

        И подушка, как лягушка

        Ускакала от меня.

2.Какой первый звук в этой фамилии?

Дайте характеристику звука.

Показывает  на доске пропись Прописной, строчной букв и слогов «ча» , «чи»

Называет правила дидактической игры.

Д/и « Доскажи словечко»

Выберите , подходящие по смыслу слова.

     Где не сорят, там …                           ЧИСТО

     Добрые слова говори …                    ЧАСТО

Запишите эти слова в тетрадь.

Даёт инструкции.

Назовите слова, которые были под картинками.

Составьте из этих слов предложение.

      ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

Как вы понимаете эти слова?

               Физминутка.

Даёт задание. Задаёт вопрос.

1.Упр-я «На ковре»

Послушайте стих-е.

Услышите название имён собственных- выполните прыжок. Запомните, сколько раз вы подпрыгнули.

 

   Пролетают на ковре девчонки и мальчишки

   Над станцией Пригоркино до станции Ведеркино,

   Над станцией Поделкино до станции Засолкино,

   Над речкой Плюшка к озеру Вертушка.

Присядьте столько же раз , сколько подпрыгнули.

2. «Бегущие огоньки»

3.Смена рабочей позы.

На держателе.

Карточки со словами  на боковых стенах.

                                                  4.Постановка цели и задач урока

Цель:     

Нацелить на осознанную учебную деятельность.  

Учить ставить личные цели.                                        

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ставят свои цели на урок.

Сообщает тему урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете, узнаем, как называются реки, озера, горы, моря.

Ставит цели урока.

Я научу вас правильно писать названия рек, гор, морей.

Предлагает учащимся поставить свои цели на урок.

Чему вы хотите научиться?

За правильные ответы вы будете получать фишки-монетки.

                                                    5.Изучение нового материала

Цель:

Расширять представления об именах собственных.

Корригировать память на основе зрительного, слухового восприятия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопрос.

Запоминают названия.

Отвечают на вопросы.

На Экологический букварь прикрепляют карточки с названиями .

Записывают в тетради слова, обводят большую букву в именах собственных.

Взаимно проверяют выполненную работу.

Ищут и показывают карточки в классе.

Выполняют упр-я  физминутки по инструкции.

Задаёт вопрос.

Как называется наш край?

Предлагает просмотреть слайды.

Даёт задание запомнить названия мест, о которых будет рассказывать.

Мы совершим небольшое путешествие по нашему краю и республике Алтай.

Запомните названия рек, озер, городов, гор.

Через горную часть Алтая проходит прекрасная дорога - Чуйский тракт. Проезжая по ней можно увидеть и хвойные леса, и горные массивы. Самая высокая – гора Белуха(4506м). Ее верхушка покрыта льдом, как снежной шапкой. Много в Алтайском крае и республике Алтай рек: Обь, Бия, Чуя. Но самая бурная - Катунь.

А самое большое озеро - Телецкое. Оно считается одним из прекраснейших по всей России. В его чистых, прозрачных водах, как в зеркале отражаются небо, облака.

А вот центр Алтайского края - город Барнаул. Он главный город края.

Задаёт вопросы.

Как называлась гора; река; озеро; город?

Даёт задание.

2.Прикрепите карточку с названием на букварь.

Д/и «Проверь свою память»

                                                    река Катунь

Даёт задание.

Запишите эти слова в тетрадь. Обведите большую букву в именах собственных.

3.Описывает озеро, моря  и предлагает найти их названия в классе.

Телецкое озеро самое прекрасное, а самое глубокое - Байкал.

                                      Озеро Байкал

Это море называется так же, как цвет.

                                        Черное море

А вот на берегу Балтийского моря можно найти

 янтарь, из которого делают вот такие украшения.

                                        Балтийское море

Задаёт вопросы.

Какие из этих слов можно назвать именами собственными?

Как они пишутся?

Даёт инструкцию.

            Физминутка.

1. «Веселые человечки»

Найдите ответы на мои вопросы на карточке. Выполните   упр-е, нарисованное возле слова.

                В озере этом небо

                Как в зеркале отражается.

