Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку по теме

Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_litvinenko_565.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия Имя Отчество

Литвиненко Татьяна Александровна

Должность

Учитель надомного обучения

Название учебного заведения

ГБОУ школа № 565 Кировского района Санкт-Петербурга

Название номинации

Конспект урока (занятия) в коррекционной школе

По какой программе и учебнику работаете

Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 кл. Издательство: Просвещение;

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ (VIII вида). Издательство: Просвещение.

Особенности обучающегося

Индивидуальная работа с обучающимся надомной формы обучения с ДЦП и ментальной инвалидностью (самостоятельно не ходит, не сидит, не пишет, может удерживать карточку в руке, речь развита)

Примечание

Не по ФГОС, т.к. ФГОС был введен с 01 сентября 2016 года с 1 класса.

Возраст

11 лет

Класс

4

Предмет

Русский язык

Тема урока

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Продолжительность урока (занятия)

От 30 до 60 минут. Уменьшение времени на урок в случае плохого самочувствия или быстрой утомляемости возможно за счет уменьшения количества тренировочного материала. Увеличение продолжительности до 60 минут становится возможным за счет частой смены видов деятельности


Тема урока: Гласные после шипящих. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель урока: совершенствование навыка правописания гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

- продолжать учить применять изученное правило;

- совершенствовать умение читать рукописный и печатный текст;

- продолжать работу по расширению словарного запаса и умению объединять слова в семантические группы;

- помогать осознавать значимость своей деятельности;

- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

- учить планировать свои действия.

Оборудование:

- предметная наглядность (пакетик чая, чашка, чайник, часы);

- предметные картинки (стрижи, щуки, ерши, чайки);

- разрезная азбука с письменными и печатными буквами;

- магнитная маркерная доска, магниты, маркеры;

- карточки со словами, написанными рукой (ежи, камыши, пушинки, мыши, пиши);

- планшет с любым текстовым редактором;

- учебник.

Литература:

- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных чреждений VIII вида

- Комиссарова Л.Ю., Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н.Бунеева и др.

- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных коррекционных) школ V вида. 2 класс.

- Серия «Занимательные карточки» Игра развивающая и обучающая. Автор д.п.н А.А.Штец.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

1

Организационное начало урока.

Учитель просит назвать предметы, необходимые на уроке русского языка

Учебник, маркерная доска, маркеры, азбука букв.

Ребенок проверяет взглядом, все ли выложил учитель

2

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке тебе было задано выучить стихотворение на изученные правила из учебника

С и пишу я жи и ши:

Лыжи, мыши, малыши.
С а пишу я ча и ща:

Роща, дача и свеча.
С у пишу я чу и щу:

Щука плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

Ребенок рассказывает стихотворение, при необходимости оказывается помощь. Обязательна похвала!

Рисунок 1

3

Объявление темы урока

Сегодня мы будем закреплять наш успех в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Давай еще раз вспомним правила написания этих сочетаний

Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у

Можно опираться на карточки с записью правила

4

Игра «Настройка»

Слушай,

Слышишь:

Че-ша-ща?

Это буквы

«Ч», «Ш», «Щ» -

Что-то чистят сообща:

Че-ша-ща,

Че-ша-ща.

(А.Шибаев)

Ребенок слушает, договаривает повторяющиеся строчки

Можно повторить шипящие согласные, выложить перед обучающимся карточки с буквами, желательно заглавные прописные

Давай и мы настроимся на эти буквы шипящие и немного с ними пошипим

Ши-жи-ши

Ща-щу-ча

Ща-чу-щу

Шиш – жиш

Жин – шин

Чар – чур

Щур - щар

Повторяет за учителем слоги

Возможно повторение учителем набора слогов, следует следить за правильностью произносимых слогов

5

Упражнение «Собери слово из букв (звуков)»

Ж И Р

Ш И П

Ч У Б

Щ У П

Ч А Й

Называет слова, которые получились: жир, шип, чуб, щуп, чай

Необходимо быть готовым к том, что значение слов чуб, щуп ребенку будет незнакомо и потребуется объяснение

Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов

Жи и ши буду писать с и, чу и щу буду писать с у, ча буду писать с а

6

Упражнение «Собери слово из слогов»

Усложняем вариант, собираем слова из слогов

ЧАШ и КА

ЧАЙ и НИК

ЧА и СЫ

Обучающийся называет слова: чашка, чайник, часы

На каждое слово на стол выставляется названный предмет

Рисунок 2

Что объединяет эти слова?

Слог ча

Какая трудность тебя подстерегает при написании этих слов?

ча-буду писать с а

А что в этом ряду лишнее?

Часы

Пришли гости в дом, что мы обычно предлагаем? Посмотри на предметы, которые тебе в этом помогут

Мы предлагаем гостям чай

Читается по памяти учителем

Чайник в комнате запел:

«Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,

Чайник выключай!

(А.Барто)

Ребенок слушает.

Может вступать в беседу о правилах ПБ

Можно проговорить правила безопасного поведения

7

Игра «Робот»

Пришли гости, чайник закипел и что же мы теперь будем делать? Помоги мне, скажи, как я буду это делать!

Вскипяти чайник.

Положи в чашку пакетик с заваркой.

