Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Наумкина Анастасия Сергеевна

Предварительный просмотр:

                                                                Михайлова А.С., 29.04.16 год

Тема урока: Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.

Цель: научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками. 
Задачи
1.Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я; 
2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике; 
3.Воспитывать любовь к русскому языку. 

Ход урока


1.Организационный момент.

Давайте улыбнемся друг другу. Тем самым пожелав друг другу успехов в учении. А теперь улыбкой поприветствуем  наших гостей. Для того чтобы урок принес нам всем радость  и общение с друг другом , какими мы должны быть в течении всего урока?

Сели тихонько за парты.

2.Минутка чистописания. 

Записать число, классная работа.

 -На доске у меня написаны элементы букв,какие буквы можно записать с помощью этих элементов (В,в)(слайд № 1), пропишите эти буквы всю строчку.

-Кто изображен на картинке (верблюд, ворона слайд №2). Что вы знаете о этих животных(верблюд живёт в пустыне, приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле. Горб на спине содержит запасы жира, которые организм верблюда постепенно использует для получения энергии. Жидкость верблюды хранят не в горбу, а в желудке; ворона не перелетная птица,  всеядная).

- Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните в них  трудности написания ( верблюд- безударная гласная е, парный согласный д-т; ворона- безударная гласная о в первом слоге ). Проверка один ребёнок отвечает(если у вас так же поставьте +)

3. Постановка и целей задачи.

Сейчас я вам прочитаю   сказку, послушайте внимательно. 

СКАЗКА "ХВАСТУНИШКА".

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит  ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым; слово ел превратилось в слово ель, а консервная банка стала теплой банькой. Кто этот фокусник?  Расхвастался ь знак- я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться  "Мы тоже умеем показывать фокусы. Был лук стал люк, мал стал мял, рад превратился в ряд, воз в вёз, был в бил." Кто поставил хвастунишку на место? (гласные буквы)

-А теперь посмотрите еще раз на наши  слова, какой фокус вы заметили? (слова начинаются на одну букву, а звуки разные).

-А почему так получается, что буква одна и та же, а звуки разные? ( в слове верблюд после буквы В стоит гласная е, она смягчает  согласный звук, а в слове ворона после В стоит гласная о, она не дает мягкость согласным звукам).

-Мы можем сказать от  чего зависит мягкость или твёрдость согласных звуков? (от следующих за ними букв) 

- Исходя из этого, как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?  (слайд № 3Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков.)

Чему мы будем учится сегодня на уроке?:

1.Учиться  распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки  с помощью гласных  букв;
2. Учиться применять умения и знания на практике. 

4. Работа по теме урока.

Посмотрите на слова, которые изображены  (слайд № 2 )  (Лара, Миша, Рома, Люда, Пётр,  Кузьма, )

- Что объединяет все написанные слова? (все слова начинаются с букв, обозначающих согласные звуки, написаны с большой буквы-имена).

 - По какому признаку можно  их разделить на две группы (  по первому звуку слова- мягкий и твёрдый.) Запишите в тетрадь эти слова, на первую строчку слова с твердым звуком, на вторую с мягким звуком. Подчеркнуть мягкий звук  двумя линиями , тв. одной. Какое правило нужно не забыть (Слова все пишем с большой буквы, это имена). (слайд №4)

ПРОВЕРКА:(или у доски с обратной стороны два ребенка)

- Какое было задание -распределить слова по группам и подчеркнуть согласные звуки твердые и мягкие; задание выполнил верно, без ошибок, самостоятельно, что возьмёшь себе тучку или солнышко) Кто выполнил так же как Никита, поставьте себе +, как Ксюша

А кто справился не полностью? Почему? (Я ещё не научился пользоваться  или применять правило. Сегодня на уроке мы ещё будем учится находить согласные звуки мягкие и твердые)

-Какие  буквы  обозначают твёрдость согласных  звуков в начале слова в данных словах (гласные а,о,у)
-При каком условии эти буквы обозначают твёрдость согласных звуков ? (Если стоят после букв, обозначающих согласные звуки). 
-Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков в начале слова в данных словах?
-При каком условии буквы  и, ю, ё обозначают мягкость согласных звуков? (Если стоят после согласных).
-Попробуйте теперь сформулировать  вывод об обозначении мягкости согласных на письме. (слайд №4, Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами ё, ю, я, е, и; а твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, ы, э).

 5.Физкультминутка. 

-Немного поиграем. Если я буду называть слова которые начинаются с мягк. согл.звук - то  хлопаете  в ладоши, если с твёрдого - приседаете. 
Рад, ряд, слон, мяч, роза, мама, сад, рёв, рукав, рюкзак, сито, билет, балет, заяц, зяблик. 
Какие Вы внимательные! 

6. Закрепление

(работа в паре) слайд №5

А теперь я предлагаю вам почувствовать себя фокусниками?

Гласные буквы  зашифровали слова, ваша задача расшифровать их.

Вам даны слова звуками,  нужно записать их буквами.

