Совершенствование речевых компетенций младших школьников с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку на тему

Лунёва Лариса Владимировна

Аттестационная работа 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_rabota_po_attestatsi_2.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ   ИНСТИТУТ   РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ

                                 Кафедра начального образования

                                        Квалификационная   работа

Форма :    описание обобщения собственной педагогической деятельности.

ТЕМА: Развитие речевой компетенции на уроках развития речи с использованием ИКТ

        ВЫПОЛНИЛ:

                                                Учитель начальных классов

                                                МБОУ ШКОЛЫ № 22

                                                Нижегородского района

                                                Лунёва Лариса Владимировна

                                                Образование  высшее.

                                                

     Нижний Новгород

                                                2012

П Л А Н

Введение                .        .        .        .        .        .        .        .        .        1

Глава  1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ    В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ   .        .        .        .        .        .        .                        5

  1. Понятие  о речевых компетенциях учащихся.
  2. Требования к речи учащихся  

Глава 2.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РВБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ЧЕРЕЗ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ  

2.1.         Использованием компьютера  в учебном процессе

2.2. Систематизация работы по совершенствованию речевых компетенций на уроках развития речи через написание изложений и сочинении

2.3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Заключение        .        .        .        .        .        .        .        .        .        65

Литература        .        .        .        .        .        .        .        .        .        66

Приложение 1        .        .        .        .        .        .        .        .        .        69

Приложение 2        .        .        .        .        .        .        .        .        .        101

Введение

    «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Сегодня в традиционную  схему «учитель-ученик-учебник» добавилось новое звено-компьютер. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

В связи с изменениями в обществе,  в условиях внедрения ФГОС,  перед школой постоянно ставятся новые задачи. Современная школа берёт на себя комплексно-социализирующую функцию, т. е. ученика нужно подготовить к жизни в современном обществе. Современный школьник должен быть личностью, нацеленной на постоянное самосовершенствование, обладающей высоким уровнем интеллектуальных умений и навыков, способной к развитой коммуникации. Развитая коммуникация невозможна без развитой речевой компетенции, формирование которой должно осуществляться при изучении всех учебных дисциплин, а в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Вследствие этого, выбранная тема является очень актуальной.

    В начальной школе каждый урок должен  пробуждать исследовательский интерес, способствующий росту интеллектуального уровня школьников, и формированию их коммуникативной компетенции, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

 Коммуникативная компетенция – умение высказываться в устной и письменной форме в соответствии с условиями речевого общения, свободно общаться на русском языке в разных сферах коммуникаций.  

«Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу». Бенджамин Франклин

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в начальной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития и является условием успешного личностного развития школьников.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:

-развивать умение учащихся  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-овладевать практическими способами работы с информацией;

-развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

-усилить мотивацию учения;

-сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;

-активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

-качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;

-приобщение школьника к достижениям информационного общества.

Компьютер  стал – первым помощником и советчиком учителя. Действительно, использование ИКТ на уроках разных  учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,  кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

   Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

Глава1. ОСОБЕННОСТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕН-ЦИЙ    В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

  Истина    языка    есть    художественная      

  истина, есть осмысленная красота.
           К. Фосслер

  1. ПОНЯТИЕ О РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ  УЧАЩИХСЯ

Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля. [14, c.13]

В лингвистической литературе традиционно принято говорить о 2-х ступенях освоения литературного языка:

1) правильность речи;

2) речевом мастерстве.

Культура речи как лингвистическая наука изучает совокупность и систему коммуникативных качеств. Проведение лингвистического анализа  невозможно без работы над  культурой речи. Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, «интегрирующая значение всех языковых средств». Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.

Становится очевидным, что учитель должен продумать систему работы с художественным текстом таким образом, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции..., т.е. способствовала еще и воспитанию вкуса.

Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать  основы специальных языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии. Но есть целый ряд проблем  в общей науке о языке, который, должен быть знаком  широкому кругу людей.

