формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по русскому языку (1 класс) на тему
В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевая грамотность | 56.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой грамотности у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила:
учитель начальных классов
МКОУ «Еманжелинская СОШ»
Орёл Елена Васильевна
Челябинск
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ_____________________________________ _______________3
1.Теоретическое обоснование проблемы формирования речевой грамотности у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.1. Особенности речевого развития младшего школьника _________5
1.2.Особенности нарушений устной и письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи___________________________7
2. Коррекционная работа по формирование речевой грамотности у детей с ОНР ___________________________________________________________10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________26
ПРИЛОЖЕНИЯ __________________________ __________________28
ВВЕДЕНИЕ
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь - это процесс общения; язык - система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей. [12]
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества?! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на «таком» языке? С кого брать пример? Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; мы только что их перечислила и, они далеко не все.
Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную.
Вряд ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.
Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. [6]
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы формирования речевой грамотности у детей с общим недоразвитием речи
Речевая грамотность- соблюдение норм современного литературного языка. Человек грамотный – это тот, кто не делает речевых ошибок, говорит свободно и понятно, четко выражает свои мысли и не испытывает затруднений в передаче информации.
1.1 Особенности речевого развития младшего школьника.
Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.
Как уже говорилось выше, речь - одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Структурные элементы языка - фонетика, лексика, грамматика.
Существуют некоторые особенности речевого развития младшего школьника. [10]
Особенности словарного запаса.
В идеале у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперирует словами при высказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.
Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка.
Высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи.
Особенности описательной функции речи.
Ребенок умеет объяснить (описать) способ осуществляемого действия.
Особенности планирующей функции речи.
Ребенок умеет рассказывать о предстоящем действии, деятельности.
Наличие определенных речевых умений и умственных действий при оперировании языковым материалом.
При оперировании языком требуются:
умение самостоятельно озаглавить текст, картинку;
умение выделить части текста;
умение сделать краткий пересказ текста;
умение продолжить заданный фрагмент текста;
умение начать заданный фрагмент.
Степень усвоения фонетической системы языка.
Чистое произношение звуков, четкая дифференциация звуков при восприятии, свободное соотнесение звуков и букв при письме.
Связность логических высказываний.
Высказывания (пересказ, рассказ), логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей, структурно оформлены. [9]
Данные особенности представлены для детей высокого уровня психического развития и работоспособности.
1.2. Особенности нарушения устной и письменной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи
Среди учащихся общеобразовательных школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка.
В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. Условно можно выделить три уровня недоразвития речи по степени выраженности дефекта.
Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) обучаются в общеобразовательных школах. Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи. В логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием. Поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.
Характеристика группы.
1. Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1) Дефектное произношение звуков, распространяющееся на несколько групп оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно автоматизировано.
2) Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается
недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; трудности овладения письмом и чтением.
2. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
1) Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
2) Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается следующее:
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения учебными понятиями, терминами;
трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
недостаточное развитие связной речи.
3. Психологические особенности.
1) Неустойчивое внимание.
2) Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3) Недостаточное развитие способности к переключению.
4) Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5) Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6) Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7) Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
ГЛАВА 2. Коррекционная работа по формирование речевой грамотности у детей с ОНР
При обучении детей этой категории следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений и навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Логопедическая работа с детьми с ОНР эффективна при реализации следующих принципов:
Единства диагностики и коррекции.
Коррекционно – развивающей направленности образовательного процесса;
Индивидуализации обучения;
Комплексного воздействия на развитие познавательной сферы и эмоционально – волевых качеств личности;
Развития речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
Взаимосвязанного формирования фонетико-фонематического и лексико-грамматических компонентов языка.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений, положенных в основу разработки методики» под редакцией Шевченко С.Г.(16) и методике по Антонышевой А.Л. по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся (12). При разработке методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, Н. С. Жуковой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Л. Ф. Спировой, Н. Ф. Уфимцевой, Т. Б. Филичевой, А. М. Шахноровичем.
