Урок русского языка в 1 классе.Тема: Прилагательное.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Фролова Светлана Валентиновна

Конспект урока русского языка в 1 классе. Соответствует ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.78.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: имя прилагательное 

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: формирование умения находить слова – признаки, задавать вопросы к этим словам;  формировать опыт различения слов—названий предметов и признаков предметов.

Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы);

Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка;  создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре.

Используемые технологии:   проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, презентация,  раздаточный материал.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД):

  • регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
  • познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
  • коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат: Дети должны к концу урока уметь различать признаки предметов и ставить к ним вопросы.

Предполагаемый уровень усвоения знаний:  знакомство с частью речи.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнём

И сейчас урок начнём.

- Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока это зависит прежде всего от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

- С какой целью вы пришли на урок?

На доске: Век живи – век учись!

- Что записано на доске?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока.

- Давайте повторим, какие шаги нам нужно сделать для того, чтобы узнать, «открыть» новое?

Приветствуют гостей.

Чему-то научиться

Пословица.

Постоянно узнавать что-то новое.

(На доске опоры)

1 шаг – понять, что нам уже известно.

2 шаг – узнать то, что нам неизвестно.

II. Актуализация знаний  

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

  1. Словарная работа

- Посмотрите на слова на доске. Что это за слова?

Гол с, дев чка, м лина, т релка, р бина, ласт чка.

Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Повторение знаний о словах, обозначающих предметы.

-Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

Как называются такие слова в грамматике?

На какие две группы можно разделить эти слова?

-Разделите слова в два столбика.

-Как вы думаете: в русском языке есть только одна часть речи – существительное -?

 -Предположите : о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Словарные.

( проверка на доске)

Слова обозначают предметы .

Кто? что? 

Имена существительные.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Новая часть речи.

III. Фиксация затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения.

Цель: фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

-Будем работать в парах, повторим правила работы в парах.

Карточка 1.

-Прочитайте словосочетания.

               Старый шкаф.

               Широкая река .

              Тёплое море.  

               Синие глаза.

- Найдите имена существительные. Подчеркните одной чертой.

- Прочитайте оставшиеся слова. Предположите, к какой группе слов можно отнести слова, которые остались.

Почему не получилось? В чём затруднение?

-  Какое действие должны совершить, чтобы найти выход из затруднения?

-Эти слова обозначают предметы?

- Задайте вопросы, которые задавали к существительным- Что можете сказать?

-Возможно эти слова относятся к другой части речи ?

Повторяют правила работы в парах.

             

              Старый       шкаф.

              Широкая     река .

              Тёплое        море.   

              Синие         глаза.

Трудно определить.

Мы не знаем, как называются такие слова.

Определить, что обозначают эти слова.

Задать вопросы к этим словам.

Нет.

(Дети задают вопросы: что? кто? )

Вопросы не подходят, значит должны быть другие ?

Предположения детей.

IV. Постановка цели урока.  

 Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

-Тема урока :Новая часть речи -имя прилагательное    

- Если мы знакомимся с частью речи, то какие цели вы поставите перед собой на урок? (Вспомните, что мы знаем о существительном )

УЗНАТЬ:

УЧИТЬСЯ:

Что обозначают прилагательные

Задавать вопросы к этим словам; будем учиться различать имена прилагательные среди других слов.

V. Составление и реализация проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

- У нас возникла проблема. Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

-  Давайте обратимся к учебнику и найдем ответ на наш вопрос. С.85 –сведения  о языке.

- Какую информацию вы получили? Что обозначают новые слова? - На какие вопросы отвечают?

- Продолжаем работать со словосочетаниями

- Попробуем определить какие вопросы подходят к этим словам. Для этого зададим вопросы от слов, обозначающих предметы к словам признакам. Записываем в тетради.

В учебнике.

Признаки предметов. Какой? какая? какое? какие?