        Пока мы не познакомимся с основами науки о языке, мы не сможем  серьёзно судить о своей речевой культуре  и о культуре речи наших учеников.

        Задача  воспитания навыков культуры речи у учащихся - одна из самых  серьёзных задач, стоящих перед школой.  Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведётся эмпирически, от случая к случаю, не

выработана система необходимых упражнений, нет ещё нужных для этой работы пособий. Речь наших учеников часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит множество стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.    Русский язык реализуется,  прежде всего,   в постоянном внимании к слову, в умении полноценно воспринимать художественную речь. Иными словами, надо, как утверждают психологи,  переводить детей с примитивного первоначального эстетического восприятия на высший  уровень подлинно эстетического восприятия художественной речи и произведений в целом.

        Язык служит важным  средством воспитания: только  хорошее знание родного  языка позволяет приобщить ребенка к высокохудожественной литературе

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

         Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

       Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. говорить или   писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика  будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет   построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться   обдуманные мысли, искренние переживания.

       Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи  хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

       Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и    письменных сочинений.

       Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто    передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но   и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому    предмету.

       Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями,   отбором фактов,   построением фразы, выбором слов, настроением

рассказа.

       ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.

       Чрезвычайно важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно,   достаточно    громко, владеть интонациями, паузами, логическими

ударениями и прочее.

       И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

       Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть    соответствие литературной нормы.

       Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований

[19, с.7-9].

       Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае,

1/  если она богата и разнообразна по использованным в ней лексическим и

грамматическим средствам;

2/ если в ней точно передано содержание высказывания;

3/ если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный

стиль речи [21,c.29].

Глава 2 . ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА РАБОТЫ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ


2.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА  В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

Внедрение новых информационных технологий — помогает интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации, представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Особенно активно происходит  взаимодействие обучающихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами. Они  заполняются в ходе беседы,  самостоятельно,  с использованием справочных материалов. Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета, решать лингвистические задачи. У обучающихся развиваются умения, формирующиеся языковую компетенцию:  извлекать информацию из различных источников, строить схемы, используя теоретический материал, свободно пользоваться справочной литературой, различными лингвистическими словарями, проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений.

2.2.  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ   НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ НАПИСАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ

Большинство детей считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).

Возьмём за основу следующее определение: речевая компетенция – это умелое владение всеми формами речи и умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Исходя из содержания понятия речевая компетенция и специфики содержания предмета русский язык, можно сделать вывод, что формирование данной компетенции происходит на всех типах уроков (объяснение, закрепление, обобщение, контроль) русского языка, при изучении всех его разделов, так как регулярно используются все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Так постоянно осуществляется компетентностно-деятельностный подход в обучении.

Кроме того, что формирование речевой компетенции происходит практически на всех уроках русского языка, т. к. обучение чтению, письму, слушанию и говорению и составляет их содержание, существуют и специальные уроки по развитию речи. Это и уроки, на которых изучаются законы построения различных текстов, и уроки обучения написанию изложений и сочинений.

        Изложение-это самая традиционная форма обучения основам развития  связной речи. Именно изложении, применяясь  наравне с сочинением позволяет сохранять оптимальный баланс  между  информативной и коммуникативной составляющими  школьного учебного курса. По своим возможностям с изложением  не сопоставима ни одна другая форма работы по  развитию речи.

О.А.Дюжева выделяет  следующие виды изложений :

-по цели проведения (обучающие и контрольные);

-по способу передачи содержания или по отношению  к содержанию исходного текста ( полные, подробные, близкие к тексту, сжатые, с элементами сочинения);

-по осложненности  языковым заданием ;

-по  способу восприятия исходного текста ( прочитанного-воспринятого зрительно, услышанного-воспринятого на слух, воспринятого на слух и зрительно);

-по степени знакомства с текстом (  изложение незнакомого текста и известного учащимся);

-по характеру содержания текста ( о школе,  оприроде,  спорте, животных…);

-по объёму текста( значительный по  объёму-целый урок, и изложения-миниатюры);

-изложения с использованием наглядных пособий и без них.

