Диктанты с дескрипторами. 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Диктанты с дескрипторами помогают учащемуся самому видеть все орфограммы в диктанте, анализировать свои ошибки, выполнять работу над своими ошибками, выполнять самооценку.

 Работа над ошибками - это один из этапов в достижении грамотности школьников. Как сделать этот вид деятельности интересным и продуктивным? Я считаю, что одним из видов работы  в этом направлении являются диктанты с дескрипторами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty_s_deskriptorami.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

                            Диктанты с дескрипторами. 3 класс.

Проверочный диктант по теме  «Парная согласная на конце слова».

Зяблик.

По ночам холод. Под ёлкой ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. Льётся песня зяблика. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

 (По Ю. Ковалю)

Учитель орфографически проговаривает окончания слов: на еловой ветке, буквосочетание -тся в слове льётся, слово привет.

Информационная характеристика диктанта.

Орфограмма/правило постановки знаков препинания

Количество орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

3

лежит, чаща, чудо

2. Прописная буква в начале каждого предложения.

14

 

3. Знаки препинания (точки, ? !) в конце предложений.

14

 

4. Раздельное написание предлогов с другими словами

5

По ночам, под ёлкой, на реке, на еловой, по всему,

5. Правописание слов с Ь – показателем мягкости

2

трель, откликнулась

6 . Правописание слов с разделительным Ь.

3

льётся, трелью, птичья

7. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

9

холод, лежит, реке, еловой, сидит, поёт, летит, лесная, весны

8. Правописание  согласных в конце слова

6

холод, снег, сугроб, лёд, зяблик, привет

9. Перенос слов

Количество определяется индивидуально в соответствии с записью текста

 

Дескрипторы к диктанту.

Критерии

Орфо

грамма

Уровень достижения

Бал

лы

Фактически полученные баллы

Работа над ошибка

ми

Оценивает ученик

Оценива

ет учитель

Умею писать слова с  сочетаниями жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща.

1

Допустил ошибки во всех словах

0

 

 

 

Правильно написал  3 слова

1

 

 

 

Умею правильно оформлять начало предложения.

2

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

 

 

 

Правильно написал все предложения

1

 

 

 

Умею правильно оформлять конец предложения.

3

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

 

 

 

Правильно оформил повество-

вательные

предложения

1

 

 

 

Правильно оформил воп-

росительное и

восклицательное

предложения

2

Умею раздельно писать предлоги с другими словами.

4

Неверно написал все слова или 1 слово

0

 

 

 

Написал правильно 2-4 слова

1

 

 

 

Правильно написал все 5 слов

2

 

 

 

Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости.

5

Неверно написал слова

0

 

 

 

Написал правильно 1 слово

1

 

 

 

  Написал правильно 2 слова

2

 

 

 

  Умею    правильно  писать слова с разделительным Ь.

    6

Неверно напи-

сал 1слово или

все.

0

Написал правильно 2 слова

1

Написал правильно 3 слова

2

Умею правильно писать слова

с безударны-

ми гласными в корне слова, проверяемые ударением.

    7

Неверно написал все  или  8слов

0

Написал правильно 2-4 слов

1

Написал правильно 5-7 слов

2

Написал правильно 8-9 слов

3

  Умею правильно пи-

сать  согласные в конце слова.

  8

Неверно написал все слова

0

Написал правильно 1-2 слов

1

Написал правильно 3-4 слова

2

Написал правильно 5-6 слов

3

Максимальное количество 16 баллов.

5 -     95% -100%    15-16 б.

4 -    76% -94%       13-14 б.

3 -     50% -75%        9-12 б.

2 –менее 50%   меньше 8 б.

Проверочный диктант по теме  «Орфограмма – буква  согласного  в корне слова».

Лебеди

Озеро стыло на глазах. Мороз резал лицо. Злой туман висел там, где плавали большие белые птицы. Лебеди били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лёд отступил. Счастливые лебеди плавали по воде. Они праздновали победу. Но мороз снова упал – и теперь надолго. Дымилась вода. От озера осталась узкая полоска. Лебеди ушли только на четвёртый день. Вот они в последний раз облетают озеро. Ветер уже несёт по льду обломки тростника, жжёт колючий снег. Птицы оставляют мне до весны грустную лебяжью песню. (82 слова)

                                                                                                                                                                               (По А. Огневу)

Информационная характеристика диктанта.

Орфограмма/ правило постановки знаков препинания

Количество орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк, чн. нщ и др.