                Это жемчужина края.

                Как же оно называется?

      На берегу этого моря можно найти янтарь.

              Это море называется так же, как цвет.

     Самое глубокое озеро.

           

                   

Задаёт вопрос.

Как написаны все эти названия?

2.Офтольмотренажер.

3.Массажные каталки и ленты.

4.Смена рабочей позы.

Просмотр слайдов.

Слайд 1: фото- гора Белуха, надпись «гора Белуха»

Слайд 2: фото- река Катунь, надпись «река Катунь»

Слайд 3: фото- озеро Телецкое, надпись «озеро Телецкое»

Слайд 2: фото- город Барнаул, надпись «город Барнаул»

Работа на Экологическом букваре

Взаимопроверка.

Янтарные бусы.

Поиск информации в окружающей действительности.

Карточка на подвесной рейке.

Звучит музыка.

                                                    6.Закрепление и повторение изученного материала

Цель:

Закреплять правописание имен собственных

Воспитывать мотивацию к учению.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работают в тетрадях.

Выполняют самопроверку.

На доске по 1 слову в столбик.

Работают по учебнику.

Даёт задание.

1.Запишите с помощью карточки названия, которые запомнили.

                     

озеро … ,

море… ,

море …

I-4словосочетания

II-5словосочетаний

III-6словосочетаний

Обведите большую букву в именах собственных

Даёт задание.

2.Работа по учебнику.

        с.147  у.8

I-по заданию;

II -дополнительно записывают1предл.с именами собственными;

III-дополнительно 1предл. и схему к нему)

Как на письме мы показываем начало и конец предложения?

Какие ещё слова в предложении пишутся с большой буквы?

Какие имена собственные вы записали?

(Работа с правилом с.148)

Дифференциация по объёму

Карточка на подвесной леске.

Самопроверка с карточки.

Ангелина- у доски (понимание инструкции)

Дифференциация по сложности.

Алёша- схема уже готовая

Проверка фронтально.

                                                    7. Задание на дом

Цель:

Закреплять правописание имен собственных в самостоятельной работе.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник.

Объясняет задание.

с.148 у.9

I-3 предложения

II-4 предложения

III-5 предложения

Дифференциация по объёму

                                                    8. Подведение итогов и оценка знаний учащихся

Цель:

Учить анализировать свою работу, результаты  на уроке.

Воспитывать адекватную самооценку.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Подводят итог по вопросам.

Проводят рефлексию.

Самооценка учащихся.

Задаёт вопросы.

Какие слова относятся к именам собственным?

Как пишутся имена собственные?

Даёт инструкцию по проведению рефлексии.

     Рефлексия.

  Составьте предложения по схемам.

   

Оценивание.

Предлагает оценить свою работу на уроке  по фишкам.

Критерии: 5-7 фишек- оценка «5»;

3-4 фишки- оценка «4»; 1-2 фишки- оценка «3»;

Развернутая словесная оценка учи-

теля с учетом количества фишек.

Заключительное слово учителя.

         

            Если деньги накопить,

            Можно многое купить-

            Дом, одежду и завод,

            Самолет и пароход.

            Но нельзя купить росу,

            Птичье пение в лесу,

            И не спрятать в кошелек

            Родничок и тополек.

Ни за какие деньги не купишь красоту родного края.

Даёт сладкие призы.

Карточки на вертушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.

Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании   слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...

Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по теме "Слова – названия предметов, отвечающие на вопрос: кто?"

Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: формировать у учащихся знания о словах- названиях предметов, правильно ставить к ним вопросы (кто? или что?).Задачи:- повторение и закрепление знаний уч...

Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"

Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...

Открытый урок письма и развития речи по теме: «Большая буква в именах собственных»

Цели урока: Закрепление знаний о правописании большой буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, в названиях географических объектов.Развитие орфографической зоркости учащихся; разви...

Открытый урок по письму и развитию речи. Тема:Упражнение в правописании имён собственных.

В данном конспекте урока предложены различные задания и упражнения по теме: "Правописании имён собственных", для детей с интеллектуальными нарушениями....