Рассмотрим некоторые виды работ,  принципиально отличающиеся от традиционной системы  обучения написанию изложений. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Гипермедиа сочинение — это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно не возможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов ит. д. выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать многие проблемы. например:

  • совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
  • компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
  • повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
  • средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
  • ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
  • возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).Таким образом, использование ИКТ на уроках  формирует  высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Однако следует отметить, что  ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункциональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

         Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи: 

        обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации,

        развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника),

        формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий).

Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые (для развития грамотной устной и письменной речи. В самом деле, для развития монологической речи и формирования орфографической зоркости необходимы разные учебные действия. Например, разбор слова по составу нужен для усвоении орфографических правил, относящихся к морфематическому принципу русского письма. А при написании творческой работы операция анализа морфемного состава слова должна «уйти в тень», чтобы высвободить интеллектуальные ресурсы для развертывания содержания текста. Естественно, для разных видов учебной деятельности и различных мыслительных операций требуются специфические методические средства и приемы. Содержание разработанного государственного стандарта по русскому языку представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической  компетенций, при этом под компетенцией в Федеральном  компоненте государственного стандарта общего образования понимается - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить  вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом,

коммуникативном.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся  научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Лингвистическая компетенция - это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Одной из специфических  особенностей уроков русского языка является большой объем письменной работы, которую необходимо осуществить для приобретения  соответствующих компетенций.  Развитие информационных технологий позволило интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывание, решить  актуальные задачи, связанные с разнообразием деятельности  школьника в процессе сознательного овладения  компетенциями. Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями:  

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Живопись, как особый вид искусства, отображающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств, знакомит учащихся с действительностью, вместе с тем, воспитывает любовь к родной природе,  уважению к человеческому труду, учит видеть и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Насколько богаче и красочнее становится мир, окружающий учеников, как внутренне и внешне меняются они сами, когда познают искусство. Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков. Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи,  начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.
Работа по картине, являясь средством художественного воздействия, в то же время обеспечивает:

• упражнение способностей к наблюдению;

• поощрение связанных с наблюдением интеллектуальных процессов мышления, воображения, логического суждения;

• развитие языка ребёнка.

            Первые впечатления от всякой картины с близким и понятным сюжетом бывают всегда наиболее яркими и памятными, а потому учителю легко завязать с учащимися оживлённый разговор по анализу картины, овладеть их вниманием, активизировать их интерес. Сюжет картины вызывает у детей их собственные переживания, приводит в действие их воспоминания и приучает к творческой работе.  Рассматривание картины и высказывания детей под руководством учителя помогают детям осознать содержание картины: где происходит действие, когда, кто участники действия, их взаимоотношения и т.п. Такой анализ формирует восприятия детей и организует в них способность в логической последовательности толково и ясно излагать свои мысли. При работе над  картиной дети могут дополнять, расширять и освещать материал картины собственными вставками, догадками, данными своего личного опыта, могут расширять содержание прибавлением предыдущего или последующего моментов.
Каждая картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений, для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий, представлений.    
               В связи с содержанием картины учащиеся охотно рассказывают о любимых играх, забавах и занятиях, о прогулках в поле, в лес, на речку, о явлениях природы, поразивших их воображение, и о других фактах, с которыми связаны различные их переживания. Всё это способствует развитию воображения, интеллектуальных способностей и речи учащихся.                  

              Умение различать картины различных жанров и тем, полотна, созданные разными художниками:

 • развивают ассоциативность мышления детей, эмоциональное отношение к произведениям различных видов искусства, формируют умение сравнивать и обобщать художественные явления.;

 • формируют умение выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства;

 • обогащают словарь учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства;

 • формируют у учащихся весь комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины

              Упражнения в развитии речи можно вести  в трёх направлениях:
1. Работа по картине, которая  расширяет и уточняет словарь детей, учит употреблять каждое слово с полным пониманием его значения.

