Конспект урока русского языка во 2 классе "Части слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Наталья Викторовна.

Материал содержит конспект урока русского языка в форме решения проктной задачи. Тема урока "Части слова. Разбор по составу".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_slova_ned_nach_kl.docx41.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Неделя начальной школы

Разработка учителя МБОУ СОШ № 8

Ивановой Н.В.

Урок – проектная задача

 по русскому языку.

Тема:

 «Создание памяток «Морфемный анализ слова».

Форма проведения урока: решение проектной задачи.

2016-2017 учебный год.

Урок – проектная задача по русскому языку.

Тема: Морфемный анализ слова. Обобщение изученного.

Форма урока: решение проектной задачи.

Название проектной задачи

Создание памятки «Морфемный анализ слова».

Класс.

2

Тип задачи:

С точки зрения предмета – рефлексия.

В педагогическом плане – обучающая.

Цель:

Создать памятку «Морфемный анализ слова».

Педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Более глубокое усвоение детьми знаний о значимых частях слова.
  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем «Корень слова»,

 «Приставка», «Суффикс», «Окончание».

  1. Очередной шаг к формированию коммуникативных компетентностей.
  2. Обучение осознанному построению речевых высказываний в устной и письменной форме в соответствии с задачами коммуникации.

Знания, умения и способы действия,

 на которые опирается проектная задача.

Второклассники в течение 1-го, и начала 2-го класса на уроках русского языка говорили о частях слова, их признаках, учились их распознавать, делать морфемный разбор слова и т.д. Систематически на различных уроках работали в группах, имеют опыт распределения функций и ролей в совместной деятельности, осуществления взаимного контроля в совместной деятельности, презентации и оппонирования работ.

Планируемый педагогический результат.

-каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках данного предметного материала, изученного за весь период обучения;

- часть учащихся смогут устранить пробелы в знаниях о частях слова;

 - учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего творческого задания;

- будет сделан очередной шаг к освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- шаг к обучению умению работать в информационной среде и с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета – русский язык.

Применяемые формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Способ и формат оценивания результатов работы

Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

Публичное выступление групп. Оценка готового продукта деятельности.

Проект урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся на данном этапе

Универсальные

учебные действия

Организационный момент.

 Языковая разминка.

 ( актуализация знаний )

С какой большой темой мы сейчас работаем?

Какие именно проблемы мы решали?

Давайте вспомним: что мы знаем о значимых частях слова

Постановка проблемы урока.

Мы с вами постоянно сталкиваемся на уроках с заданиями по разбору слова по составу, и всё равно продолжаем делать ошибки в таких заданиях. Почему? И как нам помочь самим себе делать меньше ошибок?

Подготовка к основному этапу «изготовление памятки» (тренировка, практическая часть )

- Предлагаю сначала на практике ещё раз понаблюдать, как образуются новые слова и как в них выделять морфемы, а затем попытаться обобщить опыт и создать памятку. То есть сделать некую разминку перед основной работой.

Разделимся на 3 группы.

Выполним по группам задание по словообразованию.

У каждой группы свой корень, за 3 минуты вы должны придумать и записать по 3-4 однокоренных слова к данному корню таких, чтобы они были разными частями речи и образованы разными морфемами.

Корень – ход -,

             - лёт-(лет),

             - друг -(друж)

- теперь предлагаю вам сделать разбор по составу (морфемный анализ) слов, которые я вам приготовила, а затем поделиться опытом с классом, как вы это сделали. СЛОВА:

- насмешить, подснежники, пересушила, подводный.

Предполагаемые ответы:

-значимые части слова.

- определяли значимые части в словах:

корень, окончание, суффикс, приставка, основа;

- определяли,  с помощью каких морфем образуются новые слова, с помощью каких изменяется только форма слова;

- наблюдали, как связаны части речи и наличие в словах определённых морфем.

 

Дают определение приставке, корню, окончанию  и суффиксу.

