Технологическа карта урока в соответствии с ФГОС
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Челмакина Надежда Владимировна

Разработки уроков представлены в виде технологической карты с описанием планируемых результатов и универсальных учебных действий на каждом этапе урока. На данных уроках использовались педагогические технологии: информационная, технология критического мышления и проектирования. Уроки были проведены на методических семинарах и получили высокую оценку коллег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(открытый урок на методическом семинаре по теме «Формирование личностных результатов» 20.02.2016 г.)

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 2.2.

Учитель: Челмакина Н.В.

УМК: «Школа России» (Авторы учебников и рабочих тетрадей: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

Тема урока: Части речи (общее понятие).

Тип урока: урок усвоения новых  знаний.

Цели урока:

Образовательные – введение нового понятия: части речи, первичное знакомство с именем существительным, именем прилагательным, глаголом и их признаками.

 Развивающие: формирование культуры речевой коммуникации, развитие орфографической зоркости.

Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка.

Методы: словесные (диалог, словесно-поисковый), наглядные (интерактивная презентация), практические (работа со схемой, поиск информации), проблемно-поисковые (анализ и решение проблемы).

Формы организации: фронтальная, парная,  индивидуальная.

Система приемов: использование интерактивной презентации и проблемных ситуаций для активизации интереса и стимулирования мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения).

Используемые технологии: ИКТ, технология критического мышления, решение проектных задач (построение алгоритма).

Планируемые результаты:

Личностные – развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения, понимание ценности совместного труда, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Предметные – находить и объяснять изученные орфограммы, группировать слова по общим признакам, первичное понимание отличительных особенностей частей речи.

Метапредметные (формирование УУД) –

Регулятивные:

- сотрудничать с учителем и сверстниками, строить отношения, планировать свои действия (1)*,

- прогнозировать, оценивать правильность выполнения действий (2)*,

Познавательные:

- умение строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию (3)*,

- осуществлять синтез и подводить под понятие (4)*,

- выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач (5)*.

Коммуникативные:

- определять цели и способы деятельности под руководством учителя (6)*,

- формулировать собственное мнение и строить высказывание (7)*,

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы (8)*.

*Формируемые УУД в ходе урока расставлены в соответствии с указанным числом.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД*

1 этап – Организационный.

Проверка готовности, запись даты и названия работы в тетрадь.

Записывают: 22 февраля. Классная работа.

8

2 этап – Определение целей урока. Мотивация учебной деятельности.

- Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке русского языка.

- Разделительный мягкий знак – это орфограмма? Докажите.

- Как не пропустить его в слове?

- Перед вами группа слов, в которых оставлено место для мягкого знака, так как предшествующий звук произносится мягко:

- Синич.ка, бол.шой, в.ются, сороч.ка, ш.ёт, прос.ба, мощ.ный, суч.я, птен.чик, сил.ный, мален.кий, л.ют.

 - Работаем в парах. Предлагаю разделить эти слова на 3 группы, на какие?

- Во всех ли словах предшествующий согласный звук произносится мягко? Почему?

- Что ещё вспомните о разделительном мягком знаке?

- Сравните слова в каждом столбике. Что заметили? Смогли бы вы группы слов назвать одним словом?

- Как вы думаете, какая задача стоит перед нами сегодня?

Вспоминают тему «Разделительный мягкий знак», отвечают на вопросы, дополняют.

- Его можно пропустить на письме.

- После разделительного ь на письме стоят буквы е, ё, ю, я, и. При произношении между согласным и гласным слышим звук [й´].

Предлагают группы: слова без мягкого знака, слова с разделительным ь, и ь – указателем мягкости согласного звука.

Работают в паре, записывают слова в три столбика:

синичка

сорочка

мощный

птенчик

сильный

большой

маленький

просьба

льют

сучья

шьёт

вьются

Называют слово шьёт, аргу-ментируют: [ш]-всегда твёрдый.

Вспоминают правила переноса.

Называют лишнее слово, понимают, что назвать группы одним словом не могут.

Прогнозируют проблему урока (узнаем, как по-другому называются слова).

1, 5,

7, 8

3 этап – Актуализация знаний и фиксирование затруднения

- Почему вам иногда не хочется уходить из школы домой? Чем вам не понравился карантин?

- А что помогает нам общаться друг с другом?

