Научный стиль.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 30 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_30.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Занятие 30.

                                                Научный стиль.

               ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО  

А) Объясни, от каких различных глаголов могут быть образованы слова:

Вожу _________________________________________________________

Лажу _________________________________________________________

Лечу __________________________________________________________

Б) С какими именами существительными совпадут глаголы выть, лаять, покрыть, попугать, если их произносить как приказ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                      ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  И  ДО  КЛУБКА

Задание № 1.    На предыдущих занятиях мы познакомились с разговорным стилем нашей речи, который чаще всего встречается в устной речи. А сегодня поговорим об основном стиле письменной речи – книжном. Из самого названия этого стиля нетрудно догадаться, где он встречается. Книжный стиль, как и разговорный, имеет несколько разновидностей: научный , официально-деловой, газетно-публицистический. Попробуй объяснить эти названия и догадаться, где можно найти данные разновидности книжного стиля.

        Сегодня темой нашего разговора будет научный стиль речи.

         Научный стиль используется в области науки и техники. К научной относятся статьи в научных журналах, научно- справочная, энциклопедическая, учебная литература и так далее. В научных произведениях информация излагается точно и сжато. Задача научного произведения – доказательство определенных фактов, точное изложение научных проблем.

                  Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи. Но иногда он может использоваться в устной речи в виде докладов, сообщений, лекций. В нём используются сочетания:  при помощи, в результате, в течение. Применяются научные и технические термины: извлечь корень, радиус, вектор. Отдельные части научного высказывания соединяются между собой словами: так, таким образом, итак, кроме того, вот почему и другими. 

Задание № 2. Прочитай эти тексты. Определи, какой из них является научным и докажи свой выбор.

            …Когда абрикосовое дерево расцвело, оно стало удивительно нарядным. Все его веточки, унизанные розово-белыми цветами,выглядели невесомыми, воздушными. Подуй ветер – и не станет нарядного дерева: сорвёт и унесёт он его весенний наряд за тридевять земель, как срывает и уносит белые шары одуванчиков.

           Вскоре цветы дали завязь. Это были маленькие абрикосинки, на вкус горьковато-кислые. Завязь облепила все веточки, отчего отяжелело дерево.

            Зелёные абрикосы с утра до вечера глядели на солнце, и сами становились похожими на маленькие кусочки солнца. Среди зелени золотом отсвечивали бесчисленные плоды.

          Тогда все жильцы, от мала до велика, вышли на сбор абрикосов.

                                                                                          М. Усов

                                      Кто такой нарвал?

Нарвал (Mоnоdоn  mоnосеrоs) – очень интересная разновидность китов. Многие из нас думают, что все киты одинаковы, но в действительности это не так. Сельдяной кит, гренландский кит, горбатый кит, южный гладкий кит – это далеко не полный перечень всех представителей семейства китов.

 Так, у некоторых китов имеются зубы, они охотятся на рыб. Примером тому могут служить кашалоты – огромные тупорылые киты, отличающиеся большими размерами, громадной головой, свирепым нравом и острыми зубами. Кашалоты иногда достигают 20 метров в длину.

     У нарвала тоже есть зубы. Эти киты обитают в холодных водах и имеют одну отличительную черту – у самцов на  левой стороне ротового отверстия словно сабля, выпирает вперёд длинный острый рог.

                                                                                  А. Леокум

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 3.  Давай поиграем!  «Реши грамматическую задачу».

  • Найди для чисел 1,2,3,4 буквы, которые в различных сочетаниях входят в существительные, обозначающие:
  1. 1,2,3,4 – рыбный продукт. _____________________________
  2. 3,4,2 – речное животное. ______________________________
  3. 4,3,2,4 – дугообразный свод _____________________________
  4. 1,3,4,2 – страна в Азии __________________________________
  5. 2,4,3,4 – наказание _____________________________________
  6. 2,1,3,4 – женское имя __________________________________
  7.  1,2,4,3 – мифологический герой__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Коллективная работа в стиле «дымка» Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».

Коллективная работа в стиле «дымка»Проект по технологии «Коллективная работа в стиле «дымка» на конкурс «Солнечный город».Нынешнее время ставит перед нами новые задачи, требующие поиска соверше...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Текст-описание растения в научном стиле"

Урок разработан по программе УМК "Школа России" по ФГОС. В основе лежит работа в группах....

Презентация по русскому языку "Тест-описание в научном стиле" 3 класс

Презентация по русскому языку для обучающихся в 3 классе "Тест-описание в научном стиле". Описание растения....

Научная статья ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕЙ УЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье раскрываются способы формирования межкультурной компетенции учащихся общеобразовательной школы с помощью программы дополнительного образования «Английский для всех». Пр...

Конспект урока русского языка на тему «Составление текста-описания в научном стиле» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о том, как составляются тексты в научном стиле;обобщение и систематизация знаний и умений в составлении текста-описания.Планируемые результаты:Пред...

Описание деловое (научное), описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Презентация к уроку Родной (русский) язык и родная (русская) литература....