Правописание слов с суффиксами - ик-, -ек-
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Баранцева Ольга Игоревна

Конспект урока во 2 классе по русскому языку.   УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

ГБОУ школы № 337 Невского района

Санкт-Петербурга

Баранцева Ольга Игоревна

Предмет:

Русский язык («Начальная школа XXI века»)

Класс:

2 класс

Раздел программы:

Состав слова

Тема:

«Правописание слов с суффиксами  - ик-, -ек-»

Тип урока:

Открытие новых знаний и способов действий

Цель:

Создать условия для ознакомления с суффиксами - ик-, -ек-, применения написания суффиксов -ик-, -ек-, понимания значения функции суффиксов в слове; развивать критическое мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

  • предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки, познакомить с правилом и алгоритмом его применения;), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
  • метапредметные: способствовать формированию УУД:

- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

- коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

  • личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Основные понятия:

Суффиксы  -ик-, -ек-. Правила написания суффиксов –ик-, -ек-. Значение суффиксов.

Методы (методические приёмы):

Формы работы:

Словесные (беседа, фронтальный опрос);

Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

Практические (упражнения);

Поисковые (частично-поисковые);

Аналитический;

Самостоятельная работа учеников (письменная работа, выполнение трудных заданий).

фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование:

ЭОР, Русский язык: Учебник  для 2 класса четырехлетней начальной школы по русскому языку: В 2ч. (1 часть, авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.);  – М.: Вентана-Графф, 2012;  

рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть;

карточки для индивидуальной работы и работы в парах; опорные таблицы с суффиксами и значениями суффиксов,  

мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация  PowerPoint,  

Этап урока:

Время

Содержание

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

2 мин.

- Прозвенел уже звонок, нам пора начать урок.

Ножки вместе, спинки ровно.

И к уроку всё готово.

Слушаем – запоминаем,

Ни минуты – не теряем.

Чтение стихотворения учителем:

«Один неграмотный человек пришёл с поклоном к грамотею.

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.

- Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.

- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресам с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт». (В.Гончаров)

- Ребята, что нужно было грамотею для того, чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать).

- Что значит правильно?   (Без ошибок и грамотно).

- Умению грамотно писать мы учимся на каждом уроке русского языка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

  1. Чистописание

4 мин.

Внимание на экран!

- Прочитайте слова. Что вы можете о них сказать?

Котик, рыбка, сапожник, дедушка. (Все слова - это имена существительные, одушевленные, единственного числа, образованы суффиксальным  способом, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы).

- Какие суффиксы помогли образовать эти слова?  (Эти слова образованны при помощи суффиксов -ик, -к, -н, -ушк).

- Как вы думаете, о какой  морфеме пойдет сегодня речь на уроке?

(На уроке мы будем говорить о суффиксе).

- Сегодня вы станете грамотнее, узнав новое правило написания суффиксов.

Но сначала – чистописание. К ко ок ке ек ик очк

- Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу,

Буква к букве по линейке

Аккуратно ввожу.

 - А пока вы прописываете соединения букв мы  с помощью цветика - семицветика перенесёмся в страну Орфографию, в сказочный город, где жили суффиксы.  (А какие вы узнаете чуть позже).

- Скажите, какие соединения букв являются суффиксами?

Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове.

Умение выделять суффиксы.

  1. Актуализация  имеющихся необходимых знаний, мотивация

10

мин.

Графический диктант (работа в парах).

- Сейчас мы с вами проведем графический диктант и выясним,  что вы знаете о данной морфеме? Перед вами  таблица. Отметьте истинные и ложные утверждения. 

- Возьмите карточки и поставьте «+»  рядом с верным утверждением.
1) Суффикс – это часть слова.
   Суффикс – это маленькое слово.
2) Суффикс служит для образования новых слов.  
3) Суффикс стоит после корнем.
   Суффикс стоит перед корнем.
4) Суффикс служит для связи слов в предложении.

  5) Суффиксы: -евн-, -евич, -овн-, - ович, -ич-,

-ичн-  образуют отчества.   

Все суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение.

Проверим на экране!          

- У кого получилась цифра «5», тот отлично справился с заданием.

 - С какой целью мы выполнили это задание? Дети делают выводы.

- Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока. (Кто допустил ошибку, вам необходимо поработать над теорией по теме «Суффикс»)

- Давайте повторим правило!

После корня он стоит

Перед окончанием.

Обозначу уголком,

Называю суффиксом.

Если суффикс заменю,

Другое слово получу.

- А теперь назовите алгоритм нахождения суффикса в слове!

1.Выдели окончание (измени форму слова).

2.Выдели основу слова.

3.Выдели корень (подбери однокоренные слова).

4.Выдели суффикс.

Подведём итог.

- Что вы сейчас делали? (Повторяли правило о суффиксе;  вспоминали, где находится суффикс и для чего он служит, как правильно его выделять).

- Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Умение применять  алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

4 . Постановка учебной задачи (работа  в группах).                                       

7

мин.

Словарная работа. Образуйте новые слова с помощью суффиксов и запишите их. (Березонька, тетрадочка, городок, деревенька, платочек, карандашик).

Самопроверка – на доске (устно придумайте предложение со словом.)

- Так для чего же служит суффикс в данном случае? (для образования новых слов);

- Для чего ещё служат суффиксы? (для названия жителей городов, страны; с помощью суффиксов образуют отчества, названия профессий или род занятий; уменьшительно-ласкательные значения).

- Зачем нужно столько суффиксов? (чтобы речь была богатой, красивой, точной, выразительной).

- Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный).

- В каких словах у вас вызвало затруднение в написании суффикса?

- Значит,  вы не знаете какое-то правило (недостаточно знаний), которое нужно применить.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

5.Физминутка

2 мин.

Музыкальная физминутка (на экране.)

6. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

(решение учебной задачи)

10

мин.

- Послушайте сказку, которую придумал пятиклассник (ЭОР).

- Кто может теперь назвать тему урока? Ну и это ещё не всё.

- Посмотрите отрывок из сказки Лии Борисовны Гераскиной

«В стране невыученных уроков».

- Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

- Знаете ли вы как пишутся суффиксы -ик-, -ек-?

- Давайте теперь попробуем составить алгоритм написания суффиксов -ик-, -ек- (презентация) 

- Какой можно сделать вывод? (Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному);

- Какое значение имеют эти суффиксы?  – уменьшительно-ласкательное).

- Что обозначает «беглая гласная»? (та, которая при изменении формы слова исчезает).

Задание по цепочке: (на экране).

(Носик, носочек, зайчик, мячик, замочек, глоточек, фонарик, мостик, листик, дождик).

- Прочитайте правило в учебнике.

Упр.1 устно.

- Самостоятельно выполните  упр.2 (письменно).

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях решения задач и выполнения упражнений.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

7 мин.

Подведём итог!

- Какой части слова был посвящён урок сегодня?
- На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Поставьте в кружке галочку, если ответ «да».  
1. Понимаю, что такое суффикс.
2. Умею находить суффикс в слове.

3. Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
4. Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.

- Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем  уроке.

Рефлексия

- Нарисуйте своё настроение на полях в тетради! Оцените себя.

- Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ик-, - ек-.

- Вы проделали серьёзную научную работу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

8. Домашнее задание

3 мин.

Домашнее задание. Стр.107, упр.  № 2.

Творческое задание (по желанию)

- Сочинить четверостишье по рифме или придумать сказку про суффиксы: Пенёчек-грибочек, денёчек-цветочек.

Пенёк-грибок, денёк-цветок.

- Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок,

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

- Спасибо всем за урок!

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Русский язык. 2 класс. Урок с презентацией....

Правописание слов с суффиксами -ек, -ик Русский язык 3 класс "Школа России"

формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;способствовать...

Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".

Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...

урок русского языка во 2 классе ,по теме :"Правописание слов с суффиксами -ик-,-ек_. УМК"Начальная школа 21 век"

Урок открытия нового знания, технология построения урока-урок исследования, на уроке формировалось умение писать суффиксы -ек-, -ик-, было организовано наблюдение за условием выбора суффиксов -ек-, -и...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Русский язык 2 урок открытия нового знания проблемно-диалогическая Правописание слов с суффиксами – ик-,-ек-.

Задачи урока - формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; Цель урока − организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ п...