Из старинных учебников
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Полунина Татьяна Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass_iz_starinnyh_uchebnikov.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.Из старинных учебников.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые достижения обучающихся.

Формирование у обучающихся способностей к обобщению,структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно - методических линий курсов.

Основные задачи: познакомить детей с учебниками, по которым учились их прабабушки и прадедушки; развивать мышление школьников посредством логических упражнений на группировку (классификацию) слов на основе определения значения слова (тематическая классификация), на основе первоначальных представлений о словах как грамматических разрядах, определяемых с помощью вопросов кто? что? какой? какая? что делает?; обогащать, уточнять словарный запас детей.

Оборудование. Ноутбук, учебник, рабочая тетрадь.

 Ход урока.

1.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

        - Проверьте готовность к уроку.

        -Откройте тетради, подпишите число,классная работа.

        -Напишите словарное слово «берёза»

        -Подчеркните букву «е» красным карандошом.

        -Запомните написание слова «берёза».

        -Алексей Николаевич Плещеев писал:

        Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

        -Послушайте рассказ К.Ушинского «Лес и ручей»

        -Подумайте, какова главная мысль рассказа.


Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

— Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! — журчал ручей.

— Дитя моё! — кротко отвечал ему лес. — Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Словарная работа.

  • Какие деревья вы знаете?
  • Берёза — лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листочками.
  • Берёза — самое любимое русское дерево. В народе о ней сложено много песен. Весной девушки украшали берёзку лентами и водили вокруг неё хороводы.

Задание 1.

Вставь подходящие по смыслу слова в стихотворение.

Белая (осина, ольха, берёза, ива)

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точн (золотом, медью. Серебром)

Задание 2.

                Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

е  а  о  и

        дев?чка, р?бята, б?рёза, к?рова, с?бака

Физкультминутка.

3. Анализ содержания учебного материала.

        -На этом уроке вы будете выполнять упражнения из старинного учебника «Родное слово» великого русского педагога К.Д.Ушинского.

        -Рассмотрите обложку старинного учебника «Русское слово» К.Ушинского.

Упр . 74 с.42.

  • Прочитайте учебную задачу.
  • Прочитайте группы слов и дополните их.

Цветы: тюлпан, лилия, гвоздика, …

Травы: лебеда, подорожник, щавель,...

Птицы: ворона, воробей, петух,...

Грибы: рыжик, опёнок, сыроежка,...

Слова для выбора: фиалка, маслёнок, лебедь, крапива, василёк, полынь,мухомор,сорока.

  • На какие вопросы отвечают слова каждой группы?
  • Выберите любую группу слов и спишите.
  • Проверьте.

        Упр. 75 (устно) с.42.

        -Прочитайте задание.

        -Прочитайте и дополните предложения.

Кто что делает?

        Заяц прыгает, а ласточка …  .

        Червяк ползает, а рыба …  .

        Лошадь ржёт, а корова …  .

        Собака лает, а соловей …  .

        Голубь воркует, а кукушка … .

  • На какой вопрос отвечают слова, которые вы выбрали? Что они обозначают?

Слова для выбора: поёт, кукует, плавает, мычит, летает.

Физкультминутка.

        Упр.76 с.43.

        -Как будем выполнять упражнение?

        -Какие действия будем выполнять -это

        прочитать

        отгадать

        списать

        записать три предложения со словами отгадками

        проверить

        Один говорит, двое глядят, да двое слушают.

        Язык (что делает?)...

        Глаза (что делают?)...

        Уши (что делают?)...

         4.Выделение главного в изучаемом материале.

Упр.6 с.21  Рабочая тетрадь.

        -Прочитайте учебную задачу.

        -Прочитайте загадки.

               Конь стальной,

                Хвост льняной.  (игла)

        Не шмель, не пчела,

        А жалит. (крапива)

                Не кусает, не лает,

                А в дом не пускает. (замок)

        -Отгадайте загадки.

  • По каким признакам вы отгадывали загадки?

        -Найдите в них слова, отвечающие на вопросы кто? какой? что делает?

  • Выпишите их.

Кто?

Какой?

Что делает?

конь

стальной

жалит

шмель

льняной

кусает

пчела

лает

         5.Систематизация.

        Упр.77 с.44 (устно)

-Прочитайте задание.

        -Угадайте, какой это цветок. Для этого правильно расставьте в тексте слова из рамки.

         6. Рефлексия учебной деятельности.

        -Продолжите предложение. На уроке я

        узнал...

        научился...

        затруднялся...

 

  1. Домашнее задание.

        Упр.79 с.44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает  свой цвет, отвечает на вопрос. К...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....

конспект урока по теме: “Сведения из истории математики: старинные единицы длинны (морская миля, верста). Сравнение значений длинны ”, 3 класс, учебник математики 3 класс Рудницкая В.Н. 1 часть.

Класс: 3.Тема урока: “Сведения из истории математики: старинные единицы длинны (морская миля, верста). Сравнение значений длинны ”.Тип урока: Открытие новых знаний и способов действия.Цель...

урок русского языка УМК Перспектива "Из старинных учебников"1 класс

Прилагается технологическая карта урока русского языка для 1 класса. Урок содержит дополнительный материал с заданиями из старинных учебников К.Д.Ушинского....

презентация к уроку русского языка "Из старинных учебников"

Презентация содержит дополнительный материал к конспекту урока русского языка "Из старинных учебников": страницы учебника К.Д.Ушинского, тексты для закрепления изучаемых понятий (слова назва...