Главные вкладки

    Методическая разработка (3 класс) по теме:
    Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

    Кошлань Виктория Валентиновна

    Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

    Как корень слова учил окончания уму – разуму.

    Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.

    Планируемые результаты.

    Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

    Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

    Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

    Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занимательная грамматика

    Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

    Как корень слова учил окончания уму – разуму.

    Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.

    Планируемые результаты.

    Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

    Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

    Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

    Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

    Оборудование: карточки.

    Ход занятия.

    1. Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

    - Отгадайте загадки о частях слова.

    Я - общая часть родственных слов.

    Во мне заключается смысл.

    Я - самая главная часть,

    Без меня  все слова - бессмыслица. (Корень)

    Я приставлена к слову,

    Без него не могу, как без мамы.

    И если меня ты отделишь, дружок,

    То сразу предлогом я стану. (Приставка)

    За Корнем Я

    Обогрел местечко.

    Не словом угодил,

    А лишь словечком.

    Река большая превратится в речку,

    Лес - в лесника,

    А печь - всего лишь в печку. (Суффикс)

    В конце слова стоит, 
    Слова согласует и примирит. 
    Самая изменяемая, 
    Называется. (Окончание)

    2. Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова».

    3. Сценка:

    Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

    Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

    Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

    Корень: Выходит и вам трудно живется.

    Окончания: Еще как трудно.

    - Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.

    4. Запишите предложение, изменив окончание.

    Закружилась листва золотая

    В розоватой вода на пруд. (С.Есенин)

    5. Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы.

    Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.

    Выпишите вторую группу слов.

    - Что изменяется в словах? Выделите окончание.

    - Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова)

    - Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова).

    - А можем мы сказать, для чего нужны  окончания?

    6. Работа в парах.

    - У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

    лицо           ручка

    дверь           плавник

    зима           волна

    рыба           глаз

    море           день

    - Как соединили?

    - Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.

    - Встаньте те, кто не допустил ошибок.

    7. Эстафета.

    - А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.

    По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

    русалка

    старуха

    девица

    на ветвях

    у моря

    окно

    дуб

    рыбка

    для батюшки

    сказка

    старик

    стороны

    в темнице

    с тиной

    остров

    следы

    в землянке

    под елью

    8. Составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении?

    -ие

    деньги

    тарелка

    душа

    -ая

    мелк-

        -ий

    почерк

    буква

    река

    озеро

    -ое

    поступок

    9. Итог.

    - Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:

    1) Что такое окончание?

    2) Для чего служит окончание?

    3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 2 класс УМК «Школа 2100»

    Урок русского языка 2 класс в ТДМ, УМК «Школа 2100»  Цель и задачи: наблюдение над словами – признаками; вырабатывать умения ставить вопросы к словам – признакам; воспитывать интерес к русскому я...

    Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?

    Урок русского языка во 2 классе по УМК  «Школа 2100» по теме " Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?" Цели и задачи:воспитывать интерес к русскому языку и потребност...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое корень слова" и презентация

    Цели:  научиться находить корень в слове;  формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарног...

    слова которые отвечают на вопросы какой? каким?

    Развёрнутый конспект урока по русскому языку для 2 класса по фгос...

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ, 2 КЛАСС «СЛОВА, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

    Цели: развитие умения учащихся подбирать слова-названия признаков, конструировать предложения из слов с опорой на вопросы; развитие мышления и речи учащихся в логике поставленных вопросов, обогащение ...

    Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    Тема урока: Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?УМК «Школа 2100»Предмет: Русский языкАвтор учебника: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В.Класс:2Тип урока: ОНЗ Урок разр...

    Презентация на тему: " Слова которые отвечают на вопросы Какое? Какие? Какая? "

    Презентация на тему: " Слова которые отвечают на вопросы Какое? Какие? Какая? " . Данная презентация поможет учащимся  понять как поставить вопрос,  какой подобрать вопрос  к слову ...