Рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Домашова Светлана Ивановна

Рабочая программа по руссскому языку базовый уровень УМК "Школы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._russkiy_yazyk_3_klass.docx101.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУЙБЫШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Согласовано

руководитель ШМО                    

_________О.В. Кырчу              

Протокол № 1                  

от 19.08.2015г

Согласовано                                      

зам. директора по УВР                    

______Ю.А. Пастухова          

«24»августа 2015г.                        

Утверждаю

директор

__________С.Н. Паша

приказ № 28

от «31» 08. 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 – А  класс

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Учитель: Домашова Светлана Ивановна         

п. Куйбышево

 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования.    

         Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755).
  • Приказ МО  и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы  общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004г. № 1312.
  • СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса).
  • «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).
  • «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
  • «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).

Предмет "Русский язык" играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка,и, наоборот,мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка".(К. Д. Ушинский).
        Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

        Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:         

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и

формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Программа направлена на реализацию средствами предмета "Русский язык" основных задач образовательной области "Филология":
        1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
        2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
        3. Развитие коммуникативных умений.
        4 Развитие нравственных и эстетических чувств.
        5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  •  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  •  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике(состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку,стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

        Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
        • система языка (основа лингвистических знаний). Лексика,фонетика и орфоэпия, графика состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
        • орфография и пунктуация;
        • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной  и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложат основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие  в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложений, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учетом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, развитие умений пользоваться предложением в устной и письменной речи, обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматический умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного языка; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций  и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Четкое представление звуковой и графической важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах

( текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
        

 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык - это родной язык русского народа, государственной язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
        Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферахчеловеческой деятельности.
        В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной иписьменной речи.
        Изучение русского является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
        Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально - эстетических норм, принятых в обществе.
        «Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
        
Личностные результаты
        -Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
        - осознание своей этнической и национальной принадлежности;
        - развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
        - развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
        - становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,изучению русского языка,понимания необходимости учения;
        -становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
        - развитиеинтереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
        -формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
        - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
        - ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
        - развитие этических чувств ( доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание ( в радости, горе и др.);

           -понимание нравственного содержания собственных поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
        - осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесенную в общении речь;
        - осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
        - развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.
        - ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
        - представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
        - Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
        - овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном , словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
        -планировать (в сотрудничестве с учителем  и самостоятельно ) свои действия для решения задачи;

-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
        -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой   и умственной форме;
        -контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
        -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
        -адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

Познавательные УДД

        -Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
        -самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
        -понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
        -использовать такие виды чтения , как ознакомительное, изучающее, поисковое, осознавать цель чтения;
        -воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
        -анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
        -осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
        -использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
        - пользоваться словарями и справочным материалом учебника; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
        - осуществлять синтез как составление целого из частей;
        -овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
        - ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
        - находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
        - осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
        - осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом,
        - составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
        - строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.)

Коммуникативные УУД

        - Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы "хорошей речи" ( ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.)
        
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
        
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
        
- участвовать в диалоге, обшей беседе, совместной деятельности(в парах и rpуппax), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
        
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; считывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение (позицию), аргументировать его;
        
- оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
        
- строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
        
- применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы

        - Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
        - представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
        - формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
        - понимание значимости правильной и "хорошей" устной и письменной речи как показателя обшей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
        - приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
        - овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения ( в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
        - овладение основными понятиями и правилами ( в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать сравнивать, классифицировать основные единицы языка ( звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
        - овладение основами грамотного письма ( в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится;

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
        
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
        
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
        
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
        
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему - либо;
        
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
        
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
        
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
        
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном текста языковые средства, создающие его выразительность; знакомиться с жанрами объявления, письма, строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться;

        - определять последовательность частей текста, составлять план текста составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

        - пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

        - письменно ( после коллективной подготовки)подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;сохранять основные особенности текста - образца;грамотно записывать текст;соблюдать требование каллиграфии при письме;
        - составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный текст на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в "Картинной галерее" учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
        - использовать в монологическом высказывании разные типы речи. описание, рассуждение, повествование;
        -пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
        - находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
        - проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетики, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

