Работа над стилями речи в начальных классах
статья по русскому языку на тему

 

Стилистические свойства языка позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, монолог. Эти процессы происходят в повседневной жизни школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_stilyami_rechi_v_nachalnyh_klassah.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа над стилями речи в начальных классах

Стилистические свойства языка позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, монолог. Эти процессы происходят в повседневной жизни школьников. Используя язык в разных сферах своей деятельности, дети употребляют многообразные языковые средства: синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, фразеологизмы. Тематический материал программного обучения в младших классах дает возможность их использовать при изучении лексики, фонетики, морфемики, морфологии, синтаксисе, в развитии связной речи. Начиная с первого класса, ведется работа со словами, которые могут определяться в определенном стиле речи. Отрывки из художественных текстом и сами произведения дает учителю богатый материал для освоения стилистических особенностей речи. При изучении сказок, былин дети встречаются с различными словами торжественного стиля – купец, град, изгородь, короб, древо, эти слова малознакомы школьникам, поэтому требуют пояснения, замены их синонимичными. Работа с устаревшими словами встречается в каждом классе, хотя задания в системе встречаются только в 4 классе. Учащиеся учатся понимать один из важнейших законов словесности – закон употребления слов в зависимости от условий высказывания. В зависимости от речевой ситуации и общества употребляются разные слова на одни и те же предметы, явления, действия. Например, в русском языке существует огромное количество приветствий (надо отметить, что они зависят и от этнической принадлежности): в обществе взрослых людей необходимо поприветствовать словом «здравствуйте», в обществе друзей и подруг уместно сказать «привет», «салют». Сравним два выражения: «думайте и анализируйте правильно», «быстрее шевелите мозгами» - смысл словосочетаний одинаков, но первое можно употребить в любой речевой ситуации: письменной и устной, а второе только в устной речи, да и то в компании близких людей. «Шевелить мозгами» – это выражение, характерное для разговорной речи, его нельзя употребить ни в книжном, ни в официально-деловом, ни в научном стиле. Учащиеся младших классов должны усвоить, что каждое слово имеет «окраску», которая говорит о том, где и в каком стиле это слово может употребляться. Это особое качество слов в словесности называется «стилистической окраской», говоря другими словами, «стилистическими возможностями языка». Стилистические возможности употребления слов и выражений точно ставят условия их употребления в речи. Помочь в усвоении стилистических возможностей слов могут различные словари, например, «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (он составлен учеными Академии наук), «Большой толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова, «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, «Малый толковый словарь русского языка» под редакцией В.В. Лопатина и Л.Е. Лопатиной, «Школьный толковый словарь русского языка», составленный М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой. Работа со Словарями научит школьников обращать внимание на стилистические пометы, которые указывают, при каких обстоятельствах можно употреблять то или иное слово. Общеупотребительные слова служат общелитературной лексикой, у которых нет особенных стилистических оттенков, поэтому они могут употребляться в определенных речевых ситуациях. Нейтральность общеупотребительных слов в разговорной и художественной речи всегда окрашивается эмоциональной окраской, в зависимости от конкретных условий. В художественных произведениях и исторических книгах встречаются архаизмы и историзмы – они также являются выразительными средствами русского языка. Архаизмы вышли из общего употребления: на смену им пришли другие слова, более понятные и доступные школьникам. Например, ланиты – щеки, чело – лоб, уста – губы. Историзмы встречаются во многих книгах: они служат для передачи колорита эпохи и придают речи торжественность и строгость. Их употребление в речи ограничено. Каждая эпоха приносит в Словарь русского языка новые слова: это связано с изменением в жизни общества, с изобретением и созданием новых предметов, машин, вещей. Исторические и экономические изменения требуют также внедрения новых слов, например, банкомат, информационные технологии, менеджер, рыночная экономика. Неологизмы широко используются в художественных произведениях, в публицистических статьях, в научных высказываниях. Заимствованные слова незаметно пришли в нашу речь из всех языков мира, видоизменились и получили широкое распространение. Порой их трудно отличить от исконно-русских слов. Заимствованные слова помогают школьникам увидеть новые предметы, пришедшие в нашу жизнь. Например, канапе, отель, офис, ригидность. Заимствованные слова могут употребляться в разных стилях: в разговорном, в научном, в официально-деловом. [2, С.24-29].

В стилистической окраске речи учащихся младших классов особую роль играют фразеологизмы: они часто начинают употреблять их в разговорной речи. Это помогает не только различать использование в разных стилях устойчивых выражений, но пополняет словарный запас учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов

Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Особенности письменной речи у детей с детским церебральным параличом - методы и приёмы коррекции. (Взаимодействие и интеграция методов и приёмов работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.)

Представленные в этой статье методы и приемы являются плодом многолетнего совместного сотрудничества учитель-логопед, что позволяет наиболее успешно обучать детей с ДЦП...