2. Зрительные и моторные образы, которые даёт картина, должны вызывать  у детей эмоции, образность, яркость речи.  

3. Работа по картине должна  помогать детям научиться грамотно строить предложения.
             Особенно большое значение имеет работа по картине в выработке навыков устного рассказа и письменного сочинения. Успех работы по развитию речи в связи с картинами обеспечен,  если сам учитель владеет литературной речью, если его речь служит хорошим образцом речи для учащихся. Нужно, чтобы учитель осознал всю ответственность в деле развития речи учащихся и начал, прежде всего, работать над собой. При подготовке к уроку  учителю необходимо сделать выборку вопросов, приёмов и методов, которые наиболее применимы в условиях работы с картиной.

На уроке развития речи  по картине входят следующие основные моменты:

• подготовительная работа;

• молчаливое рассматривание картины в целях выяснения её содержания;

• анализ содержания картины;

• определение названия картины;

• подготовка к устному рассказыванию и сочинению;

• устное рассказывание и письменное изложение.

            Предварительная беседа активизирует внимание учеников и подготовляет их восприятие. В предварительной беседе следует использовать непосредственные впечатления детей и их опыт. Она должна быть краткой, но содержательной.
            Второй момент - молчаливое рассматривание картины - должен быть хорошо подготовлен как предварительной беседой, так и правильным показом картины. Картина вывешивается на классной доске или на стене, чтобы она была видна всему классу. Учащиеся рассматривают картину в течение 1-3 минут. В это время они могут обмениваться друг с другом своими впечатлениями от картины.
Учитель прислушивается к репликам детей и начинает беседу с того, что учеников больше всего заинтересовало. Беседа должна иметь непринуждённый характер. Можно применять технологию «Образ  и мысль». Учитель осторожно указывает ученикам их ошибки в понимании сюжета картины и в построении речи. Для того, чтобы беседа была исчерпывающей и полной, учитель заранее намечает круг вопросов, которые охватывают содержание картины. Вопросы для беседы следует группировать по двум разделам: действующие лица и обстановка, в которой происходит действие. Если ученик в своих высказываниях упустил что-либо существенное, учитель ставит им дополнительные вопросы, на которые отнюдь не нужно требовать непременно полных ответов, так как это делает речь детей искусственной и громоздкой.

             В беседе учитель помогает детям глубже и яснее понять содержание картины: определить взаимоотношения действующих лиц и их переживания. В некоторых случаях для понимания картины нужно привлечь опыт детей, творческое воображение. Синтезирующим моментом в работе по картине является определение названия картины. Это очень важная часть работы, так как в выборе заглавия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Кроме того, подбор заглавия является прекрасным упражнением для выработки умения выражать свои мысли в сжатой форме. Не нужно ограничиваться только одним названием. Пусть дети придумывают разные названия, сопоставляют их между собой и выбирают наиболее удачное.  При выборе заглавия каждый раз следует обосновать, почему это заглавие удачнее других. Чтобы подготовить учащихся к сочинению по картине, целесообразно обогатить их язык образными меткими выражениями и словами, которые для лучшего запоминания следует под руководством учителя записать в тетради по тематическим разделам.

     Последним этапом в работе над картиной является устное рассказывание по всей картине и написание сочинения. При обучении устному и письменному рассказу приходится постоянно помнить, что учащихся необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определенным содержанием, оставлял целостное впечатление, то есть был бы композиционно строен.

   Для работы с картиной существует определённая система упражнений. Данная система ставит учащихся в ситуацию многократного и вариативного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях; формирует не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требует от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность учащихся.
Такие упражнения, как:

• Рассматривание картины без предварительной установки учителя;

• Рассматривание картины под музыкальное сопровождение;

• Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины;

• Определение «звучания»  картины (Какие звуки можно услышать при рассматривании картины?)

