Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"
методическая разработка (3 класс) по теме

Кошлань Виктория Валентиновна

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательная грамматика

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД:  развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД:  учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: карточки.

Ход занятия.

1. Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

- Отгадайте загадки о частях слова.

Я - общая часть родственных слов.

Во мне заключается смысл.

Я - самая главная часть,

Без меня  все слова - бессмыслица. (Корень)

Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану. (Приставка)

За Корнем Я

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку. (Суффикс)

В конце слова стоит, 
Слова согласует и примирит. 
Самая изменяемая, 
Называется. (Окончание)

2. Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова».

3. Сценка:

Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень: Выходит и вам трудно живется.

Окончания: Еще как трудно.

- Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.

4. Запишите предложение, изменив окончание.

Закружилась листва золотая

В розоватой вода на пруд. (С.Есенин)

5. Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы.

Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.

Выпишите вторую группу слов.

- Что изменяется в словах? Выделите окончание.

- Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова)

- Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова).

- А можем мы сказать, для чего нужны  окончания?

6. Работа в парах.

- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

лицо           ручка

дверь           плавник

зима           волна

рыба           глаз

море           день

- Как соединили?

- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.

- Встаньте те, кто не допустил ошибок.

7. Эстафета.

- А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.

По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

русалка

старуха

девица

на ветвях

у моря

окно

дуб

рыбка

для батюшки

сказка

старик

стороны

в темнице

с тиной

остров

следы

в землянке

под елью

8. Составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении?

-ие

деньги

тарелка

душа

-ая

мелк-

    -ий

почерк

буква

река

озеро

-ое

поступок

9. Итог.

- Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:

1) Что такое окончание?

2) Для чего служит окончание?

3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Конспект урока Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. (безударное окончание существительных)

Тема: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.Цели:– развитие умений разных видов устной и письменной речи: строить устное рассуждение (рассказ...

Технологическая карта урока "Корень слова, приставка, окончание"

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия д...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается  урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...

Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».

Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...