Данная программа предназначена для обучения детей с первичной речевой патологией: учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи 3 уровня, обучающихся в общеобразовательной школе. Также может использоваться для обучения детей со смешанным специфическим расстройством психического развития, имеющих фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие речи и обучающихся в коррекционных классах общеобразовательной школы. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю по группам (2-5 учащихся).
Программа включает три раздела: «Коррекционная работа на фонетическом уровне», «Коррекционная работа на лексическом уровне», «Коррекционная работа на синтаксическом уровне».
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления – способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе. Неоценимую роль в становлении константных фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии. Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения способствуют развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начальном периоде занятий отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает (п, м, ф, т, к…) На этой стадии работы не следует давать подробную характеристику артикулемы, достаточно фиксировать внимание детей на более выразительных, характерных ее признаках. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах проводятся с опорой на громкое проговаривание, а при необходимости – и акцентированное произнесение искомого звука. В дальнейшем эти операции звукового анализа выполняются при обычном произнесении слов, а затем переводятся во внутренний план, т.е. выполняются молча.
В основу формирования действия звукового анализа слов положено позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд.
Работа на фонетическом уровне проводится с учащимися 1 и 2 классов. Изучение лексических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями. Основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, называть выделенные из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков. Вычленение звуков из слова начинается с гласных, находящихся в ударном положении. Учащиеся знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласных и согласных), а также с условными обозначениями этих звуков. Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука завершается ознакомлением с обозначающей его буквой. Дети учатся устанавливать последовательность звуков в слове, то есть звуковому анализу и синтезу, на которых основываются чтение и письмо. Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности. Звуковой анализ считается сформированным тогда, когда ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделить звуки из слов различных слоговых структур. Большое место отводится дифференциации гласных звуков, парных по звонкости и глухости согласных, парных мягких и твердых согласных, свистящих и шипящих и сонорных.
Итак, в основу работы по усвоению детьми фонетической системы языка берется в определенной последовательности отработка гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам.
Вся работа направлена на профилактику нарушений письменной речи школьников. Требование коммуникативной направленности коррекционного обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, а именно: слушания, говорения, чтения и письма. Письмо и чтение в начале коррекционного обучения первоклассников заменяется активной работой с различными схемами-моделями анализируемых слов, буквами, слоговыми карточками, схемой руками.
В результате обучения ученик должен уметь правильно и четко написать букву, слог, слово, предложение, списать с книги, с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
Основные задача и развитие звуковой стороны речи, формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, коррекция дефектов произношения.
Коррекционная работа на лексическом уровне
Работа на лексическом уровне проводится с учащимися 1-4 классов.
С учащимися 1 и 2 классов – ознакомление со словами, включающими понятия предмета, признака, действия; расширение словарного запаса за счет обобщающих понятий; выделение видовых и родовых групп слов. Состав слова проходится пропедевтически с практическим усвоением. Так изучение состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается с 1-2 класса. Основная работа проводится с учащимися 3-4 классов. Словарь школьников обогащается путем расширения и уточнения впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства с синонимами и антонимами. Дети знакомятся с частями речи и их различением на основе лексического значения, вопросов, состава слова, овладевают значением морфем, формами словоизменения. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе.
Основная задача: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
Работа на синтаксическом уровне проводится с учащимися 1-4 классов. С 1 класса начинается практическое ознакомление с предложением. Учащиеся 1 и 2 классов учатся оставлять предложения из слов, с заданным словом, из слов, данных в разбивку, анализировать предложения и словосочетания. Знакомятся с предлогами и правилами их написания со словами. В 3-4 классах дети знакомятся со словоизменением различных частей речи, упражняются в согласовании в числе и роде, различают грамматические категории по лексико-грамматическим признакам. Формирование словоизменения осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза, взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений является основой словарно-семантической работы, строительным материалом для словосочетаний и предложений, для уточнения упорядочения и коррекции, продуцируемых учащимися синтаксических структур. Вся работа направлена на коррекцию нарушений письменной речи учащихся.
Основная задача:
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
развитие навыков построения связного высказывания, программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств.
Общие направления работы.
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приемов самоконтроля;
познавательной активности;
произвольности общения и поведения.
2. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
применение инструкции (алгоритма);
употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.
В программе не указано количество часов для прохождения тем. Это связано с тем, что дети-логопаты должны проходить любую тему до полного усвоения. В тематическом планировании представлено примерное распределение часов по темам, но оно может быть изменено. Учащиеся занимаются три года (1, 2, 3 класс). Ученики, слабо усвоившие материал 3 класса, продолжают занятия в 4 классе. Поэтому один материал разработан для учащихся 3 и 4 классов.
Программа
1 этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне.
1. Воспитание фонематических представлений.
Звуки речи. Способы их образования. Гласные. Артикуляция. Узнавание гласного звука. Вычленение гласного из звукового ряда, слогов, слов.
Согласные звуки. Артикуляция. Узнавание согласных звуков. Вычленение согласных звуков из звукового ряда, слогов, слов.
Звуки и буквы. Формирование навыка чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную.
Фонематический анализ прямого и обратного слога. Звукобуквенный анализ слога.
2. Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов.
Вычленение первого ударного гласного звука из слова.
Вычленение первого согласного звука из слова.
Определение конечного гласного звука в слове.
Определение конечного согласного звука в слове.
Выделение ударной гласной из середины слова.
Определение места звука в слове. Предыдущий и последующий звук.
Определение количества и последовательности звуков в слове.
Звукобуквенный анализ двухсложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: сгсг, сгсгс, сгссг, сгссгс и т.д.
Звукобуквенный анализ односложных слов: сгс, ссгс, сгсс и др.
Звукобуквенный анализ трехсложных слов.
Звукобуквенный анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.
Звукобуквенный анализ и синтез.
3. Формирование фонематического восприятия.
Дифференциация гласных.
А - 0, У - 0, Ы - И, И - У, Ё -Ю. Выделение из слогов, слов, предложений в ударной позиции. Гласные 1 и 2 ряда. Сравнительный анализ слов. Буква - смыслоразличитель.
Парные гласные: Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е
4. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционные сходства:
Мягкие и твердые согласные. Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях. Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда и буквы Ь.
Парные звонкие и глухие согласные: ф-в, п.-б, т-д, с-з, к-г, ш-ж. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Буква - смыслоразличитель.
Оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Свистящие и шипящие согласные, аффрикаты: с-ш, з-ж, сь-щ, ш-щ, ч-сь, ч-т, ч-щ, ч-ш, с-ц, ч-ц, щ-ц. Сравнение и различение по месту или способу образования. Дифференциация изолированно, в слогах, словах, предложениях. Сравнительный анализ слов. Правописание ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, -ЧН-, -ЧК-.
Соноры: л-р
Заднеязычные: к-г-х
5. Буквы, сходные по начертанию.
Дифференциация Т-П, Д-Б, Л-М, И-Ш, Г-П, Е-З. Сравнительный анализ элементов букв. Дифференциация написания изолированно, в слогах, словах.
2 этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.
1. Выявление активного словарного запаса.
Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие птицы и животные, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, посуда, профессии и т.д. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие).
Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. признаки и качества. Сравнение предметов по основным признакам.
Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д.
2. Расширение словарного запаса учащихся.
Актуализация пассивного словаря. Части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение.
Синонимы: существительное, прилагательное, глагол. Оттеночное значение синонимов. Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений. Замена повторяющихся в тексте слов синонимами.
Антонимы: существительное, прилагательное, глагол. Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.
Омонимы. Многозначность слов. Однозначные и многозначные слова. Многозначные существительные, прилагательные, глаголы. Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений. Различение прямого и переносного значения слов. Смысловые и эмоциональные оттенки значений слов. Замена многозначных слов синонимами.
3. Слоговой анализ и синтез.
Слогообразующая роль гласного. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Деление слов на слоги для переноса. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов и букв. Последовательность слогов в слове - смыслоразличительный фактор. Вставка недостающего слога. Синтезирование новых слов.
4. Ударение в слове.
Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.
