Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"
статья по русскому языку на тему

Статья  в  сборнике «Начальная  школа  Белгородчины»

" Совершенствование речевой культуры младших школьников  при изучении категории рода имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_sbornike.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование речевой культуры младших школьников

при изучении категории рода имен существительных

(статья  в  сборнике «Начальная  школа  Белгородчины».  Выпуск 5. Белгород 2011 год)

Одним из важнейших показателей уровня культуры, развития  мышления  человека является как устная, так и письменная речь. Речь – необходимое условие активной познавательной деятельности младшего школьника. С одной стороны, богатство речи зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой  - хорошее владение языком способствует успешному обучению в школе. Воспитание языковой личности, способной к самоопределению в культурном пространстве, является одной из задач обучения речевой культуре в современной общеобразовательной школе.

На уроках русского языка в 3-м классе при изучении темы «Род имен существительных», мною были использованы приемы, позволяющие эффективно совершенствовать речевую культуру учащихся:

использование литературных вставок;

составление коллективного рассказа;

прием редактирования предложений;

составление рассказа на заданную тему с использованием  слов по теме рассказа; объяснение значений слов;

исправление логических ошибок, неоправданных повторов, восполнение пропусков чего-то важного и др..

Считаю, что разработанная система заданий и упражнений, направленных на совершенствование речевой культуры учащихся при изучении категории рода имен существительных, может быть использована на уроке как дидактический материал.

  1. Распредели и запиши имена существительные по родам.

Правда, дорога, дерево, путь, затишье, мальчик, трамвай, занятие, шапка, инструкция, озеро.

  1. Подбери к именам существительным синонимы с признаком другого рода.

Путь, облик, строй, инъекция, гнев, табун, чутье, бабочка.

Слова для справок: внешность, стадо, направление, мотылёк, шеренга, ярость, нюх, укол.

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Подумай, как объяснить их смысл. Спиши, над именами существительными укажи их род.
  1. Если дружба велика, будет Родина крепка. 2) Мир строит, а война разрушает. 3) Хороший снежок урожай сбережёт. 4) Солнце – отец, а вода – мать урожая. 5) Где смелость, там и победа.
  1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь в словах ударение. Определи род имен существительных.

Учит..ль, м…ш..нист, тр…кт..рист, л…соруб, с…довод,, пов…р, п…вец, в..волаз, в…дитель, п…стух, д…ярка, к…ссир, ол..невод, стр…итель.

  1. Подбери существительные близкие по значению словам: труд, зной, метель, буря. Обозначь начальными буквами род существительных.

Образец: труд, работа, дело.

Слова для справок: работа, вьюга, жара, ураган, пекло, дело, вихрь.

  1.  Спиши сочетания слов. Ставь существительные в единственном числе. Укажи их род. Выдели окончания.

Образец: Синее море

Синее (моря). Белое (облака). Высокое (деревья). Широкая (реки). Колхозное (поля). Глубокое (озера). Спелое (яблоки). Вкусная (ягоды).

  1.  Спиши, вставь пропущенные буквы. Укажи род существительных с ь на конце.

Ручной бага... . Непромокаемый пла... . Глухая полно... . Скорая помо..., горячий кала... . вкусный бор... . Дорогая ве... . Лесная глу... . Железный обру.... Летучая мы.... Осенняя но.... Русская ре....

  1.  Напиши существительные во множественном числе по данным образцам; поставь ударения, проверь их по словарю. Обозначь род имен существительных единственного числа.

Документ — документы, инструмент, магазин, предмет, километр, инженер, офицер, комбайнер, шофер, космонавт, месяц.

Волк - волки, слог, библиотека, слесарь, токарь, случай, яблоко, пекарь, корабль, юнга.

Хозяин - хозяева, средство, облако, гнездо, доктор, директор, мастер, повар, якорь, учитель.

  1.  Раздели текст на предложения. Спиши, поставь в конце каждого предложения нужный знак. Определите род выделенных имен существительных.

а) Уже пролетело знойное лето прошла золотая осень выпал снег

б) Подули холодные ветры голые стояли в лесу деревья ели и сосны стали еще зеленее

в) Много раз большими хлопьями начинал падать снег люди не узнавали поля такой необыкновенный свет светил в окна

г) По первой пороше охотники ушли на охоту целыми днями слышался в лесу заливистый лай собак

  1. Составление связного текста из деформированных предложений

Медвежонок Фомка, медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолете, в, Фомку медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и

Фомка, рвать, сетку, стал, крик, поднял, страшный, клетку выпустить и, тогда, открыли, решили, его

осторожно, все, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошел, осмотрел, из

 влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в

 ел, кресле, спал, в, и, он,

 белый, Фомка, так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок

  1. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напишите словосочетания. Определите род имен

существительных

Ловкая …,  мягкая ..., теплое …,  крепкая …,  поздний …,  глубокое …, робкая …, легкий ....

