План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шангараева Назифа Наиловна

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»).  

Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Цель: 1. Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика».

            2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление,

                внимание, творческие способности.

            3. Воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, мягкая игрушка,

интерактивная доска.

Методы: частично-поисковый, практический, игровой, наглядный, групповой.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу.

                                       

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Улыбнемся и подарим друг другу улыбки. Улыбка располагает к приятному общению. На уроке русского языка повторим тему «Лексика».

II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.

Орфографическая пятиминутка.

- Начинаем урок с орфографической пятиминутки. Прочитать слово, назвать орфограмму, подобрать проверочное слово.

 В. сёлый, ни.кий, кре.кий, радос.ный, ш.рокий, у.кий, чудес.ный, пр.мой, звёз.ный, п.тнистый, кр.сивый, прекрас.ный.

- На какие группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударная гласная, непроизносимая согласная, парная согласная).

- Что общего у всех этих слов? (Имя прилагательное).

- Какая часть речи называется именем прилагательным?

- Найди слова близкие по значению. (Весёлый, радостный). (Красивый, прекрасный, чудесный).

- Как называются эти слова? (Синонимы).

- Найдите слова противоположные по значению. (Широкий, узкий).

- Как называются эти слова? (Антонимы).

- Назовите науку русского языка, которая изучает лексическое значение слова. (Лексика).

- Какие слова включает в себя лексика? (Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).

III. Всесторонняя проверка знаний.

1.Слово – строительный материал языка. Каждое слово имеет свое значение, им оно и отличается от других слов языка.

- Какие слова называются синонимами?

Дополнительный материал, подготовленный учеником.

- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов.

2. Работа в группах. Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить лексическое значение слов.  

  • Огонь, дым, пламя.

Лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только

по-разному названы.

  • Алфавит, азбука, чистописание.

Алфавит и азбука – это буквы, расположенные по порядку. Лишнее слово чистописание.

  • Лошадь, конница, кавалерия.

Лишнее слово лошадь, потому что она одна, а в коннице и кавалерии их много. Раньше был вид войск – конный. Конный воин назывался конником или кавалеристом. Конница – конное войско или кавалерия.

  • Шалун, тихоня, озорник.

Лишнее слово тихоня. Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного ребенка.

Записать синонимы в тетрадь.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

3. Работа в парах.

- Поупражняемся в подборе синонимов. К словам первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.

   Скакал                             зимний

    весело                             прыгал

   учебник                          радостно

   морозный                       туманный

   неясный                          книга

Проверка.

Записать пары синонимов в тетрадь.

Какой частью речи выражены пары синонимов?

4. Работа с предложением.

Ребята, помните, что точное использование синонимов делает нашу речь выразительной и точной.

Вставить на место пропуска слово, которое наиболее точно отражает содержание предложений.

  • В библиотеке мы взяли ______ Марка Твена для урока внеклассного чтения. Маленький жеребенок резво ______ по лугу.

Комментированное письмо предложений.

С каким произведением Марка Твена мы недавно познакомились на уроке литературного чтения?

Синтаксический разбор второго предложения.

Вывод. Какие слова называются синонимами?

IV. Работа с антонимами.

1.Проблемная ситуация.

   А что это за слова:                             Холод и жара,

   День и ночь,                                        Огонь и вода?

- Это антонимы. Какие слова называются антонимами?

2. Дидактическая игра «Магнит».

- Отработаем умение подбирать антонимы.

Знак «+» притягивает добрые слова, знак «-» - слова с противоположным значением.

Самостоятельная работа.

Ласково, трудолюбивый, трус, грубо, ненавидеть, ленивый, внимательный, любить, храбрец, рассеянный, жадный, щедрый.

Проверка. Прочитать пары антонимов. Определить часть речи слов.

- Устно составить предложения с добрыми словами.

Вывод. Какие слова называются антонимами?

3. Работа в парах. Устно составить антонимы.

Проверка: каждая пара называет антонимы.

4. Чтение учениками стихотворных загадок.

- Ребята, попробуйте отгадать антонимы.


Я антоним к слову «зной»,                  Не бываю без начала,                      

Я в реке, в тени густой,                        Близкий родственник причала,                    

Я в бутылках лимонада,                       Делу всякому венец,

А зовут меня … (прохлада).                Называюсь я …(конец).

Я антоним к слову лето,                   Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета,                    Не от радости, утех,

Хоть люблю мороз сама,                  Я бываю по неволе,

Потому что я …(зима).                     От печали и от боли

                                                           От обиды, неудач.

                                                             Догадались? Это …(плач).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь …(тишина).

Вывод. Какие слова называются антонимами?

V. Развитие речи.

- Ребята, мы поговорили о многих словах. И я думаю, что в нашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть еще много замечательных слов. Слова хранятся в словарях, которых существует множество. Толковые словари помогут понять лексическое значение слова. Словарь Владимира Даля, в котором растолковано свыше 200 тысяч слов, поможет нам понять лексическое значение слова «комплимент».

Дополнительное сообщение ученика. Комплимент -  учтивость на словах или на письме, приветствие с похвалою, вежливость, приятные слова.

- Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже очень приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердце.

Дидактическая игра «Комплимент».

- Вы дарите вот это сердце (мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передает следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях.

Вывод: следуйте хорошему примеру – продлевайте добрым словом жизнь людей.

VI. Подведение итогов.

Урок заканчивать пора,

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь …(пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты …(нашел).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты …(храбрец).

Теперь начало я скажу, -

Ты отвечай …(конец).

- Ребята, о какой науке русского языка мы говорили на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали по этой теме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"...

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;Задачи:Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить прави...

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Прямой угол.

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа России»).Тема урока: Прямой угол (урок-путешествие).На уроке учащиеся знакомятся с прямым углом, закрепляют вычислительные навыки, разви...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...