Конспект урока письма и развития речи во 2 классе по теме "Слова – названия предметов, отвечающие на вопрос: кто?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Корж Лилия Ивановна

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

формировать у учащихся знания о словах- названиях предметов, правильно ставить к ним вопросы (кто? или что?).

Задачи:

- повторение и закрепление знаний учащихся о словах-названиях предметов, отвечающих на вопрос что?;

- формирование умений применения полученных знаний на практике;

-коррекция  и  развитие  логического мышления учащихся на основе сравнительного анализа значения слов; уточнение и обогащение словарного запаса учащихся через словарную работу во время урока; развитие навыков самоконтроля и самооценки учащихся; коррекция и развитие вербального восприятия и памяти, зрительного и слухового внимания учащихся на основе выполнения упражнений и заданий; развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уверенности в своих силах; формирование навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_2_kl_korzh_l.i._otzyv.docx216.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи во 2 классе

(из опыта работы учителя начальных классов – Л.И.Корж)

Тема урока. Слова – названия предметов, отвечающие на вопрос  кто?

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

формировать у учащихся знания о словах- названиях предметов, правильно ставить к ним вопросы (кто? или что?).

Задачи:

- повторение и закрепление знаний учащихся о словах-названиях предметов, отвечающих на вопрос что?;

- формирование умений применения полученных знаний на практике;

-коррекция  и  развитие  логического мышления учащихся на основе сравнительного анализа значения слов; уточнение и обогащение словарного запаса учащихся через словарную работу во время урока; развитие навыков самоконтроля и самооценки учащихся; коррекция и развитие вербального восприятия и памяти, зрительного и слухового внимания учащихся на основе выполнения упражнений и заданий; развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уверенности в своих силах; формирование навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.

Оборудование: предметные картинки, слова – названия предметов,  карточки – слова с вопросами  Кто?,  Что?;  графический рисунок «Дорожки» у каждого ученика; изображения солнышка и тучки у каждого ученика; домик, нарисованный  на листе ватмана, электронная-физминутка- тренажер  для развития глазодвигательных мышц «Солнышко»; мультимедийная установка, презентация к уроку.

                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.

а) психологический настрой учащихся на работу во время урока:

-Посмотрите, сколько у нас гостей! Поприветствуйте их.

Сейчас появится ещё один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:

                      Среди поля голубого –

                      Яркий блеск огня большого.

                      Не спеша огонь тут ходит,

                      Землю – матушку обходит,

                      Светит весело в оконце,

                      Ну, конечно, это…. (солнце).

(На слайде появляется изображение солнышка.)

-На какую геометрическую фигуру похоже солнышко? ( Круг).

(Учащиеся становятся у доски, образуя круг.)

б) психогимнастика и проверка готовности к уроку:

Утром солнышко проснулось, (потирают глаза кулачками)

Улыбнулось, (улыбаются друг другу)

Потянулось, (потягиваются)

Расправило свои лучики (руки согнуты в локтях, дети касаются друг друга  локтями, передают пожелания).

- Проверь, дружок, готов  ли  ты  начать урок?

  Всё на месте? Всё в порядке? Книги, ручки и тетрадки?

II.   Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну слов. Там живут слова –названия  предметов. Дорога будет сложной.

а) пальчиковая гимнастика:

Пошли пальчики гулять,

А вторые- догонять,

Третьи пальчики- бегом,

А четвертые- пешком,

Пятый пальчик поскакал

И, конечно,  всех догнал!

У  учащихся на партах «Волшебные обводилки - дорожки» (формирование графо-моторных навыков, упражнение на коррекцию мелкой моторики).

- Дорогу проведем по начертанным линиям.

(Проводят пальцем или карандашом по извилистым линиям).

- Чтобы двигаться дальше, мы должны записать, когда отправились в путешествие.

б) работа в тетради:

( Запись даты.)

в) минутка чистописания:

- Пройдемся по улице Чистописания (на слайде схема пути; появляется табличка « улица Чистописания»).

Упражнение на развитие вербального восприятия.

- Закройте глаза, я вам «напишу» на  спине букву, которую будем писать. (Каждому «пишу» на спине букву С).

Открываю образец написания:

Сса  Ссб  Ссв  Ссг  Ссд

- Обведите то соединение букв, которое вам понравилось больше всего как вы написали.

- Составьте на интерактивной доске предложение из слов.

(Солнце ярко светит)

(Записываю  на доске, не ставлю точку в конце предложения, дети исправляют ошибку, записывают предложение правильно в тетрадь).

На партах у учащихся изображения (солнышко и тучка), если с работой справились, поднимают солнышко, если нужна помощь, поднимают тучку.

- Работу выполнили и двигаемся дальше. На нашем пути - улица Словарная.

(название появляется на карте путешествия)

г) словарная работа:

Упражнение на развитие памяти.

Вывешиваю на доску предметные картинки (пенал, карандаш, тетрадь,  берёза, собака), учащиеся смотрят 20 сек., затем  картинки  убираю.

- Запишите названия предметов в тетрадь по памяти.

!!! Панченко А., Шаповалов М., Сафронов М., Арсёнов Ал. списывают слова в карточки.

(Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями)

- Что обозначают слова, которые записали?  (Названия предметов).

