Памятка для работы над орфографическими и пунктуационными ошибками
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Боровикова Елена Владимировна

Разработанная мною памятка может применяться при работе над орфографическими и пунктуационными ошибками, начиная со второго класса. Используется при работе и в классе, и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_raboty_nad_oshibkami.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для работы над ошибками (2-4 класс)

1. Словарное слово

Напиши слово 5 раз. Подчеркни каждую букву. Поставь знак ударения. Составь и запиши предложение с этим словом.

2. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН

Напиши слово без ошибок. Подчеркни сочетания букв. Напиши ещё 3 слова на это правило. Например: машина, шило, мыши, шина.

3. Слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена собственные)

Напиши правильно имя собственное. Составь и запиши 3 предложения с собственными именами.

4. Перенос слова

Напиши слово. Раздели его сначала на слоги, а потом для переноса. Например: яб-лоч-но-е – яб-лочное, яблоч-ное.

5. Пропуск, замена, перестановка букв в слове

Запиши слово правильно. Раздели его на слоги. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки. Например: блаоар-ность.

6. Безударные гласные в корне слова

Запиши слово. Подбери проверочное. Поставь знак ударения. Придумай группу родственных слов и запиши, подчеркнув во всех  проверяемую гласную. Например: коза' – ко'зы, козлёнок, козье, козёл.

7. Правописание парных согласных

Напиши слово правильно. Подбери проверочное. Составь и запиши предложение со словом. Например: гриб – грибы. Летом я нашла белый гриб.

8. Двойные согласные

Запиши слово правильно. Подчеркни двойные согласные. Напиши ещё 5 слов с двойными согласными.

9. Непроизносимые согласные

Напиши слово правильно. Подбери проверочное. Составь и запиши предложение с первым словом. Например: честный – честен. Будь всегда честным.

10. Разделительный мягкий знак

Напиши слово. Подчеркни разделительный мягкий знак. Запиши ещё 5 слов на это правило.

11. Разделительный твёрдый знак

Напиши слово. Подчеркни разделительный твёрдый знак. Запиши ещё 5 слов на это правило.

12. Правописание предлогов

Запиши слово правильно. Докажи, что это предлог: вставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Составь и запиши предложение. Подчеркни предлог.  Например: по полю, по (какому?) полю, по (вспаханному) полю. По полю ехал трактор.

13. Правописание приставок

Запиши слово с приставкой правильно. Подбери и напиши ещё 3 слова с такой же приставкой. Выдели приставки, поставь знак ударения.

14. Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Напиши слово правильно. Определи род имени существительного. Вспомни правило. Напиши ещё 3 существительных женского рода и 3  существительных мужского рода с шипящими на конце. Выдели орфограмму. Например: ночь – ж. р.; дочь, печь, рожь – ж.р.; луч, меч, плащ – м.р.

15. Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши существительное вместе с тем словом, к которому оно относится (словосочетание), поставь вопрос. Поставь ударение. Укажи падеж, склонение, выдели окончание. Например: читали (о чём?) о ко'смосе – 2 скл., П.п.

Для дополнительной проверки можно подобрать проверочное слово – существительное такого же падежа и склонения , но с ударным окончанием. Например: шёл (по чему?) по пло'щади – 3 скл., Д.п., по степи'.

16.Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши  имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится (словосочетание), поставь вопрос. По роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни, какое должно быть окончание. Составь и запиши предложение с другим прилагательным того же рода и в том же падеже.  Например: озером (каким?) глубоким – ср.р., Т.п. Вчера я проснулся ранним (ср.р., Т.п.) утром.

17. Безударные личные окончания глаголов

Напиши неопределённую форму глагола, определи спряжение. Выпиши глагол, определи время, лицо, число. Вспомни, какое должно быть окончание. Составь и запиши предложение.  Например: (что делать?) читать – не на -ить, не искл., I спр., читаем – наст. вр., 3л., ед.ч. На сцене ученица читает стихи.

(что делать?) строить – на -ить, II спр., строят – наст .вр., 3л., мн.ч.  В центре города строят новый дом.

18. Правописание НЕ с глаголами

Запиши слова правильно. Докажи, что это глагол. Подбери и напиши ещё 3 слова с этой орфограммой. Составь и напиши предложение с первым словом.  Например: не моется – что делает? – глагол, не гуляли, не будем, не знаю. Грязнуля тот, кто не моется по утрам.

19. Знаки препинания при однородных членах предложения

Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Найди однородные члены предложения. Выдели союзы при них (если они есть). Подчеркни знаки препинания.  Например: Летом мы на речке купались, загорали, играли. Осень была в этом году тёплая и сухая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы над орфографическими ошибками

Работа над ошибками на уроках русского языка...

« Основы работы над орфографическими ошибками в начальных классах»

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение...

Работа над орфографическими ошибками.

В своей работе я часто использую работу над орфографическими ошибками....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...

Повторение. Решение орфографических и пунктуационных задач

Обобщающее повторение в 4 классе .Планета знаний....