Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Шангараева Назифа Наиловна

    Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»).  

    Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

    Цель: 1. Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика».

                2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление,

                    внимание, творческие способности.

                3. Воспитывать чувство товарищества, интерес к предмету.

    Оборудование: карточки с заданиями, толковые словари, мягкая игрушка,

    интерактивная доска.

    Методы: частично-поисковый, практический, игровой, наглядный, групповой.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по изученному материалу.

                                           

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    -Улыбнемся и подарим друг другу улыбки. Улыбка располагает к приятному общению. На уроке русского языка повторим тему «Лексика».

    II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.

    Орфографическая пятиминутка.

    - Начинаем урок с орфографической пятиминутки. Прочитать слово, назвать орфограмму, подобрать проверочное слово.

     В. сёлый, ни.кий, кре.кий, радос.ный, ш.рокий, у.кий, чудес.ный, пр.мой, звёз.ный, п.тнистый, кр.сивый, прекрас.ный.

    - На какие группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударная гласная, непроизносимая согласная, парная согласная).

    - Что общего у всех этих слов? (Имя прилагательное).

    - Какая часть речи называется именем прилагательным?

    - Найди слова близкие по значению. (Весёлый, радостный). (Красивый, прекрасный, чудесный).

    - Как называются эти слова? (Синонимы).

    - Найдите слова противоположные по значению. (Широкий, узкий).

    - Как называются эти слова? (Антонимы).

    - Назовите науку русского языка, которая изучает лексическое значение слова. (Лексика).

    - Какие слова включает в себя лексика? (Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы).

    III. Всесторонняя проверка знаний.

    1.Слово – строительный материал языка. Каждое слово имеет свое значение, им оно и отличается от других слов языка.

    - Какие слова называются синонимами?

    Дополнительный материал, подготовленный учеником.

    - Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тысяч синонимических рядов.

    2. Работа в группах. Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить лексическое значение слов.  

    • Огонь, дым, пламя.

    Лишнее слово дым, потому что огонь и пламя – это одно и то же, только

    по-разному названы.

    • Алфавит, азбука, чистописание.

    Алфавит и азбука – это буквы, расположенные по порядку. Лишнее слово чистописание.

    • Лошадь, конница, кавалерия.

    Лишнее слово лошадь, потому что она одна, а в коннице и кавалерии их много. Раньше был вид войск – конный. Конный воин назывался конником или кавалеристом. Конница – конное войско или кавалерия.

    • Шалун, тихоня, озорник.

    Лишнее слово тихоня. Шалуном и озорником называют ребенка, который кричит, резвится, а тихоней – спокойного и смирного ребенка.

    Записать синонимы в тетрадь.

    Вывод. Какие слова называются синонимами?

    3. Работа в парах.

    - Поупражняемся в подборе синонимов. К словам первого столбика подобрать синонимы из второго столбика.

       Скакал                             зимний

        весело                             прыгал

       учебник                          радостно

       морозный                       туманный

       неясный                          книга

    Проверка.

    Записать пары синонимов в тетрадь.

    Какой частью речи выражены пары синонимов?

    4. Работа с предложением.

    Ребята, помните, что точное использование синонимов делает нашу речь выразительной и точной.

    Вставить на место пропуска слово, которое наиболее точно отражает содержание предложений.

    • В библиотеке мы взяли ______ Марка Твена для урока внеклассного чтения. Маленький жеребенок резво ______ по лугу.

    Комментированное письмо предложений.

    С каким произведением Марка Твена мы недавно познакомились на уроке литературного чтения?

    Синтаксический разбор второго предложения.

    Вывод. Какие слова называются синонимами?

    IV. Работа с антонимами.

    1.Проблемная ситуация.

       А что это за слова:                             Холод и жара,

       День и ночь,                                        Огонь и вода?

    - Это антонимы. Какие слова называются антонимами?

    2. Дидактическая игра «Магнит».

    - Отработаем умение подбирать антонимы.

    Знак «+» притягивает добрые слова, знак «-» - слова с противоположным значением.

    Самостоятельная работа.

    Ласково, трудолюбивый, трус, грубо, ненавидеть, ленивый, внимательный, любить, храбрец, рассеянный, жадный, щедрый.

    Проверка. Прочитать пары антонимов. Определить часть речи слов.

    - Устно составить предложения с добрыми словами.

    Вывод. Какие слова называются антонимами?

    3. Работа в парах. Устно составить антонимы.

    Проверка: каждая пара называет антонимы.

    4. Чтение учениками стихотворных загадок.

    - Ребята, попробуйте отгадать антонимы.


    Я антоним к слову «зной»,                  Не бываю без начала,                      

    Я в реке, в тени густой,                        Близкий родственник причала,                    

    Я в бутылках лимонада,                       Делу всякому венец,

    А зовут меня … (прохлада).                Называюсь я …(конец).

    Я антоним к слову лето,                   Я антоним к слову «смех»,

    В шубу снежную одета,                    Не от радости, утех,

    Хоть люблю мороз сама,                  Я бываю по неволе,

    Потому что я …(зима).                     От печали и от боли

                                                               От обиды, неудач.

                                                                 Догадались? Это …(плач).

    Я антоним шума, стука,

    Без меня вам ночью мука.

    Я для отдыха, для сна,

    Да и в школе я нужна.

    Называюсь …(тишина).

    Вывод. Какие слова называются антонимами?

    V. Развитие речи.

    - Ребята, мы поговорили о многих словах. И я думаю, что в нашем лексиконе, т.е. словарном запасе, есть еще много замечательных слов. Слова хранятся в словарях, которых существует множество. Толковые словари помогут понять лексическое значение слова. Словарь Владимира Даля, в котором растолковано свыше 200 тысяч слов, поможет нам понять лексическое значение слова «комплимент».

    Дополнительное сообщение ученика. Комплимент -  учтивость на словах или на письме, приветствие с похвалою, вежливость, приятные слова.

    - Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

    А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже очень приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердце.

    Дидактическая игра «Комплимент».

    - Вы дарите вот это сердце (мягкую игрушку) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент, благодарит вас и передает следующему. Комплимент можно говорить о внешности, характере, способностях.

    Вывод: следуйте хорошему примеру – продлевайте добрым словом жизнь людей.

    VI. Подведение итогов.

    Урок заканчивать пора,

    Узнал ты много слов смешных

    И много всяких всячин.

    И если ты запомнил их,

    Не зря твой день потрачен.

    И нам с тобой пришел черед

    Сыграть в игру «Наоборот».

    Скажу я слово высоко,

    А ты ответишь …(низко).

    Скажу я слово далеко,

    А ты ответишь …(близко).

    Скажу я слово потолок,

    А ты ответишь …(пол).

    Скажу я слово потерял,

    И скажешь ты …(нашел).

    Скажу тебе я слово трус,

    Ответишь ты …(храбрец).

    Теперь начало я скажу, -

    Ты отвечай …(конец).

    - Ребята, о какой науке русского языка мы говорили на уроке?

    - Какие вопросы вы бы задали по этой теме?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

    Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

    Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

    Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

    Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"

    Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"...

    Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».

    Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;Задачи:Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить прави...

    План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Прямой угол.

    План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа России»).Тема урока: Прямой угол (урок-путешествие).На уроке учащиеся знакомятся с прямым углом, закрепляют вычислительные навыки, разви...

    Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

    Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

    Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...