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?)

- Найдите «лишнее» слово, подчеркните.

Ш. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке узнаем о словах- названиях предметов, которые отвечают на другой вопрос.

IV. Изучение нового материала.

а) улица Новая. (На схеме появляется надпись  « улица Новая»).

- Посмотрите на эту картинку. (изображение мальчика)

- Я поставлю к предмету на картинке вопрос

(карточка с вопросом  Кто это?)

- Прочитайте вопрос. (Кто это?)

- Ответьте на него. (Мальчик)

- Найдите это слово на карточке, поставьте его рядом с вопросом.

- Прочитайте. Что получилось? (Кто это?Мальчик.)

- Запишите в тетради вопрос и название предмета.

(Один ученик  пишет на доске).

-Теперь посмотрите на эту картинку (изображение девочки; помещаю изображение  в таблице в колонку (предмет).

- Как вы спросите о ней? ( Кто это?)

- Кто ответит на этот вопрос? (Это девочка.)

- Найдите слово на карточке. Поставьте рядом с вопросом. Прочитайте, что получилось? (Кто это? Девочка.)

- Запишите вопрос и название предмета.

 (Учащиеся записывают с комментированием).

На доске таблица заполняется по ходу работы:

Предмет

Вопрос

Название предмета

Кто это?

Мальчик.

Кто это?

Девочка.

- Какие два предмета назвали? (Мальчик, девочка.)

- На какой вопрос они отвечают? (Кто?)

- Покажите, где нарисованы предметы? А где написаны их названия? (Учащиеся  выходят к доске, показывают в  таблице)

-Давайте запишем ещё одно слово, которое было «лишним», когда вы записывали словарные слова. (Выполняют самостоятельно).

Проверка. 

Ученик находит изображение, вопрос, слово – название предмета, выставляет в таблице.

Предлагается устно подобрать несколько названий предметов, отвечающих на вопрос кто? Каждый раз воспроизводят вопрос к словам.

Вывод: о людях и животных надо спрашивать кто это?

б) работа с учебником:

чтение правила (страница 102);

в) гимнастика для глаз:

электронная физминутка-тренажер для развития глазодвигательных мышц «Солнышко»;

г) физминутка:

Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось…

Раз – росой оно умылось,

Два – изящно покружилось,

На три – присело,

Детям пяточки задело,

На четыре –

За парту село.

V. Закрепление знаний, полученных учащимися на уроке.

а) работа с учебником и в тетрадях:

выполнение упражнения № 2, стр.103:

- Назовите людей, изображённых на рисунке.

- Вставьте эти слова в предложения.

- Запишите предложения в тетрадь.

(Панченко А., Шаповалов М., Сафронов М., Арсёнов Ал. – записывают только 1-ое предложение; остальные учащиеся – 2 преложения).

- Какие слова отвечают на вопрос кто?

- Подчеркните их.

б) игра « Засели жильцов» (использовать интерактивную доску):

- На доске домик, в который нужно «заселить» слова – названия предметов, отвечающие на вопрос Кто? (Ученик, бабочка, воробей, кот, рыба)

в) работа в тетради:

- Запишите в тетради слова (запись на слайде презентации):

Кто? Ученик, бабочка, воробей, кот, рыба, слон.

г) упражнение на развитие аналитико – синтетической деятельности:

Задание: среди букв найти слово – название предмета, отвечающее на вопрос кто?

Подсказка: название слова прочитать через 1 букву (ответ: слон)

                                              КСНЛИОГНА

д) обобщающая беседа:

- К каким словам - названиям предметов  задаём вопрос кто? 

- Назовите предметы в классе, которые отвечают на вопрос кто?

VI. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

- Куда отправлялись сегодня на уроке? (В Страну слов)

- Какие там живут слова?

- На какие вопросы они отвечают?

- Сегодня на уроке активно работали …, они получают оценку 5; оценку 4 получают…. и т.д.

VII. Домашнее задание.

Браткова Т., Валуйская Ал., Быков Ал., Каменева Кр.- записать в тетрадь 5 слов, отвечающих на вопрос кто?

Панченко А., Шаповалов М., Сафронов М., Арсёнов Ал.- записать 3 слова, отвечающих на вопрос кто? (с помощью воспитателя)

VIII. Рефлексия.

- Покажите, какое у вас сейчас настроение.

 (солнышко- хорошее, радостное, весёлое; тучка – грустное, плохое).

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал о….

Мне было легко ….

Мне понравилось (не понравилось)…

Трудным для меня было….

- Солнышко благодарит вас за работу, дарит вам свои маленькие солнышки!  (круглые  шоколадки)

Картинка 1 из 39314


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму  будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс. Тема "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"

Конспект урока письма и развития речи, 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема урока "Гласные у-ю после твердых и мягких согласных"...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....

Конспект урока письма и развития речи 4 класс (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие умственную отсталость)

Тема урока: Обобщающий урок по темам «Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного, разделительный ь»Цели: Обобщить знания о ь – как показателе мягкости согласных на письме, раздел...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов"

Тема: «Упражнения в выделении слов, обозначающих названия предметов.»Цели:Образовательные:- Закреплять и систематизировать знания и умения выделять в речи слова, обозначающие названия пред...