        - характеризовать звуки русского языка:гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный ( в объеме изученного)
        - определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

            -устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,    

             коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), В словах с  

              разделительнымиь,ъ (вьюга, съел), всловах с непроизносимыми согласными;
        - осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
        - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);
        - использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками,
        - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
        - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

        - осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

        - оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

        - соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

        - пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса

Обучающийся научится:

- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
        - наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
        - иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
        - иметь представление о фразеологизмах ( устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
        - наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
        - распознавать слова употреблённые в прямом и переносном значении ( простые случаи);
        - иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
        -пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

             - осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в  

              устной и письменной речи;
        -замечать в художественном тексте слова, употребленные в переносном значении, а также эмоционально - оценочные слова, сравнения, олицетворения ( без терминологии);
        - оценивать уместность использования слов в тексте;
        - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте,
        - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач,
        - размышлять над этимологией некоторых слов — названий;
        -приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

            - владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

            - различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
        - различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы,
        - находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу

 ( простые случаи), корень, приставку, суффикс;
        - выделять нулевое окончание;
        - подбирать слова с заданной морфемой;
        - образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

        - находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
        - различать изменяемые и неизменяемые слова;
        - узнавать сложные слова (
типа вездеход, вертолет и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
        - сравнивать, классифицировать слова по их составу;
        - соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
        - осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
        - наблюдать за способами образования слов при помощи приставки ( или суффикса);
        - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

        - подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слов, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

- распознавать части речи на основеусвоенных признаков ( в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
-распознавать имена прилагательные; определять зависимости имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (poд, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам ( в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределенную) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы  «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения ( в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3 -го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные ( общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок,значение частицы не;
- узнавать союзы
и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи, наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объеме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

- наблюдать за словообразованием частей речи;

 - замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание и слова;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы,
- определять вид предложения по цели высказывания ( повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
        - различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
        - находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
        - устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
        - соотносить  предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
        - различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
        -отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
        - разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

        - устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
        - выделять в предложении основу и словосочетания;
        -находить в предложении обращение ( в начале, в середине, в конце);
        -опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
        - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения ( по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
        - непроизносимые согласные;
        - разделительной твердый знак (ъ);
        - непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
        - гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
        - мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ( речь, брошь, мышь);
        - безударные родовые окончания имён прилагательных;
        -раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах( в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря,
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом б5-70 слов);
ж) писать под диктовку текст ( объёмом 55 - 60 слов) в соответствии с в изученными правилами правописания;
3) проверять собственный и предложенный текст,находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться;

а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (
самолет, вездеход);
-
е и ив суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек - замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
o) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует «комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
        В
3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др ).

        Тема «Состав слова» предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование навыков написания слов с буквосочетаниями жи - ши, ча - ша, чу-шу, чк, чн, нч, щн, двойных согласных в слове, формирование навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
        Тема
«Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол.местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам н единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
        В ознакомительном плане третьеклассникам дается первое представление об имени числительном как части речи.
        В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь - врач), навыки правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен прилагательных (-
ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
        Изучение языковых понятий проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, eгo назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
        Продолжается работа над совершенствованием речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-oбpaзца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Наименование

раздела

Учебные часы

Контрольные

работы

Практическая

часть

1.

Язык и речь

2 часа

-

1 – Р/р,

Проверочная

2.

Текст. Предложение. Словосочетание.

  1. часов

1

3– Р/р,

Проверочная

3.

Слово в языке и речи

17 часов

3

3 – Р/р,

Проверочная,

Проект - 1

4.

Состав слова

47 часов

3

4 –Р/р,

Проверочная,

Проект - 1

5.

Части речи

75 часов

14

16 – Р/р,

Проверочная-3

Проект - 3

6.

