Открытый урок русского языка 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Исмаилова Эльмира Руштыевна

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 1 – Б класс Учитель: Исмаилова Э.Р.

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Цель   урока:  Отрабатывать умение учащихся дифференцировать функции букв Е, Ё, Ю, Я в разных позициях в слове;

развивать память, внимание, логику мышления, устную речь на каждом этапе урока; воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Задачи:

 -добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»

-развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

-активизировать творческие способности учащихся.

Оборудование  к  уроку: карточки с буквами,  опорные  таблицы по  теме.

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный  момент.  Эмоциональный  настрой учащихся.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Здравствуйте дети, Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей. Откройте тетради, 2 строчки вниз пропускаем , по - середине запишите число и месяц  ,классная работа.

Приветствие учителя и гостей.

Открывают тетради и записывают.

9 апреля, Классная работа.

2

Введение в тему.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация  знаний. Постановка проблемы.

1.Минутка чистописания.
Какие буквы вы прошли на прошлом уроке?(вспоминаем)

- внимание , глаза на доску (пишу буквы яеёю на доске в строчку, соединёно)
-что дальше будем делать? Как вы думаете?
-а почему это словарные слова?
(пишу на доске слово Словарь:)
- а какие словарные слова вы знаете?
вызываю ребёнка к доске и он вставляет пропущенную орфограмму, ставит ударение (воробей)
-какие ещё слова? ( ученик ) (ребёнок выходит к доске и записывает это слово)
-какое ещё слово знаем? (ученица)

-с каким словом вы ещё знакомы? (соловей)

-итак, открываем учебник, с 61.
-что первое бросилось в глаза, какое слово?
-давайте запишем ещё одно новое словарное слово у себя в тетрадках, и поставим ударение, на какой слог падает ударение в этом слове?

-и что же нужно поставить в конце предложения?
-это новое слово вам нужно знать и выучить.

-а давайте составим предложение с этим словом, кто может составить?

-сколько вы уже знаете словарных слов? Посчитайте.

-скажите, сколько букв в алфавите?
-сколько букв обозначают гласные звуки?
-сколько букв обозначают согласные звуки?
-какие буквы не обозначают звука?
                                 


Настраиваются на урок.

Е, Ё, Ю, Я

Писать словарные слова.

-Потому, что их нельзя проверить.

Дети записывают в тетради слово Словарь:

-Ученик, ученица, собака,сорока,деревня.

-Ударение падает на 3 слог, мы видим сочетание Оро.

- ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 3 слог.

-ударение падает на 2 слог.

Деревня (Слайд )

-ударение падает на 2 слог

-точку

Дети придумывают предложение и записывают в тетрадке.

16 словарных слов
33

10

21

Ъ, Ь

3

Работа  по  теме  урока

Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем о функциях букв Ее, Ёё, Юю, Яя.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и баюкать,

Но не желают шипеть и молчать.

Гласный звук состоит только из голоса.

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.

Гласный звук образует слог: у|че|ник.
-Назовите гласные звуки.

-Назовите буквы для обозначения гласных звуков.

Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с буквами - «именинницами», которые имеют  секреты.
Хотите  узнать  эти  секреты? Тогда  будьте  очень  внимательны.

1)Первый  секрет вы  сможете  открыть  прямо  сейчас. Вам  нужно  только  назвать эти  буквы по  именам.

 -О каких же знакомых буквах идет речь?

Я буду показывать их,  а  вы  хором  называть (показываю  только  строчные  буквы е, ё, ю, я)

-Сколько  звуков  услышали  в  имени  каждой  буквы?

-Вот  это  и  есть  первый  секрет. В названиях  букв е. ё, ю, я слышится по  два звука. 

-Какой первый звук прячется в названиях букв е, ё, ю, я?

2)Открыть второй секрет нам поможет игра «Превращение слов» .

 Вы должны читать хором слова, появляющиеся на доске. На доске пишу сначала слово пел. Стираю букву п, а вместо неё пишу м. Дети читают слова мел, стираю букву м, и пишу букву с. Читаем хором слово сел. Прочитав слово, учащиеся определяют сколько звуков обозначает буква е. Стираю букву с, и дети читают слова ел.                                                         

 - Что обозначает слово ел?                                                              

 - Какой звук обозначает буква е в слове ел?

 

- Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и …..

-Посмотрите как пишутся заглавные буквы Е, Е, Ю, Я. Постарайтесь их запомнить.

 -А для чего нам нужны эти заглавные буквы?

 -Давайте вспомним нашу рифмовку

 «Имена, фамилии, клички, города.

 Все с заглавной буквы

 Пишутся всегда»

 

3)Третий секрет этих букв  я, е, ё, ю заключается в том, что они смягчают предыдущий согласный звук:

Сяду [с’а́ду], сел [с’э́л], осёл [ос’о́л], сюда [с’уда́];
- сейчас поиграем в игру, я вам бросаю мяч, а вы мне называете слово, в которой буква Е, Ё , Ю, Я обозначает 2 звука.
4)Выполняем упражнение8 стр 60

Физкультминутка

Упражнение 7, стр.60. Рассмотри записи.

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук? Приведи примеры таких слов.

1.Тренировка в чтении.  

Упражнение 8, стр.60. Прочитайте слова.

Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.

Выписать слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

 2. Ёжик и ёлка похожи? Чем?

3. Работа по карточками.

Раздаю работы на листочках.
Выполняем задание на листочках.

.

А, о, и, ы, у, э

А, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я

Букв больше, чем звуков.

Е (й, э), Ё (й, о), Ю (й, у), я (й, а)

два

Й

(в словах пел, мел, сел – слышим звук Э)

Действие

( Действие)

 ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

(в словах эта буква может обозначать 2 звука).

( для записи имен, фамилий, кличек и т.д)

Называют слова.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети говорят слова.

Звук Ё в начале слова стоит и обозначает два звука. И они оба имеют «иглы».

Дети  подписывают свои листочки.

4

Итог урока

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

– Давайте еще раз вспомним, в чем секреты букв е, ё, ю, я.

 Приведите примеры.

А когда эти буквы обозначают два звука?

Приведите примеры.

 

 

Молодцы! Всем спасибо за старание!

Я узнал …  

Я понял…..

Мне интересно …

 Я хочу узнать ….

Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они обозначают мягкость этого звука и гласный звук.

Лег, печка, мясо, люстра и т.д.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной.

Маяк, каюта, юла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....