Орфограммы корня
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Камалева Альфия Гумяровна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroka_po_russkomu_yazyku2.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку "Орфограммы корня"

во 2 «А» классе по ФГОС

 Автор: Камалева Альфия Гумяровна

 Учитель начальных классов первой квалификационной категории

 ГБОУ СОШ с.Выселки

Тема урока Орфограммы корня

Тип урока - обобщения и систематизации знаний

Цель урока

 1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.

 2. Решать орфографические задачи в корне слова.

Формы и методы:

 Работа в группах,

 самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

 Использование ОЭИР Использование презентации «Орфограммы корня»

Планируемые результаты

 Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.

 Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

 Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.

 Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Задания-измерители

 Списывание с объяснением, составление обобщающей схемы, отгадывание загадок, дописывание слов в рифму, исправление ошибок текста

Дом. задание

 Написать сочинение о своей семье, используя слова с орфограммами в корне

 Ход урока

Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (2мин)

- Я спрошу у вас: Готовы? Отвечайте!

 - Все готовы!

 - Мои детки все здоровы? Отвечайте!

 - Все здоровы!

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился познавательным. Желаю вам хорошего настроения! Пожелайте друг другу удачи!

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно!

Введение в тему. Постановка цели урока. (5 мин)

 - Ребята, давайте поиграем. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое и почему?

1 ряд: травка, земля, грядка

 2 ряд: сердце, радостный, дождь

 3 ряд: весна, зелёная, солнце

 - Какое слово лишнее? Почему?

 - Что общего у этих слов?

 - Кто догадался, какая тема

 сегодняшнего урока?

 - Какие цели вы поставите на уроке перед собой?

- Закрепить способы…

 - Решать…

 - Упражняться…

 Работа по теме.

1. Самостоятельная работа. (5 мин)

 - Прочитайте текст для себя (про себя). Прочитайте текст для других (хором).

Лето.

 Весело летом в л_су! Мы идём по густой сочной тр_ве. Кругом цв_ты. На цв_ток села пч_ла. У тр_пы кучка рыхлой з_мли. Это н_ра кр_та.

- Запишите гласные буквы в том порядке, в котором они пропущены в словах текста.

(е, а, е, е, е, о, е, о, о)

- Давайте проверим. На какое правило все эти слова? Как проверить безударный гласный в корне? Какие способы проверки вам известны?

 ( Фронтальная проверка - обратная связь.

 Дети поднимают буквенный веер,

 доказывают выбор буквы,

 подбирая проверочные слова)

 - Оцените себя за знание орфограмм

 безударной гласной в корне.

Физминутка (3мин)

 Работа по теме.

1. Задание на выбор (5 мин)

- Прочитаем два текста для себя, для других.

Хоро_ наш ле_. Там много сочных тра_. Вот берё_ка. А вот ду_.

Красиво звёз_ное небо. Но все дети ждут со_нца.

- Ребята, выберите тот текст, который понравился больше. Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.

 - Кто выбрал первый текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить орфограммы с парными согласными в корне?

 Оцените себя за знание орфограмм парных согласных в корне слова.

- Кто выбрал второй текст? На какое  правило слова с пропуском? Как проверить  орфограммы с непроизносимым согласным  в корне?

 Оцените себя за знание орфограмм  непроизносимых согласных в корне слова.

2. Коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня» (5 мин)

 -Давайте обобщим способы проверки орфограмм корня. (Дети комментируют готовую таблицу).

Гласный              Парный          Непроизносимый

 Согласны           согласный

Ударение            гласные                    и гласные

 и сонорные          сонорные

- измени по числу,

 - измени по команде вопроса КТО? ЧТО?

 - измени по команде вопроса (много) КОГО?ЧЕГО?

 - назови ласково

 - подбери однокоренное слово

3. Работа по группам (10 мин)

- А сейчас я вам предлагаю закрепить знания об орфограммах корня в группах. Прошу объединиться и договориться. Командиров приглашаю вытянуть задания.

1 группа. Вставь пропущенные буквы, объясни устно выбор.

Ой, сейчас мне нужно срочно

 Всех подружек об_жать,

 Ведь за стол мой именинный

 Уж г_стей п_ра с_жать.

 Об_жать нельзя подружек,

 Всех их нужно пригласить.

 И сегодня, в день рожденья,

 Вкусно-вкусно уг_стить.

2 группа. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Вставь пропущенные буквы.

Чёрный Ива_ка,

 Деревянная руба_ка,

 Где носом проведё_,

 Там заме_ку кл_дё_.