Повторение

15 часов

2

        2 –Р/р

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Сроки выполнения

Название раздела,

Количество часов

Формы и темы контроля

Примечание

П

Ф

П

Ф

1

01.09

Язык и речь(2ч)

Наша речь. Виды речи. Речь – отра-жение культуры человека Стр.6-7

Фронтальный опрос

2

02.09

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Р/р. Составление текста по рисунку. Проверь себя. Стр.8-10

Сочинение

Проверочная

3

03.09

Текст. Предложение. Словосочетание(14ч)

Что такое текст? Стр.12-13

Фронтальный опрос

4

04.09

Типы текста. Повествование.

Описание. Рассуждение. Стр.13-14

Текущий

5

07.09

Предложение (повторение и углубление представлений)

Самостоятельная работа

6

08.09

Виды предложений по цели высказывания.Р/р.Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. К.Е.Маковский «Дети, бегущие от грозы» Стр.17-20

Сочинение

7

09.09

Виды предложений по интонации. Стр.20-23

Устный опрос

8

10.09

Предложение с обращением. Р/р. Составление предложений по рисунку. Стр.24-26

Составление предложений по рисунку

9

11.09

Главные и второстепенные члены предложения. Стр.26-28

Словарный диктант

10

14.09

Распространенные и нераспространенные члены предложения. Разбор предложения по членам. Стр.29-30

Текущий

11

15.09

Простое и сложное предложение. Общее представление. Стр.31-32

Самостоятельная работа

12

16.09

Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Стр.33-34

Фронтальный опрос

13

17.09

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова. Стр.35-36

Фронтальный опрос

14

18.09

Словосочетание. Проверь себя.

Стр.37-38

Проверочная

15

21.09

Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». Стр.37

Сочинение

16

22.09

Контрольный диктант по теме «Предложение»

К/Д

17

23.09

Слово в языке и речи (17ч)

Работа над ошибками.

Лексическое значение слов.

Стр.40-41

Фронтальный опрос

18

24.09

Лексическое значение слов. Антонимы и синонимы. Стр.42-44

Самостоятельная работа

19

25.09

Омонимы. Работа со словарем омонимов. Стр.45-46

Словарный диктант

20

28.09

Слово и словосочетание. Стр.47-48

Фронтальный опрос

21

29.09

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарем фразеологизмов. Стр.49-50

Устный опрос

22

30.09

Страничка для любознательных.Стр.51

Р/р. Подробное  изложение с языковым анализом текста. Осенняя елочка.Стр.52

Изложение

23

01.10

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи и их признаках. Р/р. Составление предложений текста по репро-дукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» Стр.53-54

Сочинение

24

02.10

Части речи. Имя существительное. Местоимение. Стр.55-56

Текущий

25

05.10

Части речи. Имя прилагательное. Глагол.Стр.57-59

Фронтальный опрос

26

06.10

Имя числительное. Общее представление. Стр.59-60

Фронтальный опрос

27

07.10

Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах. Стр.61-62

КСД

28

08.10

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.63-64

Текущий

29

09.10

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и безударными гласными в корне. Стр.65-66

Самостоятельная работа

30

12.10

Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными. Стр.67-68

Фронтальный опрос

31

13.10

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Стр.68-69

Тест

32

14.10

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Р/р. Обучающее изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану и вопросам текста.Стр.70

Изложение

33

15.10

Проект «Рассказ о слове»

Проверь себя. Стр.71-72

Проект

Проверочная

34

16.10

Состав слова (47ч)

Корень слова. Стр.74-75

Словарный диктант

35

19.10

Как найти в слове корень? Стр.75-76

Контрольный диктант за 1 четверть.

диктант

36

20.10

Работа над ошибками.

Чередование согласных в корне. Страничка для любознательных. Сложные слова.

 Стр.76-78

Текущий

37

21.10

Формы слова. Окончание. Что такое окончание? Стр.79-80

Фронтальный опрос

38

22.10

Как найти в слове окончание?

Стр.81-82

Устный опрос

39

23.10

Как найти в слове окончание? Страничка для любознательных. Стр.83

Самостоятельная работа

40

02.11

Что такое приставка?