- Общение доставляет нам радость, предлагаю нашу речь изобразить так (на слайде торт, порезанный на кусочки).

- А почему я его разрезала? Что они могут обозначать?

- Но слов в русском языке несколько десятков тысяч, а кусочков мало, почему?

- Знаете ли вы, как эти группы называются?

- Где же узнать об этом? (в учебнике)

Предполагают, что не хватало общения.

Говорят о необходимости речи как средстве общения.

Если торт – наша речь, то его кусочки – части речи.

Предполагают, что слова объединяются в группы.

Фиксируют затруднение (неизвестное понятие).

1,2, 5

4 этап – Первичное усвоение новых знаний

1. Стр.41. Рассмотрите схему учебника и составьте по ней рассказ.

- О чём вы раньше не знали?

2.Обсуждение алгоритма определения частей речи.

- Какие действия надо  выполнить, чтобы определить часть речи?

- Используя составленный алгоритм, расскажите, как определены части речи в предложении (стр.41)

- Как вы думаете, повлияет ли на результат, если мы поменяем местами п.2 и п.3 в алгоритме.

Рассказывают по схеме о каждой части речи.

Говорят, что не знали названия частей речи.

Составляют алгоритм:

читаю слово

определяю, что называет

задаю вопрос

называю часть речи

Работают по алгоритму, используют схему учебника.

Делают вывод, что в данном случае последовательность не имеет значения.

3, 4, 6

5 этап – Первичная проверка понимания

 - Определите, какой частью речи являются слова в записанных нами столбиках? Докажите.

Работают по алгоритму, объясняют, используют схему учебника (!).

1, 7

6 этап – Первичное закрепление

Работа с учебником. Стр.43 – упр.72 (по выбору).

- Какие картины представили?

- К какой части речи отнесёте каждое из выделенных слов?

- Что трудно? Какой этап алгоритма затрудняет?

Записывают в тетради любое предложение, самостоятельно указывают часть речи над каждым словом.

Проверяем выполненную работу с объяснением.

Свободные высказывания учащихся

5, 6,8

7 этап – Рефлексия

- Какие новые понятия узнали?

Прочитайте вывод на стр.40 учебника.

- Что пока трудно?

- Вернемся к нашему торту. Мы сегодня узнали о трех частях речи, а почему кусков в моем торте больше?

- А торт-то у нас слоеный, почему?

Делают вывод, что нужно запомнить названия всех частей речи.

Предполагают, что есть и другие части речи, о которых мы узнаем позже.

Предполагают, что узнаем много нового о каждой части речи.

2, 7



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

(с использованием информационно-коммуникативной технологии)

(2 класс, УМК «Школа России»)

Учитель: Н.В.Челмакина.

Тема урока: Люблю природу русскую! Зима.

                        И.А.Бунин «Первый снег»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование необходимого уровня читательской компетентности на основе знакомства с новым художественным произведением;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • овладение приемами интерпретации и анализа художественных и научно-популярных текстов.

Метапредметные:

  • освоение приемов поиска нужной информации в проектной деятельности и при знакомстве с новым материалом;
  • овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу художественного произведения, нахождение средств художественной выразительности;
  • овладение основами коммуникативной деятельности;
  • на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Личностные:

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства, полноценное восприятие художественной литературы;
  • эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Оборудование: раздаточный материал,  рисунки учащихся по теме, творческие работы, мультимедийное устройство.

Содержание урока:

I. Оргмомент (эмоциональный настрой на урок).

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Что интересного наблюдали?

- Я предлагаю вам выбрать формы работы на сегодняшний урок.

II. Актуализация темы, определение задач урока.

Слайд  «Зима – очень холодное время в наших краях. Часто в середине зимы температура воздуха может опускаться ниже 30˚. Бывают дни, когда скорость ветра достигает 20-25 метров в секунду. Такие ветры приходят к нам из Арктики. В это время даже в школах отменяют занятия».

- Готовы ли вы с этого текста начать работу сегодня? Почему?

- Предлагаю определить задачи сегодняшнего урока литературного чтения, чтобы он стал для нас не только интересным, но и полезным.

III. Сбор информации для организации работы с новым текстом.

1) Упражнения в развитии речи:

- ассоциации к слову «зима»,

- дополни предложение: «Иней сверкает»,

- продолжи текст («цепочка»): «На ветки рябины опустилась стайка красногрудых снегирей».