1.[бант]

2.[р' эк' и]

3.[б' инт]

4.[рука]

5.[ сосны]

6.[ л' ист]

7.уго[ л' ок]

8.[к'ит ]

9.уго[лок]

 (Проверка, по цепочке. Сверка со слайдом №6  )

7. Самостоятельная работа (взаимопроверка)

Запишите  предложение  На клумбе растут лютики. (слайд № 7) (подчеркнуть тв.согл и мягкие согл. Обменятся тетрадями с соседом и проверить, если все верно поставить +. Затем проверить с классом.) Дополнительное задание главные члены предложения. (слайд № 8)

8.Рефлексия.

Все ли поставленные задачи мы решили, как вы думаете?

Какими буквами обозначается мягкость  (ё, е, ю, я, и), твердость согласных звуков (а, о, у, э, ы)

ПРОДОЛЖИТЕ одно из предложений (слайд № 9)

1. Мне понравилось....

2. Мне не понравилось.....

3. Я узнал......

4. Я научился......

5. У меня не получилось.....

9. Спасибо за урок!

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  русского языка в 1классе  Михайлова А.С.

                                                                                        29.04.16 год

     

    Тема урока: Буквы гласных как показатель мягкости и твёрдости согласных звуков.

    Цель: научить обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками. 

     Задачи: 

1.Учить распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки; познакомить учащихся со способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, и, я; 
2.Развитие умения работать самостоятельно; умения применять знания на практике; 
3.Воспитывать любовь к русскому языку. 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

        Урок построен по ФГОС, с использованием ИКТ.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям и соответствует содержанию учебной программы.

        На уроке прослеживается межпредметная связь с окружающим миром. Актуализация знаний была проведена с помощью словарной работы. Была задана проблемная ситуация.

На уроке организованна поисковая деятельность. Предлагались задания поискового характера (сравни, докажи, объясни .)

        Мною были использованы методы наблюдения, сравнение, чтение.

        Форма организации работы на уроке -фронтальная, в парах, индивидуальная.

Наглядный материал используемый на уроке уместен (так же он использовался для иллюстрации и решения обучающих задач).

Мной были учтены уровни актуального развития учащихся.

По мере выполнения заданий отслеживается формирование навыков самоконтроля и самооценки. Задания которые использовались на уроке реализуют развитие следующих качеств : внимание, мышление, речь, восприятие, воображение. Для разрядки эмоциональной сферы была использована физминутка.

На уроке развивались регулятивные УУД(определять цель, составлять план, действовать по плану,  контролировать себя во время выполнения задания, умение высказывать своё предположение).

Познавательные(перерабатывать информацию, сравнивать, классифицировать, умение извлекать информацию ).

Коммуникативные (доносить свою позицию, принимать мнение других, умение работать в паре).

Личностные (умение высказывать свою точку зрения).



Предварительный просмотр:

1.[бант]

2.[р' эк' и]

3.[б' инт]

4.[рука]

5.[ сосны]

6.[ л' ист]

7.уго[ л' ок]

8.[к'ит ]

9.уго[лок]

1.[бант]

2.[р' эк' и]

3.[б' инт]

4.[рука]

5.[ сосны]

6.[ л' ист]

7.уго[ л' ок]

8.[к'ит ]

9.уго[лок]

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ворона

Слайд 4

Верблюд

Слайд 5

В о роˈна , в е рблюˈ д .

Слайд 6

Буквы гласных как пока- затель мягкости и твёрдости согласных звуков.

Слайд 7

1.Учиться распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв; 2. Учиться применять умения и знания на практике.

Слайд 8

Лара, Миша, Рома, Люда, Пётр, Зухра

Слайд 9

Л ара, Р ома, З ухра. .

Слайд 10

М иша, Л юда, П ётр.

Слайд 11

Мягкость согласного звука Е,Ё, Ю, Я, И Твёрдость согласного звука А, О, У, Э, Ы

Слайд 12

1.[бант] 2.[ р ' эк' и] 3.[б' инт ] 4.[рука] 5.[ сосны] 6.[ л' ист ] 7.уго[ л' ок ] 8.[ к'ит ] 9.уго[ лок ] 1. бант 2. реки 3. бинт 4. рука 5.сосны 6. лист 7.уголёк 8. кит 9.уголок

Слайд 13

На клумбе цветут лютики.

Слайд 14

Н а к л ум б е ц в е т ут л ю т и к и.

Слайд 15

1.Мне понравилось…… 2. Мне не понравилось… 3. Я узнал…… 4. Я научился….. 5. У меня не получилось…..

Слайд 16

На клумбе цветут лютики .

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков.

Создать условия для закрепления учащихся гласных букв как показатели твердости-мягкости согласных звуков, развития речи....

Конспект + презентация урока русского языка по теме: "Буквы гласных как показатель мягкости и твердости согласных звуков" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков гласными звуками.Планируемые результаты:Предметные:Знать твёрдые и мягкие согласные звуки;Знать способы ...

"Буквы гласных как показатель твердости и мягкости согласных звуков" 1 класс пнш

Данная презентация создана для дистанционного обучения...