Стр.84-85

Фронтальный опрос

41

03.11

Как найти в слове приставку? Стр.85-86

Текущий

42

05.11

Значение приставок. Стр.86-87

 Контрольное списывание №1 по теме «Состав слова».

Списывание

43

06.11

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Стр.89-90

Фронтальный опрос

44

09.11

Значения суффиксов. Стр.91-93

Текущий

45

10.11

Значения суффиксов. Р/р. Сочине-ние по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе» Стр.93-94

Сочинение

46

11.11

Что такое основа слова? Стр.95

Устный опрос

47

12.11

Страничка для любознательных. Разбор слова по составу. Стр.96-97

Текущий

48

13.11

Обобщение знаний о составе слова. Стр.98-99

Самостоятельная работа

49

16.11

Обобщение знаний о составе слова.

Р/р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. Стр.99

Изложение

50

17.11

Проверь себя.Проект «Семья слов» Стр.100-101

Проверочная

Проект

50

18.11

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

К\Д

51

19.11

Правописание частей слова(29ч)

Работа над ошибками. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Стр.102-103

Словарный диктант

55

20.11

Правописание слов с безударными гласными в корне. Стр.104-105

Текущий

56

23.11

Правописание слов с безударными гласными в корне. Стр.106-107.

Карточки

57

24.11

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Страничка для любознательных. Следы старославянского языка в речи. Стр.108-109

Тест

58

25.11

Правописание слов с безударными гласными в корне. Стр.110.

Текущий

59

26.11

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. Стр.111-112

Фронтальный опрос

60

27.11

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Стр.113

Самостоятельная работа

61

30.11

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Стр.114

Словарный диктант

62

01.12

Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. Р/р. Составление текста по рисунку. Стр.115

Сочинение

63

02.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Стр.117-118.

Устный опрос

64

03.12

Правописание слов с непроизноси-мыми согласными в корне.Стр.118-119

Карточки

65

04.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Стр.120-121

Самостоятельная работа

66

07.12

Правописание слов с удвоенными согласными. Стр.121-122

КСД

67

08.12

Правописание слов с удвоенными согласными. Стр.122-123

Самостоятельная работа

68

09.12

Правописание слов с удвоенными согласными. Р/р. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Стр.123

Сочинение

69

10.12

Правописание приставок и суффиксов. Стр.124

Фронтальный опрос

70

11.12

Правописание суффиксов

ик - ек, ок. Стр.125-126

Устный опрос

71

14.12

Правописание суффиксов и приставок. Стр.127-128

Текущий

72

15.12

Правописание суффиксов и приставок. Стр.129-130

Фронтальный опрос

73

16.12

Правописание приставок и предлогов. Стр.131-132

Карточки

74

17.12

Правописание приставок и предлогов. Стр.133-134

Текущий

75

18.12

Правописание приставок и предлогов. Стр.134

Самостоятельная работа

76

21.12

Правописание слов с ъ знаком. Стр.134-135

Словарный диктант

77

22.12

Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Правописание частей слов».

К\Д

78

23.12

Работа над ошибками Правописание слов с ъ знаком. Стр.136-137

Фронтальный опрос

79

24.12

Правописание слов с ъ знаком. Стр.138

Текущий

80

25.12

Правописание слов с ъ знаком. Составление объявления.

Стр.139-140

Составление объявления

81

Проверь себя. Проект «Составляем орфографический словарь». Стр.141-142

Проект

Проверочная

82

Р/р. Изложение по самостоятельно составленному плану. (Стр.140 упр.278)

Изложение

83

Части речи (75ч)

Части речи (повторение и углубление представлений). Стр.3-4

Фронтальный опрос

84

Части речи (повторение и углубление представлений).

Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти. Стр.6

Письмо по памяти

85

Значение и употребление имен существительных в речи.  Стр.8 - 11

Устный опрос

84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Стр.12-13

Словарный диктант

85

Представление об устаревших словах. Стр.13-14

Фронтальный опрос

86

Р/р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Стр.14-15

Изложение

87

Собственные и нарицательные имена существительные. Стр.15-16

Самостоятельная работа

88

Страничка для любознательных.

