Урок по русскому языку "Что ты знаешь о предложениях"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фетисова Елена Константинован

На уроке учащиеся наблюдают  за предложениями, различающимися по цели высказывания; формируются элементарных лингвистических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

 I этап. Организационный этап. Настрой урока.

Наш урок я бы хотела начать с притчи (нравоучительный рассказ).

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его. "О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна. 
Лишь один человек подошел к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал её сдвинуть и наконец резко толкнул её. Дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно. 
Тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".

-Ребята, я очень хочу, чтобы вы всегда верили в свои силы и тогда вы сможете открыть любую дверь.

- Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

- Откройте тетради.

- Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.

Словарная работа

- Запишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму,

 Берёзка, декабрь, лопата, медведица,  сентябрь, субботний, сегодня, спасибо, собачка, учительница.

-Поменялись в парах тетрадями, проверили и оценили работу соседа.

Критерии:

5 – если нет ни одной ошибки.

4 – одна или две ошибки.

3 – 3 ошибки.

2 -  более трёх ошибок.

- Что общего во всех этих словах? (словарные слова.)

-К словам медведица, собачка подберем однокоренные слова.

 

-Вспомним, что такое однокоренные слова?

Однокоренные слова – это слова, которые имеют один корень и общее значение)

II этап. Актуализация знаний

Слайд 1 

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.

- Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.

1.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.

2.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

3.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

4. В конце предложения всегда ставится точка.

5.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Какой код получился у вас? Запишите  код  в тетрадь.

1245 (Слайд 2)

III. Постановка цели и задач урока.

 - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Слайд 3 

снежная , наступила, и, морозная, зима;

           холодный; подул; ветер

небу, тучи, по;

 - Почему вы считаете, что это предложения?

- Запишите предложения в тетрадь, выделите главные члены предложения .

(Наступила морозная и снежная зима.  Подул холодный ветер.)

 Слайд 4

Проверка

- Почему разные знаки препинания в конце предложений?

- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные

 Слайд 5

                                     Предложения

            по интонации                                                     ?

восклицательные  невосклицательные

 - Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

 Работа в парах

 - Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

 Слайд 6

Проверка 

сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

 - Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

Слайд 7 

                                     Предложения

            по интонации                                                     ?

восклицательные  невосклицательные

 - Итак, мы знаем, какие  бывают предложения  по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

- Какая тема урока?

 Тема: Предложения по цели высказывания.

- Чему должны научиться на уроке?

 Мы сегодня должны вспомнить какие бывают предложения по цели высказывания.

Какие бывают предложения по интонации.

Мы должны сегодня научиться находить в тексте предложения разных видов.

Самостоятельно составлять такие предложения.

 IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

- А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

- Выходите к доске все вместе.

 сообщить                              спросить                            повлиять

повествовать                        узнать                                 побудить к действию

оповестить                          расспросить                         запретить

обменяться                                                                      

(впечатлениями)               выяснить                                

                                                     разузнать                              

объяснить                          выспросить                            приказать

                                                                                   подействовать

объявить                            выведать                                

                                                                                            воздействовать

рассказать                                                                           посоветовать

- Что объединяет все эти глаголы?                                                                                          

 - Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

Повествовательное

- Какое основное назначение повествовательных предложений?

(сообщение об определенных явлениях действительности, передача информации собеседнику)

- Приведите свои примеры повествовательных предложений?

- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного  предложений?

- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

-Какое основное назначение вопросительных предложений?

-Какое основное назначение вопросительных предложений?

(вопросительные предложения служат для выражения вопроса)

-Приведите свои примеры вопросительных предложений.

-Какие знаки ставятся в конце вопросительных предложений?

- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

- Какое основное назначение побудительных предложений?

Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.

Приведите примеры побудительных предложений.

- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

- Сравните наши выводы с таблицей.

(краткая историческая справка о М.В. Ломоносове)

Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?

Физкультминутка:

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

V   Первичное проверка понимания.

- Самостоятельная работа в парах.

- У вас на столах тексты, вы сейчас будете в качестве редакторов. Кто такие редакторы?

Редакторы – это тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание .

- А на что надо будет особенно обратить внимание вы узнаете из сценки, которую приготовили учащиеся).

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью.    

- У вас на столах карточки с заданиями. Ваша задача списать текст, вставим орфограммы. Определить по цели высказывания и интонации какие это предложения.

1. Наступила длинная ночь? где ночуют зимой лесные птицы. воробей спит под крышей дома! синицы залетели в густые кусты. тетерка и рябчик под снег спрятались? тихо в лесу!

2. Наступила длинная ночь. (Повеств., невоскл.) Разбор по членам предложения и глагол разобрать

Где ночуют зимой лесные птицы? (Вопрос., невоскл.)

Воробей спит под крышей дома. (Повеств., невоскл.)

Синицы залетели в густые кусты. (Повеств., невоскл.)

Тетерка и рябчик под снег спрятались. (Повеств., невоскл.)

VI Первичное закрепление

Слайд 7

- Прочитайте предложения.

- Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?

- Спишите сначала вопросительные, затем повествовательные и после побудительные предложения.

 Проверка.

 А что подарил он дружку?

Нет вороны на крыше, где её крылья и лапки?

Что такое вышина?

Много дорожек прошёл этот ёжик.

Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.

Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!

- Прочитайте предложение и определите, какое оно по цели высказывания и интонации.

Слайд 13

 Работа у доски.

- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

 Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

  Работа в парах

  - Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.

- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

- Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

 - Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

 (Предложение)

VI I этап. Рефлексия.

 - Какие бывают предложения по цели высказывания?

- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

- Какова цель высказывания у побудительного предложения?

VIII Итог

Продолжи предложение:

Я узнал (а) на уроке…..

Было интересно….

Встретились трудности….

 - Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

IX  этап. Домашнее задание.

Учебник стр. 14 упр. 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.

Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....

Урок по русскому языку . Связь слов в предложении. 2 класс.

Использованные образовательные технологии:- развивающее обучение; критическое мышление; работа в малых группах.Цели: Закрепить умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; воспитание люб...

Урок по русскому языку "Обобщение знаний о предложении"

Обобщение знаний о предложении. Роль предложения в речи....

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...