Слого-ритмическая структура слова. Воспроизведение ритмического рисунка слова, предложения. Двухсложные слова: Хх, хХ. Трехсложные слова: Ххх, хХх, ххХ. Определение ударного гласного в процессе произношения и написания слов. Перенос ударения на безударную гласную.
5. Безударная гласная в корне слова.
Нахождение безударной гласной в корне. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Тренировка в подборе проверочных слов. Нахождение проверочных слов из ряда родственных. Правописание безударных гласных в корне слова.
6. Состав слова.
Морфемный анализ и синтез. Разбор по составу существительных, прилагательных, глаголов.
Корень слова, выделение корня. Родственные слова. Подбор родственных слов различных частей речи. Образование родственных слов от данного корня.
Сложные слова. Образование слов путем присоединения корней. Лексическое значение. Выделение корней и соединительной гласной, правописание.
Суффикс, выделение суффиксов, значение суффиксов, правописание, суффиксальный способ образования слов.
Суффиксальное образование существительных. Уменьшительно-ласкательные существительные без изменения звуковой структуры и с чередованием согласных в корне слова. Собственные и нарицательные существительные. Существительные с основой на Ц с чередованием согласных в корне. Существительные со значением очень маленького и очень большого предмета (суффиксы со значением величины). Существительные со значением составной части предмета. Название детенышей животных и птиц без изменения звуковой структуры, с чередованием звуков в корне и заменой корня производного слова в единственном и множественном числе. Название профессий и лиц, осуществляющих действия.
Суффиксальное образование притяжательных, относительных и качественных прилагательных.
Суффиксальное образование глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные и невозвратные глаголы.
Приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставки со значением неполного действия и результата действия. Приставка, ее роль в изменении значения слова. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. Времена глаголов. Правописание приставок с гласными А, О.
Окончание, выделение окончаний, значение окончаний.
Подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.
7. Предлоги и приставки.
Соотношение предлогов и глагольных приставок. Выделение из словосочетаний и предложений слов с приставками и предлогами. Правописание предлогов и приставок. Подбор приставок и предлогов к данному словосочетанию.
3этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
1. Словосочетание и предложение.
Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Различение слов по признакам грамматической категориальности. Дифференциация частей речи (по вопросу, значению, составу слова). Словосочетание и предложение как речевые единицы. Заглавная буква в начале предложения и точка в его конце. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление предложений и словосочетаний. Восстановление деформированных предложений. Вычленение словосочетаний из контекста. Связь между словами в словосочетании, распознание главного и зависимого слова. Образование словосочетаний по вопросной схеме- модели. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Простое нераспространенное предложение. Виды предложений по интонации. Простое распространенное предложение. Распространение предложений определением и дополнением. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения. Однородные подлежащие и однородные сказуемые. Сложносочиненное предложение. Союзы: И, А, НО. Сопоставление простого предложения с однородными главными членами и сложносочиненного предложения. Грамматическая основа сложного предложения. Сложноподчиненное предложение. Союзы ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ. Грамматическая основа главного и зависимого предложения.
2. Согласование.
Согласование слов в числе. Изменение по числам существительных, прилагательных, глаголов. Дифференциация форм единственного и множественного числа глагола, существительного и прилагательного по лексико-грамматическим признакам.
Согласование в роде. Дифференциация форм существительных мужского, женского и среднего рода. Замена существительных местоимением. Изменение по родам прилагательных и глаголов прошедшего времени. Родовые окончания. Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в числе и роде. Согласование прилагательных и существительных в именительном и косвенных падежах. Дифференциация форм существительных, глаголов, прилагательных мужского, среднего и женского рода по лексико-грамматическому признаку.
3. Дифференциация временных глагольных форм. Морфологический разбор глагола.
4. Управление.
Нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания и предложения).
Склонение существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные.
Формы существительных в косвенных падежах с ударным и безударным окончанием в единственном и множественном числе. Преобразование существительных в начальную форму. Модели беспредложных конструкций с прямым и косвенным дополнением. Предложные конструкции с косвенным дополнением и обстоятельством места. Закрепление падежных форм. Сопоставление падежных форм существительных. Морфологический разбор существительного.
Образование грамматических форм по контексту.