3 группа. Прочитай письмо Мишки своим родителям из летнего лагеря. Исправь ошибки.

Здесь чюдестный лук. Я там чясто лижу. Рядом лисок и красивый большой прут.

- Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.

 Ребят первой группы проверит и оценит член совета журналистов Родичкин Руслан.

 Ребят второй группы пусть проверят и оценят наши гости.

 Ребят третьей группы давайте проверю и оценю я.

Итог урока. Рефлексия. (3мин)

 - Чему учились сегодня на уроке?

 - Чему можете научить своих одноклассников?

 - От чего испытали радость?

 - Что огорчило?

 - А в целом, с каким настроением работали?

Урок сегодня был удачный,

 Не прошёл для вас он зря.

 Вы все очень постарались.

 Вам понравилось, друзья?

 Домашнее задание. (2мин)

        Самоанализ урока «Орфограммы корня»

 проведённого во 2 «а» классе ГБОУ СОШ с.Выселки Самарской области.

 Урок провела: учитель начальных классов – Камалева Альфия Гумяровна

 Тема урока: Орфограммы корня.

Тип урока: Урок - обобщения и систематизации знаний.

 Цель урока: 1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.2. Решать орфографические задачи в корне слова.

Формы и методы: Работа в парах, группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

Использование ОЭИР: Использование презентации «Орфограммы корня».

Планируемые результаты: Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.

 Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

 Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.

 Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

 Для решения поставленных целей была рационально выбрана структура урока.  

1 этап – Организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.  

 На данном этапе формируются Личностные УУД (знание моральных норм, проявление этических норм поведения).

 М/П (УУД) : Регулятивные ( самоконтроль подготовки к уроку).

 2 этапом урока является введение в тему, постановка цели. Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ, а именно с нахождения лишних слов в ряду данных, по которым учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку.

 На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.

 Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.  

 Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.

 На данном этапе формируются Предметные умения. Личностные (умение общаться в паре).М/П (УУД): Регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения). Познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы

 Коммуникативные (владеть диалогической формой речи).

3 этап – самостоятельная работа с текстом, выписывание пропущенных гласных, объяснение написания слов с безударной гласной в корне. На этом этапе урока использую фронтальную проверку в виде обратной связи через буквенные веера. Это задание развивает орфографическую зоркость, быстроту и реакцию детей.

 4 этап – физминутка в виде подвижного танца и ритмичных движений, с целью полного расслабления и дружеского отношения к одноклассникам.

 На 5 этапе предлагается задание на выбор. На данном этапе закрепляются  аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся.

 6 этап урока – коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня». Данный вид работы позволяет закрепить учащимся все способы проверки орфограмм корня.

7 этап – работа в группах. Дети учатся договариваться между собой, доказывать правильный выбор, приходить к единому мнению. Задания для групп ребята получают на выбор. Здесь и отгадывание загадки, и заполнение пропусков в тексте, и исправление ошибок в написанном письме. Самым приятным моментом для ребят служит оценивание их работы членами коллектива и гостями урока.

 С 3 по 7 этапы идёт формирование Предметных умений.

 М/П (УУД):Регулятивные (умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль).

 Познавательные (умение осуществлять анализ учебного материала).

 Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).

8 этап – рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.

 На этапе рефлексии формируются Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

 М/П ( УУД):Регулятивные (осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке).

 Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Домашнее задание предлагаю в виде творческой работы: написание сочинения о своей семье. Это связано с празднованием Международного дня семьи.

 На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.

 Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.

Я считаю, что урок достиг своей цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание орфограмм корня

План урока  по теме " Правописание безударных класных в корне " ....

урок русского языка во 2 классе по теме "Орфограммы корня"

       Материал к уроку подобран в соответствии с  требованиями программы и позволяет создать условия, пробуждающие деятельность сознания школьников. А также напр...

Тест "Орфограммы корня" 3 класс

Тест "Орфограммы корня" 3 класс...

Тема урока: "Проверяемые орфограммы корня слова. УМК «Планета знаний»

Обобщающий урок по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»...

Урок - путешествие на тему: "Повторение. Орфограммы корня слова""

clip_image002.jpgТема: Повторение. Орфограммы корня слова. Цель: Повторить орфограммы корня слова: безударные гласные в корне слова, парные согласные, непроизносимые согласные, написание б...

Презентация "Орфограммы корня"

Презентация к уроку русского языка по закреплению правописания орфограмм корня....

Подготовительная работа к изучению орфограмм корня слова в 1 классе.

В статье привожу примеры словообразовательной работы в букварный период....