12. Определи род имен существительных. Спиши девять имен существительных разного рода (по три слова)

Туфля (она), морковь (она), картофель (он), помидор (он), календарь (он) инструмент (он), счастье (оно), здоровье, комната, пальто, солнце, государство, воскресенье, пианино (оно), конфета, вермишель, яйцо, птица, яблоко, яблоня, шоссе (оно), фамилия (она), имя (оно), шерсть, урожай, стебель (он), рельс (он), дорога, скатерть (она).

  1.  Замените каждое предложение одним словом. Напишите. Определите род имен существительных.

1 Работник почты, который доставляет письма, газеты, журналы.

  1.  Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что-либо.        
  2.  Белое сладкое вещество, которое приготовляется в нашей стране из свеклы.        
  3.  Сосуд, в котором кипятят воду для чая или заваривают чаи.
  1.  Догадайся, какие слова среднего рода надо написать. Напиши их в строчку через запятую. Выдели окончания.

м

о

к

о

с

о

ц

е

ч

д

о

д

е

в

о

б

л

ц

е

м

л

о

б

о

т

о

с

е

ц

е

ш

л

о

  1.  Составь и запиши текст, используя слова. Определи род данных имен существительных.

На рыбалке

Товарищ, рыбалка, луч солнца, лещ, ерш, ландыш, глушь.

В лесу

Спустились в овраг, бьет ключ, душистый ландыш, кругом тишь. Верный товарищ

Ледяная горка, малыш, сломал ногу, скорая помощь, навещал друга, верный товарищ.

Прогулка

Жаркое лето, солнечный луч, шли по тропинке, золотистая рожь, веселый стриж, моя дочь.

  1.  Распредели слова по столбикам таблицы. Если возникнут затруднения - загляни в толковый словарик.

Пальто, тюль, фланель, фламинго, кенгуру, пони, метро, эскимо, такси, шоссе, мозоль, заросль, шимпанзе, меню, глушь, кофе, кафе.

Мужской род

Средний род

Женский род

  1.  Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
  •  Шишка на лбе (на лбу)
  • Урожай Яблоков (яблок)
  • Пирожки с повидлой (с повидлом)
  •  Шесть карандашов (карандашей)
  • Вкусная повидла (вкусное повидло)
  • Языки пламя (пламени)
  • На пушистых веток (ветках)
  1.  Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант.

Дети бежат (бегут), взять грабли, новый полотенец (новое полотенце), много девочков (девочек), выполнять задание.

  1.  Среди данных предложений найдите те, в которых допущена ошибка. Исправьте.
  •  Журавль клювом клюнул лягушонка.
  •  На перемене дети пошли в столовую.
  • Пахнет запахом весны.
  • Цветы пахнут запахом меда.
  • Путешествие проходило по пустынной пустыне.
  • Лесник был старым стариком.
  • В чай мне положили кислый лимон.

  1.  Послушайте отрывок из сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста».
  • Про что же мне думать? - вздохнул удав.
  •  Думай... Думай про кукаляку! - сказала мартышка.
  • Как же я буду про нее думать, - сказал удав,- если я даже не знаю, что такое кукаляка.
  •  Кукаляка — это такой ящичек, в котором лежит мумука, - объяснила мартышка.
  •  А мумука - это что?
  •  Мумука - это такая коробочка, в которой лежит бисяка!
  •  А что такое бисяка?
  •  Бисяка — это такой пакетик, в котором лежит хрюря!... Пампукская хрюря! - сказала мартышка. - Пампукская!
  •  Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! - закричал удав.
  •  Мало ли чего ты не видел! - сказала мартышка. — Ты его не видел, а он есть.
  •  Где? - спросил удав.
  •  В разных местах, - сказала мартышка... - На свете есть много такого, про что никто ничего совсем - совсем не знает!

Беседа по вопросам:

  •  Можем ли мы определить род этих существительных?
  • Почему удав не понял мартышку?
  •  Использует ли человек в своей речи такие слова? Нужны ли такие слова в речи?

Важнейшей задачей обучения русскому языку в современных условиях является не только обучение учащихся лингвистически грамотной устной и письменной речи, но и совершенствование у них высокой речевой культуры.

Используя данные задания в ходе урока, я убедилась, что они действительно направлены на совершенствование речевой культуры учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении темы «Род имен существительных».

Литература

  1.  Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, - 2003. - №10. - С.41-45.
  2.  Волина, В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, - 1995. - 336с.
  3.  Линецкая Л.М. Развитие речевой культуры младших подростков на уроках русского языка и во внеурочной работе. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2007. - 320с.
  4.  Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге. // Начальная школа, -2004. -№12.-С, 95-Юн.
  5.  Плюснина Е.М. Упражнения по развитию речи детей и улучшению техники чтения. // Начальная школа, -2000. -№7.-С. 99-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...

Тест к теме Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

Проверочная работа к уроку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка." Родной ( русский ) язык  3...

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...