Согласные звуки, твердые и мягкие
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Москвичева Наталья Станиславовна

Урок обучения грамоте в 1 классе, учебник Репкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon doc1.doc196 КБ
Microsoft Office document icon doc3.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласные звуки, твердые и мягкие

Цель: Формирование представления о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слове.

Задачи:

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, развитие навыков сотрудничества в паре.

Регулятивные: принимают учебную задачу, оценивают результат своей и чужой работы с помощью условных знаков.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения задач, проводит анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: задают вопросы, учатся договариваться, представлять результат совместной работы.

Выделяют и определяют последовательность звуков в слове с ориентацией на заданную модель, воспроизводят звуковую форму слова на основе его модели, самостоятельно строят звуковые модели слова, преобразуют модели звуков

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

2.Сообщение темы урока

3.Повторение изученного о звуках

Физминутка.

4. Знакомство с новым материалом урока

Физминутка

Закрепление

Итог урока

Рассмотрите схему

- Попробуйте сказать, какое слово спряталось в ней люк или лук?

- Как вы думаете, кто прав?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем еще одно открытие, которое точно подскажет верное слово

- Внимание на доску!

- Какими бывают звуки речи?

Как произносим гласные звуки?

- Как обозначаем гласные звуки на схеме?

- Как произносим согласные звуки?

Как обозначаем согласные звуки на схеме?

Сегодняшнее наше открытие о согласных звуках. Мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки (дорисовываю на модели стрелки).

Сейчас отправимся в мастерскую художника. А пойдем мы с вами пешком.

- Встали и дружно пошагали на месте

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

Шагаем быстрее

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

Шагаем медленнее

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

Ну, а теперь тихо - тихо.

1, 2, 3, 4, 5

1, 2, 3, 4, 5

- Рассмотрите рисунки художника. Давайте назовем, что изображено на них.

- Как вы думаете, почему художник нарисовал их в паре?

- Сейчас мы с вами постараемся ответить на этот вопрос

- Найдите те же самые рисунки, но уже со схемами.

- Рассмотрим первую пару рисунков.

- Сколько звуков в слове ЛУК?

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Сколько звуков в слове ЛЮК?

- Произнесем это слово.

- А теперь назовем каждый звук последовательно.

- Чем похожи эти слова? 

 - Чем отличаются?

- Произнесем первый звук в слове ЛУК.  

- Произнесем первый звук в слове ЛЮК. 

- [л] [л']

– Что вы можете сказать?

- Звуки похожи?  

- В русском языке согласные звуки бывают твердыми и мягкими. При произношении звука [л] – одна преграда (сжатые губы, а язык не работает) Это твердый согласный, мы его будем обозначать квадратиком, в котором одна преграда. Прикрепляю в схеме - модели:

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- При произношении звука [л'] сжимаются губы, а язык поднимается спинкой к небу, т.е. 2 преграды это мягкий согласный звук. Обозначать будем квадратиком, в котором две преграды. Прикрепляю в схеме – модели:

- Найдите у себя на столах такую схему и покажите.

- Попробуем охарактеризовать первые звуки в словах ЛУК и ЛЮК.

 Сначала произнесем их:

[Л] – Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме? [Л']

– Гласный или согласный звук?

Твердый или мягкий?

Как обозначено на схеме?

А теперь немного поиграем.

Посмотрите на доску. Что вы видите? Верно, две корзины и много слов, наверно ветер раскидал их. Не знаю, что же с ними делать, может кто-то догадался и подскажет?

-А какое куда надо положить?

-Правильно вы догадались, слова, которые начинаются на мягкий согласный звук в одну корзину, а на твёрдый согласный—в другую. Молодцы.

-Это корзина первого ряда, а это корзина второго ряда.

Внимательно рассмотрите корзины, всё ли у них одинаково, и подумайте кому куда класть.

(на одной корзине знак мягкого согласного звука, на другой твёрдого)

Мишка, мышка, мел, мял, ряд, род, булка, белка, нос, нёс, лук, люк, вишня, рыба, пенал, портфель, тук, мясо, дом, сено.

-Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Чему научились сегодня на уроке?

-Что можете сказать о мягких и твёрдых согласных звуках?

-Так что самое главное с сегодняшнего урока вы должны запомнить?

Хорошо вы потрудились,   

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь… 

И начнём урок опять.

Ответы детей

Гласными  и согласными

Свободно, без преград, рот широко открыт

С преградой со стороны органов речи: губ, зубов, языка

Дети садятся

Лук, люк

Выслушиваются разные ответы детей

(3) дети считают по схеме

(3)

Количеством звуков, количеством гласных и согласных

Гласными звуками [у], [ю], первые гласные звуки разные, смысл слов разный, схемы первых звуков разные

[Л]

[Л'];

Да, но разные

(Ориентация на схему, модель)

Думаю, что надо слова положить в корзину.

Кладут слово и комментируют, почему именно в эту корзину



Предварительный просмотр:

http://happyeasterimagesx.com/wp-content/uploads/2015/04/Easter-Basket-Templates.jpg?c3a52c       http://happyeasterimagesx.com/wp-content/uploads/2015/04/Easter-Basket-Templates.jpg?c3a52c



Предварительный просмотр:

http://animation-life.ru/uploads/posts/2013-04/1365767215_4.jpg                                            http://new.stihi.ru/pics/2011/04/22/3902.jpg

http://spi4uk.itvnet.lv/upload2/articles/63/633156/images/Zilais-Valis-1.jpg                          http://www.playcast.ru/uploads/2015/04/14/13158669.png

http://walldesktop.altervista.org/wp-content/uploads/2012/10/zebra-icon.png                                http://zhenskoe-schaste.ru/wp-content/uploads/%D0%B7%D1%83%D0%B1-%D1%81-%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Согласные звуки твердый и мягкий З, буквы З-з"

Конспект урока составлен в соответствии ФГОС, программа "Школа России"...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...