Рабочая программа 4 класса по русскому языку УМК " Школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Чачанидзе Екатерина Александровна

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начальной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

«Пояснительная записка»

 Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения начальной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В программе учитываются идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.

  Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 классов  составлена на основе Примерной программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа XXI века» под руководством профессора Н.Ф.Виноградовой, утверждённой Министерством образования РФ – Москва: «Вентана–Граф», 2010 г. и на основе авторской программы для 4 класса «Русский язык» С. В. Иванов. Сборник программ к комплекту «Начальная школа ХХI века», «Вентана-Граф», 2012г.

Рабочая программа учителя по курсу русский язык для учащихся  4 классов  рассчитана на 675 часов  и разработана на основе:

  1. требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2 поколения (далее Стандарта), рекомендаций  Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
  2. положения   Основной образовательной программой начального общего образования  (далее Образовательной программой);
  3. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 34 города Новошахтинска;
  4. возможностей учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы С.В. Иванов и А.О. Евдокимова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2012).
  5.   образовательных потребностей и запросов обучающихся  и их родителей.

   Целями обучения русскому языку являются:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • Формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
  • Развитие устной и письменной речи учащихся;
  • Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

   Знакомя учащихся  с основными положениями  лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родно (русский) язык как часть окружающего мира.

   Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели – нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

   Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

   Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:

  • Грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  • Навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
  • Разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль  ученика.

Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь – это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи – это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов

В то же время следует иметь в виду, что представление о «человеке пишущем» (взрослом) нельзя формально перенести на учащегося начальной школы. В силу возрастных и психологических особенностей у младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным  письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «как устроен наш язык», «Правописание» 4 классов.

Под блоком понимается система  уроков, реализующих общую цель обучения. Например, уроки блока «как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития  языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках  блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».

Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т.п.

Такое структурирование курса позволяет:

  • Успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  • Решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
  • Сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
  • Избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования  к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход  к обучению.

раздел 1 «Планируемые результаты освоения программы»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

раздел 2 «Содержание программы учебного предмета»

.

4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) 

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

 (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

раздел 3 «Тематическое планирование»

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

4 класс

Лексика (8 ч)

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толково го словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

 Наблюдение об использовании в речи синонимов и антонимов

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение об использовании речи синонимов и антонимов

8

Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебнике: находить значение неизвестных слова, выписывать его.

Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообразность выбранного синонима.

Состав слова ( морфемика ) (9 ч.)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов: с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и  слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

9

Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова.

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).

Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами.

Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование.

При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях типа: «Докажи, что в слове... корень...»; «Докажи, что в слове... нет приставки...', «Докажи, что записанные слова являются родственными»).

Морфология (53 ч)

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя

Существительное Различение падежных и смысловых

 (синтаксических) вопросов.

Определение склонения имён

существительных (1, 2,3-склонение). Морфологический разбор имён существительных, имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1. 2. 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различие глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?» Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (сопряжение). Способы определения I и II спряжения- глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор

глаголов.

Наречие значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функции предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и. а, но и их роль в речи. Частица ни и её значение.

Части речи, деление частей речи

на самостоятельные и служебные.

 Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение осознавать имена собственные.  Различение имён существительных,  отвечающих на вопросы  «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского женского   и  среднего   рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено   имя     существительное.

 Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

 Определение склонения имён

 существительных (1, 2 и 3-е  склонение). Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных  на

-ий, -ья ,- ов,  -ин. Морфологический разбор имён существительных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 7, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение  и  употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Способы определения 1 и II

спряжения  глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего  времени  по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

 Наречие. Значение и употребление в речи.  Функция  предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.  Отличие предлогов от приставок Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица  не, её значение

53

Классифицировать (группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи).

Выдвигать предложения: находить основание для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжениям).

Характеризовать признаки изученных частей речи.

Контролировать правильность выполнения морфологического разбора.

Синтаксис (14ч)

Различие предложения, словосочетания, слова  (Осознание их сходства и различия). Различие предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;  по эмоциональной  окраске (интонации) восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложений: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных  членов предложения. Установление связи  (при помощи смысловых  вопросов) между словами в словосочетании и предложении Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами  без союзов и с союзами  и, а, но. Использование интонации перечисления  в предложениях  с  однородными  членами.

 Различение  простых и сложных предложений

Различие предложения, словосочетания, слова  (Осознание их сходства и различия). Различие предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;  по эмоциональной  окраске (интонации) восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложений: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных  членов предложения. Установление связи  (при помощи смысловых  вопросов) между словами в словосочетании и предложении Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами  без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях  с  однородными  членами.

