Техноголическая карта урока по русскому языку 2 класс тема: Прямое и переносное значение слова. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Предлагаю технологическую карту урока во 2 классе по русскому языку. Тема урока:Прямое и переносное значение слова. Этот урок разработан по УМК "Школа России", учебник Канакиной. Урок опробован и показал хорошие результаты. Желаю всем удачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор урока, учитель:       Бордачева  Ирина  Алексеевна              

Предмет:   русский язык

Класс: 2

Тема: Прямое и переносное значение слова

Тип урока: комбинированный

Цели урока: различать прямое и переносное значение слова, узнавать и употреблять в речи слова в переносном значении

Урок направлен на формирование следующих УУД:

Познавателные:  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коммуникативные:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем;  умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

Личностные:  оцениватьсобственную учебную деятельность свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Задачи урока:

  • Формулировать тему урока;
  • Определять прямое и переносное значение слова;
  • Строить и писать предложения, используя слова в переносном значении;
  • Выполнять взаимопроверку, самопроверку учебных заданий;
  • Формулировать высказывания, мнения, используя термины в рамках учебного диалога.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Я сегодня шла в школу и услышала интересный разговор мамы и мальчика.

Мама говорила: -Вот скоро ударят морозы и будешь на лыжах кататься.

-Я тогда на улицу не пойду: сказал мальчик.

-Почему? –спросила мать

-Я боюсь, вдруг и меня морозы ударят…

-Стоит ли мальчику бояться морозов?

-Объясните почему?

-Почему мальчик не понял маму?

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, какая тема сегодняшнего урока?

-Тема урока:  Прямое и переносное значение многозначных слов.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока

-Мальчие не понял смысла многозначного слова ударил

(он понял слово в другом смысле)

-О словах в другом смысле (переносное значение)

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

На доске:

30 сентября

Классная работа

Прямое и переносное значение слов

3. Актуализация знаний

Коллективное выполнение упражнения

- Какой источник информации поможет нам  разобраться в этих понятиях?

-Откройте учебник с.49, упр. 62

-Рассмотрите, прочитайте, что будем делать?

-Можем ли сразу выполнить последнее задание учебника?

-Что нам для этого понадобится?

Итак, какую информацию дает нам учебник, прочитайте на с.50

-Поменялось ваше мнение о знаниях по нашей теме?

-учебник

-Прочитаем

-Рассмотрим рисунки

-Ответим на вопросы

-Нет

-Толковый словарь

Читают информацию в учебнике:

-У многозначногослова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в первом предложении имеет значение «двигаться по воде».Это -  прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета. Во втором предложении слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это –переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плвное движение колаблей по воде.

-Да

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу,

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

-формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Плыть-двигаться по воде

Физминутка (на песню А облака….)

Выполняют упражнение для снятия усталости

5 Первичное усвоение новых знаний

-Закончи предложение…

-А зачем в русской речи часто уптребляют слова в переносном значении? Подумайте, обсудите в парах.

Работа в парах

-Речь становится более выразительной,меткой, красивой, заинтересовывает собеседника

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в пару со сверстником

На доске:

У многозначного слова может быть   …….. и ……… значение.

5. Первичная проверка понимания

-В подтверждение этого выполним следующее упражнение 64 на с.51

-Прочитайте предложения парами.

( Читай первую пару предложений)

-Что вы заметили?

-1 вариант выписывает только предложения, где употреблены словав переносном значении, а 2 вариант – в прямом значении.

- Скажите, могут ли у вас быть одинаковыми предложения?

Работаем в паре, обсуждаем, слушаем мнение товарища, спорим,пробуем убедить друг друга, приходим к общему мнению.

Что будете делать если у вас несогласие?

-Проверим работу.

(вызываю к доске по 1 человеку), остальные проверяют себя сами

Попробуем оценить свою работу.

-Кто ни разу не ошибся и выписал правильно все предложения может себе поставить на полях тетради- 5

-Кто допустил 1 ошибку –ставит себе-4

-Кто не справился с работой, попробуйте объяснить причины неудачи

Чтение из учебника предложений

-В одном педложении употреблены слова в прямом значении, а в другом в переносном.

-Выполняют самостоятельную работу в парах

- Нет

-пробовать найти выход из ситуации, попросить помощи

Выполняют работу на мультимедийной доске

Выполняют самопроверку и самооценку своей работы

-Высказывают свое мнеие

Регулятивные:

- адекватно воспринимать оценку учителя

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- ориентировка на разнообразие способов решения задач;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников

Рабора с электронным приложением к учебнику на мультимедийной доске

6. Первичное закрепление, рефлексия

-Закончи предложения:

-Я думаю…

-Я могу…

-Я знаю…

- Мне нужно… и т.д.

Кому понравилось сегодня на уроке, поднимите руки.

-Кто считает, что многому сегодня научился  на уроке..

Высказывают свои впечатления по изученной теме.

Высказывают свои впечатления

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

На доске:

Я думаю…

-Я могу…

-Я знаю…

- Мне нужно… и т.д.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-А хотите себя проверить?

-Один раз вы себя проверите выполняя домашнее упражнение 65 по заданию учебника, запишите в дневник.

Делают запись в дневнике (упр. 65)

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

8. . Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

-Я предлогаю вам проверить себя прямо сейчас.

-Перетащите слова из 2 столбика в первый так, чтобы слова первого столбика стали употребляться в переносном значениии

-Выполнение задания, обсуждение и исправление ошибок.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Работа с доской

9. Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

-Где в жизни тебе пригодятся эти знания?

Выставление отметок за урок

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс

Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....

Презентация к уроку русского языка по теме "Прямое и переносное значения слов" 2 класс УМК Школа России

ТемаПрямое и переносное значения слов. Развитие речи.Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления с прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение словТип...

Технологическая карта к логопедическому занятию на тему: "Прямые и переносные значения слов"

Тема занятия включена в раздел : " Расширение и актуализация словаря; морфологический и семантический анализ слов". Спользованны технологии на основе системно-деятельностного подхода, здоров...

Конспект урока русского языка по теме "Прямое и переносное значение" (2 класс)

Конспект урока русского языка для 2 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...

Технологическая карта урока по русскому языку: "Глаголы близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России"., 2 класс)

Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по значению»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах; ...