Урок русского языка 1 класс "Буква гласных обозначают мягкость и твердость согласных звуков на письме" (школа 2100)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Золотых Екатерина Викторовна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1klass_titulnyy_list.docx12.8 КБ
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык    1класс (Школа2100)      

Тема: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

   Цели: углубление знаний о том, что буквы гласных могут обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме.

Задачи:  -учить определять кол-во звуков  в слове , характеризовать звуки;

                   -расширять словарный запас;

                   -учить пользоваться толковым словариком;

                   -учить каллиграфически правильно писать буквы,слова;

                   -развивать у уч-ся внимание, память, мышление,устную речь,творческие способности уч-ся(высказывать предположения);

                   -воспитывать умения работать в коллективе и самостоятельно.

 

Учитель: Золотых Е.В.

4.04.12



Предварительный просмотр:

         

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Выполнение заданий в «Рабочей тетради».  

Чистописание.

– Как называется наш урок?(Р. Яз.)

– Чему мы будем учиться на уроках русского языка?(правильно писать слова,изучать разные понятия)

– С какого упражнения мы начинали прошлый урок?(с чист-я)

– Чем полезны упражнения в чистописании?(учимся красиво,аккуратно писать)

1. – Просмотрите образцы, данные в тетради на с. 4.

– Написание каких букв мы повторим?(л  м  я)

– Какие зверюшки нам в этом помогут?(крокодил,медведь,змея)

– Что напоминает вам линия на верхней строке? (Змейку.)

 Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку.

2. – Поиграем в «поезд».

 Сначала один вагончик – буква л, затем вагончики присоединяем по одному, и получился самый длинный состав – из трёх букв л. Но в путешествие собрались и буква м, и буква я.

– Какие элементы их объединяют?(показ на доске)

– Как соединены буквы-вагончики? (Нижнее соединение.)

- Напишите.

3. – Прочитайте слова. Объясните их значение.(мель)

– Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам.(лимон)

– Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое количество звуков, а количество букв – разное. (Мель, мел.)

4. Самоконтроль.

– Мы повторили написание строчных букв л, м, я.

– Назовите животных. Определите, какая буква им нравится. (Крокодилу – буква л, медведю – м, змее – я.)

Учитель читает стихи:

Крокодил, медведь, змея

Любят буквы л, м, я.

Лучшие буквы им подари –

С нужными животными соедини.

(Уч-ся карандашом соединяют свою лучшую букву л с рисунком крокодила, букву м – с рисунком медведя, я – с рисунком змеи.)

 Словарная работа.

1.-Чтение и запись. На доске.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2. -Обозначим ударение в каждом слове, подчеркнем безударные гласные в словах.

(Уч-ся выходят к доске и работают со словами)

– Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Формулирование темы урока.

– Сколько в русском языке букв гласных?(10)

– Запишите пары столбиком.

Учитель диктует: а  о  э  у  ы

                                 я  ё  е  ю  и

– По какому принципу разбиты буквы на две группы? (Буквы гласных, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.)

– Сформулируйте тему урока.

– Составим план урока.

1. Буквы гласных звуков, обозначающие твёрдость согласных звуков.

2. Буквы гласных звуков, обозначающие мягкость согласных звуков.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Позн.

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

.

Рег.

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личн.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Рег.

1)Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммун.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Позн.

1) обобщать и классифицировать по признакам;

2) ориентироваться на развороте учебника.

3) на основе анализа объектов делать выводы;


ΙΙ. Постановка учебной проблемы

  I. Работа в учебнике.  

1. Упр. 6, с. 8.

(Всю работу выносим на доску)

После чтения слогов ставится проблемный вопрос.

– Мы знаем, что звуки – это невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя написать?

(Предположения уч-ся)

– На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово так, как оно звучит.

(Учитель показывает такую запись на доске, выполняя следующее задание упражнения.)

Образец: [эх] – эх, [ох] – ох, [ах] – ах, [ух] – ух, [й’ух] – юх, [их] – их.

Вопросы после выполнения:

– Какой согласный звук в этих слогах?

– Дайте ему характеристику.

– Будут ли в этих слогах буквы И, Ю обозначать мягкость согласного звука?

– Почему? (Не будут, так как стоят перед буквой согласного.)

– Что нового мы для себя сейчас открыли?(гл. показ. тв. и мягк.согл.,если стоят после согл.)

– Когда нам это пригодится?

2. Упр. 7, с. 8.

– Прочитайте слова в правом столбике.

– Как вы их понимаете?

– Где можно найти объяснение значения слова? (Прочитайте на с. 9,толк. словарик).

– Прочитайте 1-е незаконченное предложение, добавьте подходящее слово.

– Соедините линией это слово с предложением.

– Назовите согласные звуки в этом слове.

– Закончите моё предложение:

«Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся буквы гласных... ..., а если согласные мягкие, то после них стоят буквы гласных...

Это не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц], потому что...

Есть согласные звуки, которые всегда мягкие. Это ...

Всегда твёрдые согласные звуки – это ...»

Ученики составляют все предложения.

– Рассмотрите нижнюю картинку. Что показывает учитель Карандаш львице? (Эстамп.)

– Что нового мы узнали из упражнения 7?    

II.  Работа в тетради.

-Записать 2-е предложение с комментированием.

-Подч-ть буквы гласных и поставить уд-е.

ΙΙΙ. Применение  знаний

    I. Работа в тетради.  

Игра «Поймай нужный звук».

(Учитель читает слова с парными согласными по твёрдости-мягкости. Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта – с мягкими согласными. )

Слова для диктовки:

нос – нёс

вёл – вол

ряд – рад

– Обозначьте точками соответствующие звуки.(красн.-гл.

Син./зел.-согл.)

   II. Работа в учебнике (с. 9).  

 Упр. 8, с. 9.

– Прочитайте слова.

– Объясните значение каждого слова.(этикет   этикетка)

–Прочитайте в толковом словаре.

– А какой этикет должен знать ученик?

– Какое слово помогает понять обезьянка? (Этикетка.)

–Зачем нужны этикетки? На каких предметах вы их видели?

– Являются ли однокоренными слова этикет и этикетка? Почему?

   III. Работа в тетради.  

Списать слова этикет и этикетка.

Схемы к этим словам даны на доске.

Подобрать к словам соответствующую схему.

– Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

– А букв гласных? (10)

– Прочитайте вывод в тетради.

– Назовите все буквы гласных.

– Что нового вы узнали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

   

Позн.

1) обобщать и классифицировать по признакам;

2) ориентироваться на развороте учебника.

3) на основе анализа объектов делать выводы;

Коммун.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рег.

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог

– Что нового узнали?  

– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных? Твёрдость согласных?

– А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] – твёрдый»? Почему?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

–В дневние закрашивают кружок(самооценка).

Технология оценивания успехов.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме

Урок в 1 классе по русскому языку (Программа "Школа 2100")...

Урок Русского языка, тема: "Как обозначить мягкость согласного звука на письме"

Увлекательный урок, в помощь учителю тест и презентация...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...