Устный журнал "Наша речь"
план-конспект по русскому языку на тему

Липовская Ирина Васильевна

Внеклассное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Липовская Ирина Васильевна

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «НАША РЕЧЬ»

Приложение № 7

На классной доске вывешивается альбом, выполненный на листах ватмана. На его страницах написаны названия разделов устного журнала, также изречения на русском языке, пословицы, поговорки, кроссворды.                  

I. Учитель: Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь» (открываю первую страницу). Итак, первая станица нашего журнала называется «Учимся говорить».

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких людей -мамы, папы и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок по звукам голоса узнает близких и дорогих ему людей, спус год или чуть больше, он сам слово за словом начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную жизнь.

А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке и проанализируем их.

Дети по очереди читают записанные на доске пословицы. Сначала подумай, потом говори. Не храбрись словом, покажи делом. Меньше говори, больше дела твори. Слово - не воробей, вылетит — не поймаешь.

Подрастая, человек учится говорить, а потом читать и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже прочитать самому. Когда вы все научились читать, книги стали вашими друзьями. Каждый из вас теперь читатель. Вы растете. Все более сложные задачи стоят перед вами на уроках русского языка. Давайте попробуем с вами решить несколько грамматических задач.

Подбери глаголы, наиболее точно характеризующие движения:

Черепаха ... Человек... Автомобиль... Самолет...

Приложение № 7

Почему вы использовали эти глаголы? Можно ли сказать по-другому? А сейчас я прочитаю вам предложения:

Сережа услышал гудок машины. Сережа быстро оделся и вышел из сторожки.

Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (повтор Сережа). Как можно было бы избежать этого повтора? (Заменить его на слова «он» или «мальчик»).

II. Вспомните как называются слова близкие по смыслу (синонимы). Вот так и называется страница нашего устного журнала. Когда мы пишем сочинение или изложение, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам.

Доктор (врач), работа (труд, дело), стужа (холод, мороз), солдат (воин, боец).

Послушайте стихи В. Берестова и постарайтесь услышать в них синонимы.

Бураны, вьюги и метели -Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! Так проворчал Мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила седина.

(Дети называют синонимы в этом стихе).                                                                                  

     III. Перевернем еще одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова».

Приложение № 7

Почему слово «пожалуйста» мы называем волшебным словом?

Какие еще волшебные слова вы знаете (дети читают на плакатах: «спасибо», «извините» и т.д.)

Первые слова, которыми мы начинаем день, - это «здравствуйте», «доброе утро». Произнося эти слова, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.

Вот так говорят стихи «Я и солнышко» В.Коркина:

Солнышко ясное встало, Доброе утро сказало, -Доброеутро! -Кричу я прохожим, Веселым прохожим, На утро похожим... Но если проснешься, Л дождик в окно Стучит да стучит, И без солнца темно? - Доброе утро, друзья, Все равно! Придумано мудро: -Доброе утро!

Ребята, как еше мы приветствуем друг друга? (Добрый день, вечер). Как нужно говорить эти (волшебные) слова? (Спокойным, ровным голосом).

А вот мальчик Петрусь, то есть Петя хотел быть вежливым, но не знал как пользоваться «вежливыми словами». Послушайте, что у него получилось.

Обещал отцу Петрусь: Я за вежливость берусь. Буду всех благодарить      Первым «здравствуй

Приложение № 7

говорить. Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит утром у сторожки • Дремлет сторож на порожке, На посту он ночь не спал. Только-только задремал. А Петрусь как заорет:

  • С добрым утром, дед Федот!
    Дед ругнул его спросонок.
  • Убирайся постреленок!
    Вот Петрусь догнал Иринку
    Да как дернет за косынку!
  • Ты куда, Иринка, стой,
    Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку. Как невежлива девчонка... Нес вожатый стопку книг, Л Петрусь с ограды - прыг! Чуть не сел ему на плечи!

-        Извините, добрый вечер!
Ты - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен,
Разве был не вежлив он?

Вежлив ли был Петя? Почему? А всегда ли вы помните об этих словах? (Дети приводят примеры).

Далее практическое занятие - оценить ситуации.

«Не заметил»:

Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит:

Приложение № 7

«Извините, пожалуйста, я вас не заметил». (Дают оценку поведения мальчика).

«Опоздал»:

-Ребята, кто у нас частенько опаздывает на уроки? Что приходится говорить опоздавшему? Можно ли этого избежать?                                                    

IV. А теперь переходим к следующей странице. Она называется «Слово о словах».

Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, мы не задумываемся над происхождением слов, над их смысловыми оттенками. Почему мы так говорим: самолет, пешеход.

Вы все знаете русскую народную сказку «Курочка ряба». Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка? (Объясняют). Верно. Можно проследить ряд: Ряба, рябой, рябит (приведите пример).

Каждый день мы говорим слова ученик, дневник, линейка. А почему эти предметы так называются?

А еще, ребята, мне хочется ваше внимание обратить на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди употребляют неверно. Это слова «класть» и «положить». Слово «класть» используется без приставок, положить с приставками. Старайтесь, ребята, не путать.                      

V. И последняя пятая страница нашего журнала - занимательная.

На ней у нас много шуток, загадок, ребусов.

Кроссворд «Перекресток»

Сверху вниз

  Р

Ш

 П

 А

 Р

 А

 Н

О

 З

 Е

 Б

Р

А

Ц

А

1.Сумка школьника, которую носят на спине. 2.Занавеска на окне. 3.Рабочий стол ученика. 4.Дикая полосатая лошадь.


Ребусы:


Ш


(шутка)

У


(улица)

                                                Э        (кран)

Скороговорка:

Для того, чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, но и соблюдать интонацию, правильно ставить знаки препинания.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"

План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устная, письменная речь. Предложение

1 слайд - проверка готовности к уроку;2 слайд - загадка;3 слайд - рассказ о возникновении речи;4 слайд - предложение и его схема;5 слайд - составить предложения по картинкам;6 слайд - Составить схемы ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Мониторинг (устная, письменная речь, чтение)

Мониторинг устной, письменной речи и чтения для учащихся начальной школы представлен в виде трёх таблиц. Заполняется по мере диагностики, отмечается значками на выбор (галочки, крестики и тп)...

Что делать если ребенок не понимает устной контекстной речи?

Рекомендации родителям по развитию читательских компетенций....