Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дудкина Мария Эдуардовна

Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме  "Спряжение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка в 4 классе.

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Цель –  познакомить учащихся с понятием спряжения как изменением глагола по лицам и числам

Задачи:

  1. сформировать понятие спряжения
  2. формирование умения спрягать глаголы
  3. формирование умения определять число и лицо глагола

Ход урока:

  1. Актуализация имеющихся знаний о глаголе.

-Посмотрите, на доске написаны слова (цветок, пчела, летать, нектар).

-Какое слово лишнее? (летать)  Почему? (Т.к. это глагол, а все остальные слова- имена существительные). 

-А как вы определили, что это глагол? ( Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос – что делать?, изменяется по лицам, числам и временам).

  1. Работа с таблицей – анализ языкового материала.

Сегодня мы с вами будем изменять глаголы, и для этого нам понадобятся таблицы, которые нарисованы на доске. Перечертите их к себе в тетрадь, а затем вы их наполните содержанием.

Настоящее время

Лицо

Число

Будущее время

Лицо

Число

Заметили, что не все ячейки таблицы заполнены? Давайте вместе заполним таблицы. Обратите внимание на первую таблицу. Для начала заполним первый столбец, который называется лицо. Какие лица глагола мы знаем? (1-е, 2-е, 3-е) 

А какие числа глагола? (единственное, множественное)

Какие местоимения соответствуют 1 лицу (я – ед. число, мы – мн. число), 2 лицу - (ты, вы), 3 лицу (он, она, они)?

Это будет относиться и к будущему времени или будут какие-то изменения? (В будущем времени все так же). Тогда заполним эти же ячейки аналогично и во второй таблице.

Итак, пришло время наполнить наши таблицы примерами.

Начнем с таблицы настоящего времени. Для этого будем изменять глаголы – иду, говорю - и записывать образованную форму глагола в соответствующую ячейку.1-е лицо единственное число – какой вопрос мы должны задать к глаголу? (я что делаю?) Запишем вопрос в таблицу. Образуйте форму 1-ого лица ед. числа глагола иду (я (что делаю?) иду). Правильно, запишем пример в таблицу. Аналогично образуйте эту же форму глагола - говорю. (Я (что делаю?) говорю). А теперь заполним ячейку 1 лица множественного числа. Какой вопрос мы там напишем? (мы что делаем?) А какова будет форма глаголов – иду и говорю? (мы (что делаем?)  идем, говорим). Запишем слова в таблицу. Попробуйте заполнить самостоятельно остальные ячейки этой таблицы, если возникнут трудности, оставьте ячейку пустой.

Справились? Давайте проверим. Я буду называть лицо и число глагола, а вы называйте вопрос и 2 формы глагола, которые вы записали в эту ячейку. (Заполняется таблица на доске). Трудно было? Посмотрите на заполненную таблицу на доске и сравните со своей таблицей в тетради. Какие ошибки допустили?

Посмотрите на примеры таблицы, что изменяется у глаголов? (окончание) Давайте выделим окончания у глаголов в таблице и назовем их.

Перейдем ко второй таблице – Будущее время. Также заполним первую строку, затем остальное вы заполните самостоятельно. Только изменять будем глаголы – принесу и решу. Какой вопрос напишем в ячейке 1 лица единственного числа? (что сделаю?). Образуйте форму 1-ого лица ед. числа глагола – принесу (я (что сделаю?) принесу). Правильно, запишем пример в таблицу. Аналогично образуйте эту же форму глагола - решу. (Я (что сделаю?) решу). А теперь заполним ячейку 1 лица множественного числа. Какой вопрос мы там напишем? (мы что сделаем?) А какова будет форма глаголов – иду и говорю? (мы (что сделаем?)  принесем, решим). Запишем слова в таблицу. Заполните остальные ячейки самостоятельно. Справились? Откройте учебник на странице 74 и проверьте правильность выполнения задания. Какие ошибки допустили?

Выделим окончания у глаголов и назовем их. (Записываются окончания в таблицу на доске). Посмотрите на обе таблицы, обратите внимание на окончания во 2 лице единственного числа. Что пишется на конце? (мягкий знак) Правильно, необходимо запомнить, что во втором лице единственного числа в настоящем и будущем времени, пишется мягкий знак на конце глагола.

Настоящее время

   Лицо

Число

единственное

множественное

1-е

я,

мы

что делаю?

иду, говорю

что делаем?

идем, говорим

2-е

ты, вы

что делаешь?

идешь, говоришь

что делаете?

идете, говорите

3-е он, она, они

что делает?

идет, говорит

что делают?

идут, говорят

Будущее время

   Лицо

Число

единственное

множественное

1-е

я, мы

что сделаю?

принесу, решу

что сделаем?

принесем, решим

2-е

ты, вы

что сделаешь?

принесешь, решишь

что сделаете?

принесете, решите

3-е

он, она, они

что сделает?

принесет, решит

что сделают?

принесут, решат

Скажите, а почему только 2 таблицы, мы ничего с вами не забыли? (Прошедшее время). Это случайность, как вы думаете? Давайте, попробуем изменить глагол -писать и посмотрим нужна ли нам таблица. Я называю вопрос, вы – форму глагола. Что я делал? писал         Что мы делали? писали

Что ты делал? писал       Что вы делали? писали

Что он делал? писал        Что они делали? писали

Посмотрите, все формы глагола в прошедшем времени одинаковые, поэтому мы с вами рассматривали глаголы только в настоящем и будущем времени.

  1. Обобщение

Скажите,  как мы изменяли глаголы? (по числам и лицам). Правильно, такое изменение называется спряжением глагола. Что меняется у глаголов,  когда мы его изменяем по лицам и числам? (окончание) Что мы с вами делали, когда образовывали форму глагола? (подставляли местоимение и задавали вопрос). А  если нам уже дан глагол, как нам узнать его лицо и число? (подставить местоимение,  посмотреть на окончание) . А теперь проверим правильность наших рассуждений по учебнику.

  1. Чтение правила по учебнику

Что называется спряжением глагола?

Что помогает нам определить второе правило? (лицо и число глагола)

Как будете действовать, чтобы узнать число и лицо глагола? (посмотрим на местоимение и окончание)

  1. Упражнения

Проспрягай письменно глагол – плыву в настоящем времени.

упр. 425 из учебника - выборочное списывание. Выписать из текста глаголы, определить время, лицо и число.

На доске написаны глаголы. Выбери глагол, составь с ним предложение, выдели окончание, определи время, лицо и число глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Мягкий знак в окончании глаголов второго лица единственного числа". 4 класс.

Цель: обеспечить усвоение учащимися правила написания мягкого знака у глаголов в форме 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени....

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:       -    знать особеннос...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК Школа России...