Методическая разработка урока русского языка на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.                                                     

Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-

Задачи: дать понятие о правописании суффиксов -ек-, -ик-; построить  алгоритм правописания суффиксов -ек-, -ик-; сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.                                                       

Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                   «Троицкая средняя общеобразовательная школа»                                                                   Губкинского района Белгородской области

Методическая разработка урока русского языка

на тему «Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-»

(УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3 класс)

Ковалева Людмила Федоровна                                                                                                                       учитель начальных классов                                                                                               МБОУ «Троицкая СОШ»                                                                                             Губкинского района                                                                                                  Белгородской области            

2013-2014  учебный год

Тема: Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.                                                     

Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-

Задачи: дать понятие о правописании суффиксов -ек-, -ик-; построить  алгоритм правописания суффиксов -ек-, -ик-; сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение; воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.                                                      

Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой.                                                         - Ребята, какой у нас сейчас урок? Чему мы учимся на уроках русского языка? Для чего мы этому учимся? Обобщение: грамотность – показатель культуры человека. Мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.                                                                                                            2. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Минутка чистописания.                                                                                                   - Что вы узнали в узорах своего показа? (Суффикс -ищ- )                                                         Игра с суффиксами.                                                                                                                     - Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не  кот, а (котище)  - Не слон, а (слонище)  - Не дом, а (домище).                                           - Каким способом образованы новые слова? (Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом)                                                                  - Какой суффикс помог образовать новые слова? (Суффикс  -ищ-)                                                         - На что он указывает? (Суффикс -ищ- указывает на то, что предмет очень большой)                                                                                                                        - Пропишите слова, обратите внимание на соединение, выделите суффикс.                3. Стадия вызова. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.                                       Найди верное утверждение: Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.                                                                                                             Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.                                                                                                    Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.                                                        Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.                                                     - О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? (О суффиксе) 4. Стадия осмысления. а) Работа с текстом (индивидуальная и парная)                                                               1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.                                               2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова. Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова. Выделить в слове суффикс.               3. Суффиксы -ушк-, -юшк- имеют уменьшительно-ласкательное значение.        4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-: тигренок, теленок.                                                                                                                              5. Есть два похожих суффикса: -ик- и -ек- : [дом'ик], [орешек]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.                                - Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.                                        - Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс -ик-, а когда -ек-?.                       б) Решение проблемного вопроса.                                                                                  - Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».                                                                                                                            - Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? (Витя не знал какой суффикс вставить в слова: -ик- или -ек-)                                                                                                        -Определите тему нашего урока? (Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик)                                               - Какие задачи поставим на уроке? (Научиться писать слова с суффиксами              -ек-, -ик-)                                                                                                              - Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать суффиксы -ик-, -ек-.                                                                                                                                   - Знаем ли мы, как они пишутся?  Как мы можем узнать об этом?                          - Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. Это интереснее. Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме)                                      Прием «Мозговой штурм» ( Групповая работа)                                                                - Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс -ек-. (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).                                     - Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.                            - Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? (Надо прочитать правило в учебнике). Обратимся к научному источнику. Какое открытие вы для себя сделали?                                                                                      5. Пальчиковая гимнастика. Физкультминутка.                                                                                                                                - Если я назову слова с суффиксом -ик- приседают мальчики, с суффиксом            -ек- приседают девочки (Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик)                                                                                                                               6. Составление алгоритма.                                                                                           - Попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы (1. Изменяю форму слова (нет, много). 2.Если [и] > -ик- 3.Если [-] > -ек)                                                                                                                             7. Закрепление. а) Дифференцированная работа (Задание выполняется комментировано под руководством учителя – 1 группа)  Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.  После окончания этой работы, подводим итог: Когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда -ек-?            Задание для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в тетради  на с. 39 упражнение 56, после выполнения работы проверка)                                          - Какой вывод сделаем?                                                                                               б) Редактирование слов                                                                                                                           - Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения, списать правильно.  Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. Какие выводы вы можете сделать?                                                                      8. Самостоятельная работа.                                                                                           Ученики работают по карточкам и за компьютером.                                                               - Рассмотрите задание. Что неясно? Задание выполняется в карточке. В это же время к компьютеру подходит ученик и  проверяет свои знания по написанию суффиксов -ик-,-ек-. Затем его по очереди сменяет другой.                                                                                            9. Итог урока. Рефлексия.                                                                                        - Какова была тема урока? А проблема? Что нового вы сегодня узнали?                   - Для чего мы учимся правильно писать суффиксы -ик-, -ек-?                                  - Какое умение мы оценивали в начале урока? Оценим умение писать суффиксы –ик-,-ек- еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.                                                      Прием «Написание синквейна»                                                                                                   - Оформим вывод, написав синквейн.                                                           1.Суффиксы -ик-,-ек-.                                                                                2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.                                               3.Изменяем, не выпадает, выпадает.                                                                  4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.        5.Внимание.                                                                                                                10. Домашнее задание. Отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. Тема:"Сложные слова"

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Сложные слова".  Тип урока: урок изучения нового материала.Вид урока: урок-исследование.Методы  обучения:·...

Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

Урок русского языка. Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными

Данную разработку может использовать учитель, работабщий не только по системе Л.В.Занкова, но и по другим системам обучения...

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Презентация для проведения урока русского языка, тема:" Правописание слов в словосочетаниях"

Данная презентация будет полезна на уроке русского языка. Представлена пословица,которая будет актуальна в начале  и взята девизом урока. После чего представлена словарная работа. На следующем сл...

Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...