Дети задают от слов, обозначающих предметы вопросы  к прилагательным(вопросы появляются на доске)

Шкаф (какой ?) старый

Река( какая?) широкая

Море( какое? )тёплое

Глаза (какие?) синие

VI. Физкультминутка                  Цель: снятие утомления через физические упражнения.

Мы  поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

Физкультминутку проводит ученик.

На уроке мы писали                             И свели лопатки.

И, конечно же, устали.                     На носочки поднялись.

Мы немножко отдохнем                  Руки опустили,

И опять писать начнем.                 А теперь присели вниз.

Мы походим на носках,                    Коленки обхватили.

А потом на пятках.                   Снова встали - ноги вместе

Вот проверили осанку                       И уже сидим на месте.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью выявления границ применимости нового знания

На доске не цветная картина.

C:\Documents and Settings\Юлия\Рабочий стол\Солнышко.jpg

- Теперь посмотрите на доску. Уже наступила весна. Но злой волшебник заколдовал картину. Чтобы весна пришла к нам в срок, давайте оживим картину.

Карточка 2.

-Выбираем подходящие по смыслу слова – признаки предметов.

- Первый ряд будет оживлять солнце, второй – облака, а третий – траву.

 Запишите по два слова. Работаем в карточке.

Солнце (какое?) ................................................

Облака (какие?)................................................

Трава ( какая? )....................................................

Проверка работы, чтение вслух.

- Подберите свои слова – признаки.

-Вот мы с вами и расколдовали картину.

- Вновь вернемся к нашей картинке. Составьте предложения, используя слова – признаки предметов.

Учащиеся получают карточки с именами прилагательными, из которых нужно выбрать подходящие слова.  

(* Солнце (какое?) злое, круглое, желтое, холодное, ласковое, старое, яркое.  * Облака (какие?) колючие, ватные, высокие, желтые, белые.  * Трава (какая?) молодая, ленивая, зеленая, высокая, вкусная.)

(Картина переворачивается, появляется цветное изображение).

Дети составляют предложения.

VIII. Повторение, включение новых знаний в систему знаний.

Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса.

-Зачем же в нашей речи существуют имена прилагательные?  Какую роль они в ней выполняют?.

Прочитайте текст.

Под кустом притаился………зверёк. У него …….   уши и ………хвост. Есть …… и ……зубы, но обороняться ими он не может.

Понятно о каком зверьке идёт речь?

Карточка 3

А теперь добавьте прилагательные. Работаем в парах, в карточках.

-Прочитаем получившийся текст.

-Какую роль выполняют в языке имена прилагательные? Они  делают имена существительные более понятными

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов – признаков, то можно узнать его даже не видя. Сейчас мы с вами это докажем. Я буду называть слова – признаки, а вы попробуйте определить слово – предмет.

- бурый, мохнатый, косолапый

- серый, хищный, опасный

- косой, быстрый, трусливый

- рыжая, хитрая, ловкая (загадку читает ученик)

Предположения детей.

(Работа в парах ) Дети выбирают и вписывают прилагательные

Серенький, короткий, острые, крепкие, длинные.

(Учитель называет прилагательные. Дети угадывают предмет. Учитель показывает картинку).

медведь

волк

заяц

    лиса

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

- Подведем итог нашего урока.  Вернемся к нашим целям.

–С какой новой частью речи познакомились? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Чему научились?

- Где и как вы можете применить новое знание?

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию.

* Узнали много нового и интересного, отлично поработали.  (зеленый)   

* Хорошо поработали, узнали на уроке новое для себя.  (желтый)

 *  Не всё получилось.  (красный)

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Имя прилагательное. Признак предмета. Какая? Какой? Какое? Какие?

Задавать вопросы к этим словам, находить их среди других слов.

Дети на доску прикрепляют своих смайликов.

Ученики поднимают ладошки, потом хлопают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

УМК "Перспектива" конспект урока русского языка 3 класс Тема: «Имя прилагательное»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «имя прилагательное»; функции прилагательных в речи; формирование умения распознавать прилагательные в тексте и в...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...