Имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Камалева Альфия Гумяровна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._uroka_imena_sushchestv_.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

1. Сценирование урока по ФГОС  средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное»

2. Сведения об авторе:

  • Камалева
  • Альфия Гумяровна
  • ГБОУ Средняя общеобразовательная школа с. Выселки
  • Учитель начальных классов

3. Основное содержание.

Тип урока:Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

Дидактические средства:

  • учитель – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
  • компьютер +проектор
  • маркерные доски

                               Ход урока

  1. Организация класса.

Учитель: Прозвенел долгожданный  звонок –

Начинается урок!

- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю,  в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!(Учащиеся записывают классная  работа и число.)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

      (Работа в парах.)

- Запишите и разделите слова на 3 группы.(Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

- Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

- Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

     Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

- Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

- К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

- Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 4.)

- Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

- Прочитайте и сравните пары слов.

- К какой части речи относятся слова?

- Чем они похожи? (Написанием.)

- Чем отличаются? (Ударением.)

- Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка)

  1. Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах)

- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова.  Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные.Будьте внимательны.(Слайд 5.)

     Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

(Проверка.)  (Слайд 6.)

  1. Работа со словами из словаря

- Отгадайте загадки.

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)

                                       В поле – метелкой,

                                       В мешке – жемчугом.

                                                      (Пшеница)

- Найдите слово трактор  и пшеница в орфографическом словаре.

- Запишите слова в тетрадь.

- Составьте предложение со словами пшеница и  трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

- Запомните написания этих слов.

VI. Физкультминутка

(слайд 7.)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два  - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – рукамипомахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

      (Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

- Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

  1. Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)

     - Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

     Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

- Какие слова написали в первую группу? Почему?

- Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?

VIII. Рефлексия

- Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.

Образец: стол – м.р., ед. ч.(Слайд 9.)

Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.

- Какие слова выписали? Почему?

- Какие слова оказались лишними?

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими новыми словарными словами вы познакомились?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание.(Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....