1

Большие

2.Прописная буква в начале каждого предложения.

14

3.Знаки препинания в конце предложения.

14

4.Раздельное написание предлогов с другими словами.

7

На глазах, по воде, от озера, на четвертый, в последний, по льду, до весны.

5. Правописание ь – показателя мягкости.

6

Большие, дымилась, осталась, только, день, по льду,

6. Правописание  разделительного  ь.

2

Крыльями, лебяжью.

7. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

19

Озеро, глазах, лицо, висел, большие, лебеди, не давали, по воде, они, полоска, на четвертый, последний, облетают, несёт, тростник, колючий, оставляют, до весны, лебяжью.

8. Правописание безударных гласных,  не проверяемых ударением.

1

Мороз

9.Правописание парных согласных в корне.

6

Мороз, раз, лед, узкая, полоска, снег.

10. Правописание удвоенной согласной.

1

Жжет

11.Правописание непроизносимой согласной.

4

Счастливые, праздновали, тростник, грустную.

12. Правописание гласных в приставках.

3

Отступил, облетают, обломки,

13 Перенос слова.

Дескрипторы к диктанту (по теме  «Орфограмма – буква  согласного  в корне слова»).

Критерии

Ор

фо

грамма

Уровень достижения

Баллы

Фактически полученные баллы

Работа над ошибками

Оценивает ученик

Оценивает учитель

Умею писать слова с сочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк, чн. нщ и др.

1

Допустил ошибку

0

Написал правильно

1

Умею правильно оформлять  начало предложений.

2

Допустил хотя бы одну ошибку

0

Оформил правильно все предложения

1

Умею правильно оформлять  конец предложений.

3

Допустил хотя бы одну ошибку

0

Оформил правильно все предложения

1

Умею раздель-но писать  предлоги  с другими  словами.

4

Написал все

7 слов верно.

3

Написал верно  5-6 слов.

2

Написал верно  4 слова.

1

Сделал 3 или более  ошибок

0

Умею правильно писать слова  с ь –показателем мягкости.

5

Написал все

6  слов верно.

2

Написал

4-5  слов верно.

1

Сделал  3 или более  ошибок

0

Умею правильно писать слова с разделитель-ным  ь.

6

Написал все

2слова  верно.

1

Допустил хотя бы одну ошибку

0

Умею правильно писать слова с безударными гласными, проверяемыми ударением.

7

Написал все 19 слов  верно.

3

Написал верно 15-18 слов.

2

Написал верно 11-14 слов.

1

Написал верно 13 или менее слов.

0

Умею правильно писать парные согласные в корне.

8

Написал все

6  слов верно.

2

Написал

4-5  слов верно.

1

Допустил 3 или более ошибок

0

Умею писать удвоенную согласную

9

Правильно написал слово

1

Умею правильно писать  непроизноси-

мую согласную.

10

Написал все 4 слова правильно

2

Написал 2- 3 слова правильно

1

Допустил  4 ошибки

0

Умею правильно писать гласные в приставках.

11

Написал все 3 слова правильно

2

Написал 2 слова правильно

1

Допустил  2 и более  ошибок

0

Умею писать каллиграфическим почерком и  без исправлений

12

Написал без исправлений каллиграфичес-

ким почерком

3

Допустил  1-2 исправления

2

Допустил более 3 исправлений

0

Максимальное количество баллов:  22 балла.

5 -     95% -100%      21-22 б.

4 -     76% -94%        17-20 б.

3 -     50% -75%        11-16 б.

2 –    менее 50%       меньше 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические диктанты для 4 класса.

Используются на уроках математики в 4 классе....

Словарный диктант для 1 класса

Картинный словарный диктант для учеников 1 класса по русскому языку....

Диктанты для 1 класса

Тексты для учащихся 1 класса разбиты по темам. В задания вошло: правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, слова с буквой Й и Э. Материал взят из интернета....

Математические диктанты в 4 классе

Математические диктанты в 4 классе , составленные по разным темам....

Входной контрольный диктант в 4 классе.

Текст контрольного диктанта и грамматические задания....

Диктанты с дескрипторами 2 класс

Работа над ошибками - это один из этапов в достижении грамотности школьников. как сделать этот вид деятельности обучающигося интересным и продуктивным? Я считаю, что одним из видов работы ...

Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты.

Статья. Математические диктанты в первом классе. Обзор и примерные математические диктанты....