Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шверненко Ольга Николаевна
Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 Демонстрационный материал:  ПК, экран, презентация, запись на доске, толковый словарь, задания для групповой работы, книга «Зимовье зверей».     

 Для индивидуальной работы: рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

I   Организационный момент.

II  Чистописание.

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»

III. Актуализация знаний.

IV. Введение в тему.

V. Сообщение темы и целей урока.

VI. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа в группах.

  • Работа с учебником

Физкультминутка

.

Постановка целей через  проблемную ситуацию.

VII. Закрепление  новых знаний.

Игра «Рассели жильцов»  (по вариантам)

VIII. Итог урока.

IX.Домашнее задание.

X. Рефлексия.

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Сегодня на уроке нам придется делать открытия, много удивляться. А какой звук обычно произносят, когда удивляются?

- Вот поэтому мы сегодня вспомним, как пишется строчная буква О.  

- А что мы знаем  о букве О?

- Пишем две буквы с верхним соединением и две с нижним, соблюдая наклон и высоту.

- Ребята, зачем у буквы о нам нужны верхнее и нижнее соединение?

- С какими буквами о соединяется верхним соединением? Нижним?

- Запишите эти буквосочетания.

- Ребята, ответьте мне, над какой большой темой мы работаем?

- Вспомните, что мы уже узнали о слове?

- Сегодня, ребята, мы узнаем ещё много нового о слове.

- А сейчас, послушайте сказку.

Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь.

- А хотите знать как звали этого царя, попробуёте  отгадать.

     Вот как его имя объясняется в толковом словаре Ожегова:

- Как же зовут царя?

- Откройте учебник на с.74. Какую новую тему в разделе «Слово» мы с вами будем изучать?

 Чему же так удивляется Петя Зайцев? Что он держит в руках?

- Ребята, а зачем нам говорить о корне на уроке русского языка.

- Правильно, ребята. 

- Кто сформулирует тему нашего урока.

- Какие задачи каждый  поставит перед собой на урок?

-На уроках русского языка мы будем говорить о корне, как  о части слова.

Я вам расскажу одну историю.

Жил-был корень -сад-. Один  догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо веток росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-Прочитайте эти слова.

- Как их можно назвать?

- Почему?

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

- Что мы называем корнем?  

- А хотите сами стать такими садовниками?

  • Работаем в группах.

Задача: записать как можно больше слов с данным корнем.

-лес-

-стол-

-дом-

-ход-

-лед-

-гриб-

- Проверяем.

- Прочитайте только корни.

- Вы поняли, что обозначают эти слова?

- А попробуйте  закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слова? 

- Какой вывод от сюда следует?

- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнёздами.

- Прочитайте правило на стр. 75 в желтой рамке.

- Какие вопросы можно задать к правилу?

- Сравните свое определение с тем, которое дали авторы. Правильно ли мы сделали вывод?

- Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»    

- Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

- Какой корень в этих словах?

- А почему слово гусеница не является родственником?

 

- Какие слова можно называть однокоренными?      

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

                             

- Прочитайте вывод в учебнике в серой рамке и сравните с вашим. Правильно ли мы сделали вывод?

- К двум корням приехали гости. Но вдруг на небо налетела большая снежная туча и нужно быстро помочь гостям. Расселите гостей по домам.
(Два домика, два корня –зим- и –снег-)

Слова: зима, снег, зимовать, зимний, снежок, снежный, зимующие, снеговой, зимовье.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и успели расселить гостей по домикам до снегопада. И вот на поляну обрушился снег.

- Что такое зимовье? (воспит. момент.)

- Как вы думаете, для чего нужно зимовье для зверей?
- Кто помогает животным перезимовать в морозную зиму?
- Чем можем помочь мы с вами животным и птицам?

- Посмотрите, ребята, у меня есть сказка «Зимовье зверей». Мы с вами обязательно на кружке поставим эту сказку и потом покажем её на нашем празднике.

- Наступила зима, что происходит в это года с водоёмами?

Запишем об этом  предложение с комментированием.

Найдите грамматическую основу.

Найдите, но не обозначайте корень в слове мороз.

Давайте подберем однокоренные слова, тем самым проверим правильность нашего решения.

Что вы заметили?

Какой вывод мы сделаем?

. Из предложенных высказываний найдите правильное определение корня.

Корень – это общая часть всех слов.

Корень – это главная часть предложения.

Корень –это общая часть всех родственных слов.

Какие же маленькие  открытия в  области русского языка вы сделали сегодня на уроке?

- Чему удивлялись на уроке?

- чему удивлялся Петя зайцев?

Дома выполнить Упр.100 («Дидактический материал») или придумать  сказку про корень.

Оцените свою работу на уроке:

1. Вы считаете, что урок прошёл для вас          плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

 2. Вы считаете, что научились выделять корень  в словах, можете подобрать однокоренные слова, но иногда вам ещё нужна помощь.

3. Вы считаете, что было трудно на уроке            

- Урок закончен. Я довольна вашей работой. Всем спасибо.

- Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое…

- О-о-о

- Буква О обозначает звук [о], он гласный, может быть ударный и безударный.

Работают в тетрадях.(Сначала дети прописывают в воздухе.)

- Верхнее и нижнее соединение нужны потому что с некоторыми буква о соединяется сверху, с другими снизу.

- Верхнее соединение с буквами р, т, с, н, к, в.

- Нижнее соединение с буквами : л, м, я.

- Дети записывают ор, от, ос, он, ок, ов, ол, ом, оя.

- Тема «Слово».

- Слова, отвечают на вопросы кто? И что? Бывают одушевлённые и неодушевлённые и т.д.

(Лексическое значение слова дети читают в словаре)

  1. Подземная часть растения.
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

- Корень.

- Части слова.

- Петя держит корень растения и наверно, думает зачем же нам корень растения в этой теме..

- Потому что в русском языке есть корень слова.

- Корень слова.

- Учиться определять корень слова, красиво писать, быть внимательными, учиться дружно работать в группе.

посадка

садик

садовый

садовник

-сад-

- Однокоренные.

- У них общий корень –сад-.

- Корень.

- Корень- это общая часть родственных слов.

Дети в группах записывают однокоренные слова и выделяют корень.

Один человек от группы зачитывает записанные слова.

Каждая группа зачитывает только корни.

Да, например, лес – это множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами)

Нет.

Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

- Да.

Дети разыгрывают сценку.

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

- Да. Это слова гусь, гусыня и гусята.

- Гус-

- Слово «гусеница имеет другое смысловое значение.

-  Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

 

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей

Да.

1 вариант: Зима, зимовать, зимний, зимующие, зимовье.

2 вариант: снег, снежок,  снежный, снеговой.

Значение
1. Место, помещение, где зимуют люди
2. Место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.

- Чтобы спрятаться от непогоды.

- Животным помогают люди.

- Сделать кормушки и подкармливать животных и птиц.

(Учитель показывает детям книгу «Зимовье зверей».)

- Водоёмы покрываются льдом.

Дети записывают и комментируют:

Мороз сковал льдом реки.

Мороз сковал.

-мороз-

Морозный, морозец, заморозил.

Слова имеют общую часть – корень, они близки по смыслу.

Мы правильно нашли корень, теперь можем выделить его в слове.

Корень – это общая часть

всех родственных слов.

Корень  - главная часть слова.

     В корне заключен смысл слова.

    От корня «растут» родственные  слова.

    Чтобы правильно выделить корень надо подобрать родственные слова.

Дети показывают смайлики определённого цвета:

  1. Зелёный.
  2. Жёлтый
  3. Красный.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...