Различение  простых и сложных предложений

14

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным вопросам.

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).

Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами

Орфография  и пунктуация (49 ч)

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы   в  слове.

Использование орфографического словаря.

Применение правил право писания: сочетания   жи—ши,    ча- ща, чу—щу

• сочетания чк—чн, чт, щн.

• перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне  слова парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

 •непроизносимые согласные

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительный ъ и ь;

• мягкий знак после  шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь)

безударные  падежные окончания  имён существительных  ( кроме существительных  на – мя,- ий, -ья, -ье,-ия.- ов,-ин)

безударные  падежные окончания   имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными   местоимениями;

не с глаголами

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица  единственного     числа ( пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании

 –ться

• безударные личные окончания глаголов

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка вопросительный  и  восклицательный знаки;

• знаки  препинания  (запятая) в предложениях с однородными членами

Формирование орфографической зоркости. Разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы   в  слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил право писания: сочетания   жи—ши,    ча- ща, чу-щу

• сочетания чк—чн, чт, щн.

• перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне  слова парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

 •непроизносимые согласные

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•разделительный ъ и ь;

• мягкий знак после  шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь)

безударные  падежные окончания  имён существительных  ( кроме существительных  на – мя,- ий, -ья, -ье,-ия.- ов,-ин)

безударные  падежные окончания   имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными   местоимениями;

не с глаголами

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица  единственного     числа  (пишешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании

 –ться

• безударные личные окончания глаголов

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка вопросительный  и  восклицательный знаки;

• знаки  препинания  (запятая) в предложениях с однородными членами

49

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написания слов.

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их расхождения.

Обосновывать написание слов («Докажи, что в слове гора пишется буква о»).

Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм.

Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки.

Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил.

Группировать слова по месту и типу орфограммы.

Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника.

Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами.

Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов.

Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта.

Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки

Развитие речи (32ч.)

Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение.

 Практическое  овладение  диалогической речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,  поддержать,  закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,  прощание,  извинение, благодарность, обращение  с  просьбой).  Особенности   речевого этикета в условиях общения с

людьми плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными и монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествования, рассуждение)

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста

 Последовательность  предложений в тексте.

 Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,  корректирование порядка  предложений и частей текста (абзацев).

План  текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

 Знакомство с жанрами письма и поздравления.

 Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности  письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство  с  основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):  изложения  подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Осознание ситуации общения с какой целью, с кем и где происходит общение.

 Практическое  овладение  диалогической речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,  поддержать,  закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,  прощание,  извинение, благодарность, обращение  с  просьбой).  Особенности   речевого этикета в условиях общения с людьми плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными и монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествования, рассуждение)

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста

 Последовательность  предложений в тексте.

 Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,  корректирование порядка  предложений и частей текста (абзацев).

План  текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

 Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

 Знакомство с жанрами письма и поздравления.

 Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности  письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство  с  основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):  изложения  подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

32

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Использовать  нормы речевого этикета в повседневной жизни.

Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Составлять план текста.

Сочинять письма, поздравительные открытки.

Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки

Приложение 2

Система оценки достижений учащихся.

Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной  цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:

1.        Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.

2.        Принцип дифференциации

3.        Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий, диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:

  1. диктантов,
  1. грамматических заданий,
  1. контрольных списываний,
  1. изложений,
  1. тестовых заданий.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  1. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  1. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  1. наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  1. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  1. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  1. употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

б) отсутствие красной строки;

в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
          Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  1. главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  1. умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
             Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

           При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

"5"

1 исправление

"4"

1 ошибка и

1 исправление

"3"

2 ошибки и

1 исправление

"2"

5 ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса « Русский язык » УМК «Школа России» 2 класс

В разработке содержится пояснительная записка,общая характеристика курса,отражено описание места курса в учебном плане, дано описание ценностных ориентиров содержания курса,отражены личностные,метопре...

Рабочая программа 1 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"

Файл содержит поурочное планирование по ФГОС,пояснительную записку....

Рабочая программа 2 класс по русскому языку УМК "Школа 21 века"

Полная рабочая программа с тематическим планированием и критериями оценки....

Рабочая программа 1 класса по русскому языку УМК "Школа XXI века"

Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" (Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по проедмету "Русский язык"  УМК "Начальная школа XXI века 1-4 класс является приложенеим к ООПНОО и содержит следующие разделы:- планируемые результаты изучения ...