Проект «Тайна имени». Стр.17-19

Проект

89

Изменение имен существительных по числам. Стр.20-21

Карточки

90

Имена существительные, имеющие форму одного числа. Стр.22-23

КСД

91

Р/р. Работа с текстом. Письмо по памяти. Стр.24

Письмо по памяти

92

Род имен существительных. Стр.25-27

Фронтальный опрос

93

Упражнения в определении рода имен существительных в косвенных падежах. Стр.28-29

Самостоятельная работа

94

Имена существительные, которые могут быть употреблены и как существительные женского и мужского рода. Стр.30

Карточки

95

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода. Стр.31-33

Тест

96

Упражнения в написании ь после шипящих. Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. (Стр.34- 35)

Изложение

97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

К\Д

98

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. Стр.36-37

Словарный диктант

99

Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей. Стр.38-39

Самостоятельная работа

100

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван -царевич и лягушка квакушка». Стр.40-41

Сочинение

101

Именительный падеж имен существительных. Стр.42-43

Фронтальный опрос

102

Родительный падеж имен существительных. Стр.43-45

Самостоятельная работа

103

Дательный падеж имен существительных. Стр. 46-47

Карточки

104

Винительный падеж имен существительных. Стр.48-49

Фронтальный опрос

105

Упражнение в различении изученных падежей имен существительных. Стр.50- 52

Устный опрос

106

Творительный падеж имен существительных. Стр.52-53

Карточки

107

Предложный падеж имен существительных. Стр.54-55

Самостоятельная работа

108

Р/р. Контрольное изложение повествовательного текста по собственному плану. Стр.56

Изложение

109

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Стр.57-59

Словарный

диктант

110

Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Имя существительное. Изменение по падежам».

К\Д

111

Работа над ошибками.

Проект «Зимняя страничка».

Проверь себя. Стр.60-62

Проект

Проверочная

112

Р/р. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы». Стр.62

Сочинение

113

Повторение и углубление пред-ставлений об имени прилагательном. Стр.64-66

Карточки

114

Сложные имена прилагательные. Роль имен прилагательных в тексте

Стр.66-68

Фронтальный опрос

115

Художественное и научное описание. Страничка для любознательных. Р/р.

Составление текста-описания растения в научном стиле. (Стр.69-71)

Составление текста описания (у)

116

Р/р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Стр.70 упр.122

Изложение

117

Изменение имен прилагательных по родам. Стр.72-73

КСД

118

Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Стр.74-75

Самостоятельная работа

119

 Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

 Стр.76-77

Карточки

120

Изменение имен прилагательных по числам. Стр.78-79

Фронтальный опрос

121

Изменение имен прилагательных по числам. Стр.80-81

Самостоятельная работа

122

Р/р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. (Стр.81)

Сочинение

123

Изменение имен прилагательных по падежам. Общее представление. Стр.82-83

Фронтальный опрос

124

Упражнения в определении падежей имен прилагательных. Стр.84

КСД

125

Начальная форма имени прилага-тельного. Морфологический разбор имени прилагательного. Стр.85-86

Самостоятельная работа

126

Обобщение знаний об имени прилагательном. Стр.86

Тест

127

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

К\Д

128

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. Стр.87

Самостоятельная работа

129

Р/р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Стр.88

Проверь себя.Стр.89

Сочинение

Проверочная

130

Проект «Имя прилагательное в загадках».Стр.90

Проект

131

Местоимение (4ч)

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Стр.92-93

Фронтальный опрос

132

Личные местоимения единственного и множественного числа. Стр.93-94

Фронтальный опрос

133

Род местоимений 3-го лица един-ственного числа. Изменение личных местоимений  3-го лица в единствен-ном числе по родам. Стр.95-96

Самостоятельная работа

134

Морфологический разбор  местоимений.Обобщение знаний о местоимении. Р/р Составление письма. Стр.97

Проверь себя. Стр.98

Составление письма

Проверочная

135

Глагол(21ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Стр.100-101

Фронтальный опрос

136

Значение и употребление глаголов в речи. Стр.102

Словарный диктант

137

Упражнения в распознавании глаголов в речи. Стр.103-104

Тест

138

Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам. ( Стр.105)

Сочинение

139

Неопределенная форма глагола. Стр.106-107

Текущий

140

Упражнения в распознавании глаголов в неопределенной форме. Стр.107-108

Фронтальный опрос

141

Число глаголов. Стр.109

Фронтальный опрос

142

Изменение глаголов по числам. Стр.110 Контрольное списывание №2 по теме «Глагол».