Предполагаю ответы:

- надо больше тренироваться

- надо изготовить шпаргалку, подсказку, памятку

 

- на листах А-4 записывают однокоренные слова,

 

затем каждая группа представляет результаты, подробно объясняя какие части речи появились и с помощью каких морфем.

- делают разбор по составу, затем представляют готовые работы на обсуждение и поиск ошибок в разборе.

Дети должны при представлении результатов говорить о том, что снала определяют часть речи, знакомые морфемы, подбирают однокоренные слова, корень, приставку. Суффикс, окончание, основу.

Анализ объектов с целью выделения существенных отличительных признаков.

Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Выработка алгоритма последовательности действий, планирование этапов предстоящей работы и определение их последовательности.

Распределение обязанностей в группе сверстников, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого характера.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Основной этап. Создание памяток.

Работа в группах

Теперь давайте попробуем изготовить памятки, где будет указан порядок разбора слова по составу.

Как вы поняли, эту работу вы тоже  будете выполнять в группах. А презентовать (защищать) ваш проект будет один представитель от группы.

Вначале вам нужно прочитать порядок ваших действий в группе, а потом распределить обязанности.

Порядок действия группы:

  1. Выбрать командира группы, который будет записывать все ваши мысли и предложения.
  2. Написать весь теоретический материал
  3. Проверить всю информацию.
  4. Выбрать ученика для защиты и самим послушать его ответ.
  5. Если понадобится сделать дополнения или исправления.

Слушают,

 читают порядок действия группы на экране,

Затем работают в группах:

 ( создают алгоритм разбора слова по составу).

Представляют готовые памятки:

  1. Определить часть речи.
  2. Предположить знакомые морфемы, характерные для данной части речи.
  3. Уточнить лексическое значение слова.
  4. Подобрать однокоренные слова и выделить корень.
  5. Изменять слово и выделить окончание.
  6. Выделить приставку и суффикс в соответствии с местом их нахождения.
  7. Выделить основу.

Выработка алгоритма последовательности действий, планирование этапов предстоящей работы и определение их последовательности.

Распределение обязанностей в группе сверстников, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого характера.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Я буду выступать в роли консультанта, если у вас возникнут трудности. А если будет очень много  вопросов, и я не буду справляться, как вы думаете, кто ещё может выступить в роли консультантов?

Дети называют имена возможных консультантов.

Защита проектов группами                     и оппонирование другими участниками проекта.

После каждого выступления спрашиваю:

Кто хочет проанализировать выступление, то есть выступить в роли оппонента?

Предлагаю оппоненту воспользоваться во время анализа выступления  планом, установленным на экране.

 ( слайд № *).

План анализа ответа:

  1. Правильно ли изложен теоретический материал?
  2. Подобраны ли примеры?
  3. Качество речи выступающего (громкость, чёткость, выразительность).
  4. Грамотность речи защищающего проект.

     (логичность, чёткость,         доказательность)

  1. Твоё личное отношение к выступлению(понравилось или нет), общее впечатление.

Выступают с презентациями своих карточек.

Слушают ответы докладчиков,

оппонируют ответы.

Развитие ораторских умений,

умения доказывать и отстаивать свою точку зрения,

брать ответственность на себя,

принимать решения.

Развитие

умения оценивать ответы одноклассников,

умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознание и произвольное построение речевого высказывания.

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Итог.

Оценка результатов урока обучающимися.

Каков результат сегодняшнего урока?

Выставление отметок за урок учителем и детьми (руководителями групп).

 

- теперь у нас есть памятки по разбору слов по составу, мы можем ими воспользоваться при выполнении заданий по морфемному анализу слов.

Командиры групп оценивают работу учащихся, учитель, если считает нужным даёт советы, корректирует оценки.

Самостоятельная оценка и анализ результатов деятельности.

Домашнее задание:

Памятку привести в презентабельный вид (переписать, воссоздать дома аккуратным, понятным почерком, сделать её удобного размера).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...