Развитие познавательных УУД в лингвистическом клубе "Долина слов"
план-конспект занятия по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Честнокова Татьяна Павловна

Данное лингвистическое занятие направлено на расширение словарного запаса младших школьников, на развитие умения работать со словарями. Форма занятия (игра-соревнование) способствует активизации учебных мотивов обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolina_slov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Страну Русского языка

Станция «Долина слов»

Дорогие ребята!

        

Вы попали в Долину слов! Здесь вас ожидает встреча с очень интересным и знаменитым в России человеком – В.И.Далем. 53 года своей жизни он собирал одну очень необычную коллекцию – коллекцию слов!

        А началось все совсем случайно: морозным мартовским днем 1819 года ехал он из Петербурга в Москву. Ямщик сказал незнакомое слово: «замолаживает». Оказывается,  так  говорили, когда становилось пасмурно. С этого слова и началась коллекция – «Толковый словарь живого великорусского языка»: 4 тома, более 200 тыс. русских слов!

        Давайте заглянем в него!

1 ТУР «ЗНАКОМЫЕ СЛОВА» (см. Приложение 1).

В словаре есть слова, которые нам знакомы, но у каждого из них по нескольку значений. Решите, какое значение лишнее и поднимите соответствующий номер.

2 ТУР «АРХАИЗМЫ» (см. Приложение 2).

А теперь очень старинные слова, которые уже вышли из употребления. Чтобы их понять, надо иметь особое чутье родного языка. Итак, определите верное значение слова.

Слова и фразы нижутся, как звенья,

И так растет строка.

И можно различить сердцебиенье

Живого языка.

3 ТУР «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ» (см. Приложение 3).

Живут-поживают слова в русском языке, пользуемся мы ими в отдельности. Но в какой-то момент сливаются-соединяются несколько слов в одно неделимое сочетание – фразеологизм – яркий, меткий оборот речи.

Вам необходимо соединить фразеологизм с общеупотребительным словом.

        В 19 веке В.И.Даль говорил: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»

Дорожите русским языком, ребята!

Подготовила: Честнокова Т.П.

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Деревня

1.крестьянское селение

2.пашня

3.груда срубленных деревьев

4.девичьи посиделки

Бубен

1.музыкальный инструмент

2.богатый человек

3.карточная масть

4.проигравший в карты человек

Волос

1.нити на теле

2.нарыв на пальце

3.тихий ветер

4.растение

Грамота

1.умение читать и писать

2.награда

3.всякая бумажка, письмо, записка

4.старинная денежная единица 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

балить

  1. танцевать на балу

  1. шутить, проказничать

  1. валить лес

баларужина

  1. дружина князя

  1. лужа

  1. большая жемчужина

дрягать

  1. дрожать

  1. тянуть

  1. плохо петь

воскорица

1.восковая свеча

2.бойкая девушка

3.болезнь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

В час по чайной ложке…

Рукой подать…

Повесить нос…

Раз, два и обчелся…

Куры не клюют…

Кожа да кости…

медленно

близко

грустить

мало

много

худой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей

Задача учителя расширять у детей круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения, научить осознанно, разумно и рацио...

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей

Задача учителя расширять у  школьников  круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения....

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...