2) Проверка домашнего задания.

- «Загадай загадки о зиме» (работа в парах)

- Выделение важной информации из текста на стр.188:

  • Что характерно для стихов?
  • Какими качествами должен обладать поэт? Почему это так важно?

- Представление зимы глазами художников и поэтов (творческие работы детей, проекты)

  • Как вы считаете, почему зима у нас у всех получилась разная? А у поэтов она будет одинаковая?
  • Согласны ли вы с выбором музыки? Почему?

IV. Работа с новым текстом.

  1.  Самостоятельное чтение стихотворения И.А.Бунина «Первый снег» (стр. 190) сначала вполголоса, затем «про себя».

- Закройте глаза и постарайтесь представить картину, созданную автором. Что видите?

(свободные высказывания детей после первичного восприятия).

2. Словарная работа.

-Какие слова и выражения вы хотели бы объяснить?  (толкование слов по толковому словарю или собственным наблюдениям учащихся)

-Что для вас осталось непонятным? Ответьте на вопрос учебника №2 в учебнике на стр.190.

3. Наблюдение над словом в тексте стихотворения. Выборочное чтение (по желанию учащихся).

- В какое время суток Бунин увидел эту картину?

-Каким был первый снег?

-Докажите, что снег засыпал все вокруг.

-Почему, на ваш взгляд, гуси «запоздали»?

4. Осмысление авторского восприятия картины текста.

-Почему Бунин просто не описал то, что увидел после выпавшего снега, а начал задолго до его появления (с вечера)?

-Какие чувства он при этом испытал?

Учитель: Иван Алексеевич Бунин – настоящий художник слова, неповторимо описывающий картины родной природы в разные времена года. Со многими его стихами у нас будет возможность познакомиться на уроках литературного чтения. (Слайд-портрет)

5. Выразительное чтение стихотворения (по желанию учащихся). Самооценка: Что не получилось?

V. Закрепление и фиксация результатов деятельности.

1. Сравнение содержания стихотворений разных авторов.

-Какое стихотворение из предыдущего раздела тоже рассказывало о зиме? (Д.Хармс «Что это было?»)

-Почему же авторы учебника не включили его в этот раздел?

2.Работа в группах (раздаточный материал).

1-3 группа

Инструкция:

1)Внимательно прочитайте стихотворение

2)Что описывает автор?

3)Сравните его со  стихотворением И.А.Бунина «Первый снег» - Что скажете?

4)Придумайте название.

-К нам пришла зима, зима!

Всё в снегу: земля, дома.

Посмотри-ка, снегопад,

Ой, снежинки к нам летят!

На деревья, на машины,

Очень белая картина!

Возле дома – снеговик,

Нос морковкою торчит.

Кто его слепил? Детишки,

И девчонки, и мальчишки.

А зимой у нас снежки,

Санки, лыжи и коньки!

-Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты…

-Жили-были в тучке точки:

Точки-дочки и сыночки –

Двадцать тысяч сыновей!

Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек –

Сыновей и точек-дочек –

Сразу за руки взялись

И на землю понеслись.

4 группа – «Синквейн». Тема «Снег».

3.Выступления групп (обмен впечатлениями, свободные высказывания).

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока? (Все поэты по-разному видят зиму, снег, по-разному чувствуют).

-Как бы вы оценили нашу общую работу на уроке и свою собственную?

-Какие пожелания на будущее?

VII. Домашнее задание.

По выбору учащихся предлагаю разные виды заданий:

  1. Учебник – стр.190 (выучить наизусть)
  2. Найти новое стихотворение о снеге, прочитать выразительно, рассказать о нем.
  3. Сделать клип (презентацию) с иллюстрациями к стихотворению И.А.Бунина «Первый снег», подобрать музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта ...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов", к учебнику Канакиной....

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка 4 класс по программе Планета знаний в соответствии с требованиями ФГОС  "Упражнение в правописании личных окончаний глагола"...

Технологические карты уроков в соответствии с ФГОС НОО

http://nsportal.ru/user/38371/page/uchebno-metodicheskie-materialy...

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС

Описание проведения урока в соответствии с ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС "Закрепление таблицы умножения и деления"

Содержательная: Продолжить знакомство учащихся с решением задач.Деятельностная: Способствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе р...