Залей кипятком.

Можно проговорить что значит кипяток – горячая вода

8

Упражнение в чтении слов, записанных письменными буквами

Сейчас мы пойдем на ковер, ты вытащишь из мешочка слова, которые мы прочитаем. А потом с этими словами поиграем.

Ребенок ползет к мешку с карточками, вытаскивает и читает слова

Слова: ежи, камыши, пушинка, мыши, пиши

А теперь перевернись на спину, ляг удобно на подушки и приготовься со мной играть

Ребенок выполняет инструкции педагога

По возможности делает все самостоятельно

9

Работа по учебнику. Игра «Доскажи словечко»

Упражнение из учебника

Возле поля, мимо ржи,

Шли колючие е…

Ежи

Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову

В поле травы хороши,

А в озерах ка….

Камыши

С неба падают снежинки,

Словно белые пу…

Пушинки

Учитель набирает буквы из разрезной азбуки к слову

Не шумите. Тише, тише!

В темной норке дремлют мы…

Мыши

Когда пишешь – не спеши,

Буквы правильно пи…

Пиши

10

Работа по переводу письменного текста в печатный

Ты отдохнула, теперь садимся и будем списывать слова

Ждет, когда планшет ее поприветствует

Включить планшет. Если ты научишься это делать, то сможешь зарабатывать и помогать родителям

Рисунок 3,4

Прочитай слово, которое перед тобой лежит, поставь в слове ударение, раздели слово на слоги (проделывается с каждым словом)

Внимательно слушает задание

Слова: шуки, стрижи, чайки, ерши

Можно объяснить, почему слышим ы, а пишем и

Рисунок 5, 6, 7

Щуки

Щуки, щУки, щу-ки

Набираем слово. Какой слог первый?

ЩУ

Какие буквы будем нажимать?

Щ и У

Назови второй слог

КИ

Какие буквы будем нажимать?

К и И

11

Игра «Назови одним словом»

Перед тобой картинки, как мы их можем разделить?

Щуки и ерши – это рыбы, а чайки и стрижи – это птицы

12

Работа с текстом по учебнику.

Прослушай предложения. Помоги мне их расположить так, чтобы получилось стихотворение о щуке. В этом тебе помогут вопросы.

Наварила щука щей.

Червячка с крючка сняла.

Пригласила трех ершей.

Щука в озере жила.

Говорили все ерши:

- Щи у щуки хороши!

(В.Левин)

Где жила щука?

Кого она поймала?

Что щука сварила?

Кого пригласила?

Как хвалили ерши щуку?

Щука в озере жила

Червячка с крючка сняла

Наварила щука щей

Пригласила трех ершей

Говорили все ерши:

Щи у щуки хороши

Можно сделать карточки с предложениями, для читающих детей

13

Измени слова по образцу.

Щуки и ерши, что делают?

Плавают

Повторить слова действия

Измени слово, плыть – я что делаю?

Я плыву

Слово действие летать, измени

Я лечу

Слова: искать, вертеть, хотеть, угощать, навещать

14

Вставь пропущенные буквы. Прочитай предложения.

на дач...

ш…рокие

рощ...

дач...

Вставляет буквы, читает по слогам

При написании используется специальное приспособление и прием «рука в руке»

Рисунок 8, 9, 10

Перебираемся на ковер. Пока я готовлю текст, устраивайся как тебе будет удобно

Ребенок выполняет инструкции педагога

Взрослый в случае необходимости помогает

Выкладывает текст. Каждое предложение напечатано с новой строки

Читает текст:

Я еду на дачу.

Вижу широкие поля.

А вот роща.

За ней наша дача.

Помощь педагога в удержании взглядом строки.

Рисунок 11

Что такое предложение?

Предложение – это законченная мысль

Как мы обозначаем начало и конец предложения?

Предложение пишется с заглавной буквы, а в конце мы ставим точку.

15

Подведение итога урока

Ты сегодня большая молодчинка. Выполнила много заданий. А на какое правило были все наши слова?

Жи – ши пиши с буквой и, ча- ща – пиши с буквой а, чу- щу – пиши с буквой у

Я знаю, что ты любишь, когда я тебе оставляю карточки. Оставить? Будешь собирать картинку? Это будет твоим домашним заданием: прочитать сочетания слов и предложения и сказать какое изученное правило встретилось.

Да

Дать ребенку время рассмотреть картинки, можно даже собрать сначала взрослому.

Рисунок 12, 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и письма. В.Осеева "Печенье" .Правописание гласных после шипящих.

Предлагаю конспект интегрированного урока чтения и письма в 1 классе по УМК " Начальная школа X XI века" по теме В.Осеева " Печенье" . Правописание гласных после шипящих ( чу-щу, ча-ща)....

"Правописание гласных после шипящих" .

План-конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных после шипящих" во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием ЭОР....

Памятка "Правописание гласных после шипящих"

Памятка поможет учащимся усвоить тему  "Правописания гласных после шипящих"....

План-конспект по русскому языку 3 класс для детей,обучающихся по программе 3.3.Тема "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."

Данный урок посвящен теме "Гласные после шипящих. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу." и составлен с учетом особенностей незрячих  детей с лёгкой степенью УО. На данном уроке св...