Стили речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Ахметшина Наталья Сергеевна

Занятие № 28 к авторской программе "Речевая копилка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_28.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Занятие 28.

                                      Стили речи.

               ОТКЛАДЫВАЙ  БЕЗДЕЛЬЕ,  НО  НЕ  ОТКЛАДЫВАЙ   ДЕЛО  

  • Ответь на вопросы.
  • А) Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? ___________________________________________________
  • Б) Какая  игла не тонет в море? _________________________________
  • В) Как можно понять предложение: «Назначение врача было правильным»? ________________________________________________

         ПО  НИТКЕ  ДОЙДЁШЬ  И  ДО  КЛУБКА

Задание № 1. Сегодня мы подробнее познакомимся с разговорным стилем речи.

  • Как ты думаешь, разговорный стиль относится к устной или к письменной форме речи?

           Разговорный стиль можно разделить на литературно- разговорный и разговорно-бытовой стили.

            В разговорном стиле часто употребляются слова эмоционально окрашенные, слова ласкательные, шутливые, бранные, уменьшительные, презрительные. Например: кладовка, раздевалка, болтун, грамотей, хвастунишка, здоровяк, забияка, глазастый.

        Большая часть фразеологизмов в русском языке имеет разговорную окраску: водить за нос, пальца в рот не клади, пристал как банный лист.

Задание № 2.Прочитай два отрывка из сказки А.Н.Толстого «Приключения Буратино». Докажи, что они относятся к разговорному стилю.

  1.      Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами.

     -Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями, - сказала Тортила. – Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков.

     - Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло… Я очччень хороший и благоразумный мальчик…

       - Деньги украли кот и лиса, - сказала черепаха.  – Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них… Ох ты, безмозглый, доверчивый  дурачок с коротенькими мыслями…

       - Не ругаться надо, - проворчал Буратино, - тут помочь надо человеку…. Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой. Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!...

  1. Прошло долгое, долгое время. Снова заколебалась зелёная ряска, появилась черепаха, держа во рту маленький золотой ключик. Она положила его на лист у ног Буратино.

       - Безмозглый, доверчивый дурачок с  коротенькими мыслями, - сказала Тортила, не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его оборонил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик…

        Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри.

          - Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на  людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребёнок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я всё забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесёт счастье.

  • Подумай, чем первый отрывок отличается от второго.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПОМНИ! Разговор двух собеседников называется диалогом. Речь одного лица называется монологом.

Задание № 3. Попробуй придумать и разыграть сценку о каком-либо просмотренном фильме в виде монолога или диалога с товарищем.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАНИЯ   И  УМЕНИЯ  ВСЕГДА  НАЙДУТ   ПРИМЕНЕНИЕ

Задание № 4.  Давай поиграем!  «Из двух  - третье».

  • Найди и соедини две части так, чтобы получилось третье слово:

Бал                        он  _______________________________________

Га                          еда _______________________________________

Ком                       спорт _____________________________________

Гриб                      мак _______________________________________

Бес                         кон _______________________________________

Па                          чан ________________________________________

Газ                          глас _______________________________________

Кол                          очки _______________________________________

Воз                          пот _________________________________________      

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Стили речи" 2 класс

Конспект урока содержит подготовку к восприятию нового материала,  изучение нового материала в занимательной, наглядной форме и закрепление изученного в виде исследовательской работы....

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме Стили речи УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.

Предмет русский языкКласс: 5. УМК Т.А. Ладыжинской, М.Т. Баранова и др.Урок № 5.Тема урока: Стили речи.Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формировать у учащихся навыки ...

«Использование стилей речи русского языка в исследовательской работе»

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний, умений и навыков   учащихся.Цели занятия:1)      Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на...

Стили речи.

Занятие № 27 к авторской программе "Речевая копилка"...

Памятка о стилях речи

Отличительные особенности стилей речи....

Стили речи. Разговорный стиль.

Нужно ясно понимать,Что задача не простая.Мысль словами выражать- Суть стилистики такая.Диссертация, беседа,Речь, статья или роман?Заявленье на соседа,Что устроил балаган.В языке во всём система....

Работа над стилями речи в начальных классах

Стилистические свойства языка позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, мон...