• «Вхождение» в картину (Что захотелось бы сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?);

• Определение жанра картины (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина);
• Определение темы картины формируют умение определять тему, основную мысль картины, выделять наиболее яркие изобразительные средства (цвет, свет, соотнесение центра и фона и др.), умение различать картины различных жанров  и тем, полотна, созданные разными художниками.

Упражнения вида:

• сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины ;

• сравнение основного настроения картины и музыкального произведения;

• сравнение картин, близких по теме;

• сравнение картин, сходных или контрастных по настроению;
• сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах .

    Направлены на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Их цель – развитие ассоциативности мышления детей, эмоционального отношения к произведениям различных видов искусства, формирование умений сравнения и обобщения художественных явлений.

            Следующая группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведений изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. Сюда входят такие упражнения:

• Объяснение названия картины (Как вы думаете, почему картина так называется? Обоснуйте своё мнение.);

• Придумывание названия картины (Придумайте своё название для этой картины);
• Сравнение названий придуманных детьми с авторским;
• Выбор названия картины из нескольких заголовков предложенных учителем (Какое из названий более точно отражает содержание картины?);
• Выделение и характеристика отдельных элементов  картины, способствующих созданию образа;

• Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение;

• Определение основной мысли картины на основе ее целостного  анализа; Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета и ее реализации
• Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения (С помощью каких средств художник смог выразить такое настроение?);

• Выявление характера персонажа на основе  анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины;

• Соотнесение картины к какому-либо живописному жанру на основе ее целостного анализа (К какому жанру живописи можно отнести эту картину? Что позволяет нам сделать такой вывод? Можно ли назвать эту картину пейзажем (портретом, натюрмортом?);

• Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств,, содержания и коммуникативной задачи

• Анализ структуры текста, созданного на основе картины (Разделите текст на части. Определите, как связаны части текста между собой. Найдите слова, помогающие соединить предложения в тексте.)

 Одна из групп упражнений предполагает обогащение  словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создать собственные суждения на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
• Выбор подходящего для данной картины или данного текста слова из тех, которые предложены учителем или самими учащимися  (какие из данных слов уместно употребить для описания картины «Витязь на распутье»: витязь, воин, богатырь, силач, всадник, храбрец, военный, атлет, солдат, боец, вояка)
• Подбор контекстуальных синонимов с целью избежания неоправданного повтора (например, художник – живописец, автор картины, пейзажист)

• Подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или различающихся по эмоционально-экспрессивной окраске (например: названия каких оттенков жёлтого можно употребить, описывая осеннюю листву?)

• Подбор слов по определённым микротемам. ( например, при характеристике образа на картине Крамского «Портрет сказителя былин»: глаза- внимательные, задумчивые, усталые; нос- крупный, большой; лицо- морщинистое, продолговатое, задумчивое)
• Объяснение значений слов с помощью различных приёмов (определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включения слова в контекст, подбора синонимов)
• Работа со словарём терминов и понятий изобразительного искусства
Следующая  группа упражнений творческого характера, направлена на формирование у учащихся всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия и осмысления картины.

• Сочинения по сюжетным картинкам.

• Сочинения по одной картине.

• Описание героя картины

• Описание места действия.

• Сочинение от имени одного из героев картины.

• Письмо от своего имени герою картины.

