Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

    Светлана Петровна Будз

    Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx625.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Конспект урока русского языка

                                              3 класс

                             Учитель Будз Светлана Петровна

                             МОУ «Школа-гимназия» №6

    Тема:   Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

    Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать умения определять значение слова и употреблять слово в нужном контексте; воспитывать интерес к языковым явлениям, воспитывать любовь к родному слову.

    Планируемые результаты:

    Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, понимают причину успеха в учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Познавательные:  постановка вопросов к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы, группировка слов по заданному признаку; осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, анализируют, классифицируют слова, осуществляют сравнения.

    Регулятивные: планируют  и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивают собственную речь, и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.

    Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, излагают мысли последовательно, ясно и просто.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Оборудование: дворец, таблицы со словами РУССКИЙ ЯЗЫК, МОРФОЛОГИЯ, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ЛИМОН, индивидуальные карточки для детей.

                                                     Ход урока.

    1. Организация класса.

    С добрым утром начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    1. Актуализация опорных знаний учащихся.

    - В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живёт очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие. (Слайд № 1)

    Есть много интересных слов, http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Okonchanija-roditelnogo-i-datelnogo/0006-006-TSarstvo-Russkij-jazyk.jpg

    Их знаете давно.

    Вот, например, собака, плот,

    Часы, жираф, окно.

    И долго можно говорить

    Про разные предметы.

    Возьмём: сова, утюг, пенал,

    Котёнок и дневник.

    И будем с ними мы дружить,

    Писать, читать, произносить.

    Прочитайте и запишите слова, назовите в них орфограммы. (Слайд №2)

    С(о,а)бака, пло(д,т), ч(а,я)сы, ж(и,ы)РАФ, (о,а)кно, утю(г,к), п(и,е)нал, к(о,а)тёнок, дн(е,и)вник.

    - Что обозначают эти слова? (Они обозначают предметы)

    - На какие вопросы отвечают? (Отвечают на вопросы кто? что?)

    3. Сообщение темы и цели, задач урока. 

    - Так о чём сегодня будем говорить на уроке?

    - Что, по-вашему, нового узнаем?

    - Чтобы быть уверенными, что вы правы, к нам пришла телеграмма (Слайд №3).

    В ней буквы зашифрованы 3,4,1,5,12,10,2,5,13,6,3,13,2,7,11,8,9,2.http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3353000/3352493-655ec250c0442c98.png

    ( На доска дан ключ к шифру)

    1. 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13

    я  е  и  м  с  в  л  н  о  щ    ь    у      т

    (Ключ: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

               4.Работа по теме урока.

    а)   Поработаем в парах.

    - Каждая пара должна записать по 5 слов, которые бы отвечали сначала на вопрос что?, а затем на вопрос кто?

    - А почему вы выбрали именно эти слова? Докажите.

    (Чтение правила в учебнике)

    б) Выполним задание по карточке №1.

    повар                        варить                     варёный

    старушка                  стареть                    старый

    цветок                       цвести                     цветной

    коля                           коля                         коля

    - В каком столбике записаны только имена существительные?

    - Докажите.

    - На какие вопросы отвечают слова второго столбика? Третьего столбика?

    - Всё ли в столбиках благополучно? (Лишнее слово – Коля, оно записано с маленькой буквы, а имена всегда в русском языке пишутся с большой буквы).

    - Те имена существительные, которые отвечают на вопрос что?, подчеркните синим карандашом, кто? – красным карандашом.

    - Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

    5. Физминутка.

    Имя существительное

    Очень удивительное.

    На вопрос кто? и что?

    Отвечать оно должно.

    - Если слово отвечает на вопрос кто? – поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперёд.

    - Если попадаются другие части речи, то нужно присесть.

    Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зёлёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

    6. Продолжение работы по теме урока.

    а) Поработайте в группах.

    - Прочитайте слова и из ни выберите имена существительные. Запишите их в тетрадь столбиком и подберите  к ним слова противоположные по значению. 

    День – ночьD:\Фотографиии\ученики\IMG_0743.JPG

    Смех  - плач

    Тянуть –

    Твёрдый –

    Молодость – старость

    Начало – конец

    Лёгкий –

    б) Словарная работа.

    (Слайд №4)

    ли         ын        мон     ск

    - Соедините через слог. Какое слово получилось?

    Что за ли? 

    Что за мон?http://www.bougies-artisanales.com/boutique/images_produits/citrons1-z.jpg

    В буквах нету смысла?

    Но едва шепнут: «Лимон»,

    Сразу станет кисло.

             - Подберите ещё слова, которые дружат со словом лимон, входят с  ним в одну группу. Поставьте эти слова во множественное число и запишите.

    Лимоны, яблоки, груши – это фрукты.

    - На какие вопросы отвечают слова этой группы?

    - Запишите предложение, в скобках укажите проверочные слова.

    В с_ду прс_дили л_моны, груш_, персики.

    - Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Прокомментируйте, почему вы их выбрали.

    - Дома вы будете выполнять подобное задание. Необходимо будет списать несколько предложений, подчеркнуть имена существительные, в скобках указать проверочные слова, повторить правило.

    в) Игра «Кто я?» (Слайд №5)

    - Соедините слова так, чтобы получились связные предложения.

    В школе я                          пешеход.

    В магазине я                     ученик.

    На улице я                          покупатель.

    В транспорте я                  пассажир.

    Дома я                                сын, дочка.

    - Найдите и прочитайте только те имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

    - Почему вы так решили?

    7. Рефлексия. (Слайд №6)

    - А теперь маленькое тестирование. Выберите правильный ответ.

    Имя существительное – это….

    1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
    2. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
    3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие?  (Слайд №7)http://u.5klass.net:10/datas/russkij-jazyk/Suschestvitelnoe-2-klass/0008-008-Zapomni.jpg

     А сейчас внимание,

    Мы правило прочтём.

    И всё что мы узнали,

    Теперь мы назовём

    ( Повторение правила в парах. Индивидуальные ответы нескольких учеников).

    8. Итог урока.

    - Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному « До свидания!», потому что мы и в дальнейшем будем говорить на уроках об этой части речи.

    9. Рефлексия.

    - Закончите фразу. (Слайд №8) 

    - Я узнал…http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/thumb/a/aa/Refleksija.jpg/800px-Refleksija.jpg

    - Я научился …

    - Мне понравилось …

    - Я затруднялся …

    - Моё настроение…

    9. Домашнее задание.

                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"

    Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....

    Урок русского языка и технологии "Имя существительное. изготовление пасхальной корзинки" во 2 классе

    Разработка интегрированного урока по русскому языку и технологии для второг о класса знакомит детей с праздником Светлой Пасхи, обычаями ее празднования , а так же позволяет закрепить знания по теме "...

    Конспект урока русского языка и здоровья во 2 классе.Тема:" Действующее лицо или предмет в предложений" ( с применением здоровьесберегающих технологий).

    Цель урока:- учить устанавливать предмет или действующее лицо в предложении;- учить методам и приемам,  помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся;- развивать познавательный интерес, самос...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

    Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена существ...

    Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Одушевлённое и неодушевлённое имя сущ" и мультимедийная презентация) 2 класс

    Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цели урока: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что?; учить находить имена существ...

    План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 3 класс.

    Конспект урока дан для Образовательной программы "Школа 2100". К нему составлена презентация в Power Point...