Списывание

143

Р/р. Составление предложений(с нарушенным порядком слов), их запись. (Стр.111)

Работа с деформированными предложениями

144

Времена глаголов. Стр.111-112

Фронтальный опрос

145

Упражнения в определении времени глагола. Стр.113-114

Самостоятельная работа

146

Упражнения в определении времени глагола. 2- лицо глаголов. Стр.115-116

Словарный диктант

147

Изменение глаголов по временам. Стр.116-118

Фронтальный опрос

148

Изменение глаголов по временам. Стр.118-119

Текущий

149

Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Стр.120

Изложение

150

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов ( а, -о).

Стр.121-122

Фронтальный опрос

151

 Упражнения в определении рода глаголов в прошедшем времени.

Стр.123-124

Текущий

152

Правописание частицы не с глаголами. Стр.124-125

Карточки

153

Правописание частицы не с глаголами.

Фронтальный опрос

154

Обобщение знаний о глаголе.

Словарный диктант

155

Обобщение знаний о глаголе. Стр.127-129

Тест

156

Контрольный диктант за 4 четверть по теме «Глагол».

К\Д

157

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о глаголе. Стр.129 Проверь себя. Стр.130

Проверочная

158

Повторение (15ч)

Части речи. Стр.131-132

Фронтальный опрос

159

Части речи. Р/р. Конференция по теме «Части речи в русском языке».

Фронтальный опрос

160

Обобщение изученного. Предложение. Текст. Стр.134

Текущий

161

Правописание окончаний имен прилагательных. Стр.135

КСД

162

Правописание приставок и предлогов. Стр.136

Текущий

163

Предложение. Грамматическая основа. Стр.137. Р/р. Составление предложений и текста. (Стр.133)

Сочинение

164

Правописание безударных гласных. Стр.138

Карточки

165

Правописание значимых частей слов. Стр.139

Самостоятельная работа

166

Итоговый контрольный диктант за 3 класс

К\д

167

Работа над ошибками.

Текст. Тема текста. Части текста.

Работа с текстом

Стр.141

168

Текст. Тема текста. Части текста.

Работа с текстом

Стр.142

169

Текст. Тема текста. Части текста.

Работа с текстом

Стр.143

170

Урок – игра «Знатоки русского языка»

 Система оценки достижения планируемых результатов

 освоения предмета.

Критерии оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе:

способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

-  повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

-  отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

-  отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;

«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий.

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление

«4» - верно выполнено 3/4

заданий.

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

 «3»- 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений,беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует ( связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

1. Учебная литература.

1. Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1 - 4 классы. пособие для учителей общеобразовательных организаций ) В. П. Кана«ина, В. 1. Горецкий, М. В. Бойкина и др. -М. Просвещение,2014. -340с.

2. Канакина В П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации, пособие для учителей общеобразовательных учреждений ) В. П. Канакина-М.:Просвещение,2014.

3. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: в 2 ч. ) В П. Канакина В. Г. Горецкий - М.. Просвещение, 20!4.

4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. ) В. П. Канакина. - М.: Просвещение, 2014

2. Наглядные пособия.

1. Таблицы (карточки) к основным разделам грамматического материала содержащегося в программе.
2. Сюжетные (предметные) иллюстрации

3. Учебно-практическое оборудование

1. Классная доска.

2. Магнитная доска.

3. Шкаф для хранения методической литературы.

4. Одноместные ученические парты.

5. Телевизор.

6. Ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...