Последовательность анализа произведения живописи может быть разной,   в зависимости от особенностей самой картины, от поставленных целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

Исключительно для удобства рассматривания картин, для того, чтобы точно указать то место на картине, которое привлекло наше внимание, можно пользоваться такими выражениями, как ."на переднем, или первом плане... справа, слева, в центре", "на среднем, или втором плане... справа, слева, в центре", "на заднем, или третьем плане... слева, справа, в центре". Объясняю, что если мы будем употреблять эти выражения, нашим слушателям или читателям можно будет без труда отыскать на картине нужное место. После этого говорю, что эти специальные выражения нужны нам только в ходе черновой работы, когда мы, рассматривая картину, что-то обнаружили и хотим этим поделиться с окружающими. В ходе самого устного сочинения к этим выражениям лучше не прибегать. Я считаю, что недостаточная сформированность тех или иных коммуникативно-речевых умений учащихся приводит к появлению в устных и письменных высказываниях детей ошибок различного рода. Совместная работа учителя и учащихся  по анализу и редактированию письменных работ учащихся – одна из основных видов работы по развитию их речевых умений.

  При анализе сочинений говорю детям  о том, раскрыта ли тема и основная мысль сочинения, верно ли отобран материал, соблюдены ли границы темы, каково языковое оформление сочинения.  Знакомлю с лучшими сочинениями учащихся, с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачам развития речи, поставленным на данном этапе обучения. Читаю не только целые сочинения, но и фрагменты, удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи. Умелое использование изобразительно-выразительных средств и т.д. Детям, допустившим определенные ошибки, предлагаю выполнить задания по редактированию текста. Работу по совершенствованию текста предлагаю выполнить в классе и продолжить дома. Это дает возможность видеть пути совершенствования текста, формирует у детей умения исправлять допущенные ошибки, создавать более совершенные тексты. 
Я считаю, что систематическая работа над произведением живописи способствует развитию речи школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Так на примере сочинений  по картинам сюжетного жанра можно проследить развитие речевых умений и навыков учащихся.

  Учащиеся могут осуществить выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения. Могут проанализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства, определить средства выразительности; свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме. К концу обучения  школьники овладевают  определёнными речевыми и искусствоведческими понятиями, основными содержательными, композиционными, языковыми средствами различных речевых высказываний; на основе этих знаний свободно используют приобретённые речевые умения в речевой практике при рассмотрении картины, её анализе, конструировании и переконструировании текстов, созданных на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

          Все это позволяет школьникам в целом более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи определённых мыслей, чувств, отношения к окружающему миру.

           

       Заключение

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Начинать работу над культурой речи  нужно в начальной школе. Надо чтобы наши дети усвоили то, что очень важно в жизни каждого человека- умение правильно передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать, написать письмо, объявление,  поздравление… Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

Русский язык «неисчерпаемо богат», говорил А.М.Горький.  

 Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры.     Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи — от умения слушать — и до потребности пользоваться словарями и справочниками, что касается безусловного знания школьного грамматического минимума, то оно создает лишь фундамент постоянного языкового совершенствования. Решить важные задачи возможно при следующих условиях:

-вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретённых знаний на практике;

-совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие умения;

-введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

-увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

-включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера;

-постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.  В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

•    повышает качество знаний

•    продвигает ребенка в общем развитии

•    помогает преодолеть трудности

•    вносит радость в жизнь ребенка

•    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

•    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 Анализ таких занятий  с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Что понимается под речевой деятельностью?Понятие о тексте.Умения, обеспечивающие речевую деятельность: создание и восприятие высказываний. Типы речи и работа над ними в начальных классах.Фо...

Совершенствование учебно-познавательных компетенций младших школьников посредством использования якутских настольных игр

Якутские настольные игры приобретают все большее значение во всестороннем развитии и воспитании личности. Они просты, доступны. И в то же время развивают силу, ловкость, находчив...

Консульация для рорителей "Совершенствование речевого развития младших школьников"

В консультации подобраны рекомендации по совершенствованию лексико - грамматического строя речи....

Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"

Статья  в  сборнике «Начальная  школа  Белгородчины»" Совершенствование речевой культуры младших школьников  при изучении категории рода имен существительных...

Формирование речевой компетенции младших школьников через игровые технологии

В статье рассматриваются вопросы по использованию игровых технологий для формирования речевой компетенции младших школьников....