Единый временной план текста.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 24 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_24.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Занятие 24.

                                 Единый временной план текста.

          ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО

  • Ответь на шуточные вопросы:
  1. Какую часть лица на корабле найдём? ___________________
  2. Какую часть слова можно в земле найти? ________________
  3. Что можно от пальто отрезать и к реке приставить?_________
  4. Какой частью горы можно волосы расчёсывать?____________
  5. Какую часть обуви найдём у горы? ______________________
  6. Что можно найти у ребёнка, стола, гриба и циркуля? ________
  7. По какому головному убору молотком бьют? ______________

                        ТЕРПЕНИЕ  И  ТРУД  ДИВНЫЕ  ВСХОДЫ  ДАЮТ

Задание № 1. Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди»                                                                                    

                                                        Лебеди.

        Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая. Над  водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.

      Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.

      Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он  взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в  месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

          Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой в светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылысь из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

              Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

             Лебедь вытянул шею, взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.                                   Л. Толстой

  • Определи тип текста. __________________________________
  •  Найди и подчеркни в этом тексте глаголы, определи их время.                                                                
  • Случайно ли автор все глаголы употребил в прошедшем времени? Для чего он это сделал, если мы представляем всё происходящее в настоящем времени?

__________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ!  Употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с цепной и параллельной связью называется единым временным планом.

Задание № 2.Может ли в тексте изменяться временной план? Прочитай текст, раздели его на части, определи время глаголов в каждой части.

   У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Меняют к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими становятся у белок их спинки и пышные хвосты.

       Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые тяжёлые шишки.

      Много забот будет летом у белок. Выкормить маленьких бельчат, собрать, спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов.

                                                И. Соколов-Микитов

  • Как ты думаешь, почему автор для каждой части употребил свой временной план?

_________________________________________________________

  • Сделай вывод о том, от чего зависит выбор временного плана в тексте.

________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

 Задание № 3.  Давай поиграем!  «Как зовут мальчика?»

  Четыре девочки встретили во дворе незнакомого мальчика и спросили, как его зовут. Мальчик попросил девочек назвать ему их имена. Узнав, что девочек зовут Лена, Валя, Поля, Рита, мальчик немного подумал и сказал: «Моё имя, как и ваше, состоит из четырёх букв. Начинается оно с первой буквы имени одной из вас, вторая буква совпадает со второй другого имени, третья буква совпадает с третьей буквой ещё одного имени, а последняя буква является последней буквой четвёртого имени. Теперь вы знаете, как меня зовут». Назови и ты имя мальчика.

_________________________________________________

     

             

     

   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Деление текста на части. План текста". УМК "Школа России"

Данная презентация поможет у чителю провести плодотворный урок, содержит цели и задачи урока, вопросы к ученикам, физминутку и тд....

Единый временной план текста.

Занятие № 25 к авторской программе "Речевая копилка"...

Единый временной план текста.

Занятие № 26 к авторской программе "Речевая копилка"...

План текста. Учимся составлять план текста.

Русский язык. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

ТЕКСТ. ПЛАН ТЕКСТА.

Данный урок разработан по программе "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"

Презентация к уроку русского языка по теме "План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану"...