5. Предлоги.
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.
Родительный падеж – У (местонахождение), С, ИЗ, ДО (направление действия)
Дательный падеж – ПО (местонахождение), К (направление действия)
Винительный падеж – В, НА, ЗА, ПОД (направление)
Творительный падеж – ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД (местонахождение, часть пространства)
Предложный падеж – В (местонахождение)
Дифференциация различных значений одного и того же предлога.
Противоположные предлоги. Составление словосочетаний с предлогами. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций.
6. Овладение навыками связной речи.
Текст. Составление повествовательного текста по серии картин. Членение текста на предложения. Составление текста из предложений, данных вразбивку. Восстановление деформированного текста. Определение последовательности предложений в тексте. Составление текста по опорным словам. Редактирование текста. Придумывание конца текста, начала текста. Составление повествовательного текста по сюжетной картине. Составление описательных текстов о предмете или явлении. Составление плана текста для последующего пересказа и записи. Пересказ прочитанного текста. Пересказ по ролям. Пересказ по плану. Пересказ подробный и короткий. Нормирование словоизменения в связной речи. Закрепление более сложных по семантике и внешнего оформления продуктивных форм словоизменения.
Содержание коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
Развитие навыков каллиграфии
Развитие артикуляционной моторики
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
Развитие зрительного восприятия и узнавания
Развитие зрительной памяти и внимания
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
Развитие пространственных представлений, ориентации
Развитие представлений о времени
Развитие слухового внимания и памяти
3. Развитие основных мыслительных операций
Формирование навыков соотносительного анализа
Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями)
Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
Формирование умения планировать свою деятельность
4. Увеличение количества смысловых связей и формирование семантических полей
5. Развитие различных видов мышления
Развитие наглядно-образного мышления. Развитие словесно-логического мышления.
6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
7. Формирование активной позиции в коллективе и активной роли в коммуникативном процессе.
8. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, самоутверждения.
9. Развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки.
Список литературы
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2002.
2 Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001.
3 Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
4 Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
9. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978.
10. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж, 2000.
11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 1998.
12. Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Специальная школа. 1963. №1. С. 62-66.
13. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961.
14. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., 1996.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М., 2001.
17 Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1999.
18. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.
19. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
20. Фомичева М.Ф., Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: уч. пособие для студентов, под ред. Т.В. Волосовец - М.: изд. Центр «Академия», 2002 - 200 с.
21. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 1997.
22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.
24. Логопедия. Методич. наследие: пособие для логопедов и студ. Дефектологич.фак. пед. вузов/ под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - кн.V
Приложение
Тематическое планирование логопедических занятий
с группой учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи
Первый год обучения № занятия | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические, лексические темы и игры, используемые на занятиях | |||||
Фронтальное обследование | |||||||
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи. Исследование лексики и грамматического строя | |||||||
1 | Слова, обозначающие неживые предметы. | Обобщающие понятия: фрукты, овощи, одежда, обувь, головные уборы. Постановка вопроса «что?». Лото «Обобщающие понятия» Составление предложений. | |||||
2 | Слова, обозначающие неживые предметы. | Обобщающие понятия: посуда, мебель, школьные предметы, инструменты. Постановка вопроса «что?». Лото «Назови по признаку предмет» Составление предложений. | |||||
3 | Слова, обозначающие неживые предметы. | Обобщающее понятие: транспорт. Наземный, водный и воздушный Постановка вопроса «что?». Составление предложений по сюжетным картинкам. Игра «А ты на чем поедешь?» | |||||
4 | Слова, обозначающие живые предметы. | Обобщающие понятия: домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, насекомые. Постановка вопроса «кто?». Практическое усвоение слов, обозначающих названия детенышей. | |||||
5 | Слова, обозначающие живые предметы. | Практическое усвоение и образование слов, обозначающих профессии. Постановка вопроса «кто?». Составление предложений. Игра «Кто чем работает», «Кто чем управляет». | |||||
6 | Дифференциация слов, обозначающих живые и неживые предметы. | Закрепление обобщающих понятий. Постановка вопросов «что?», «кто?». Лото «Слова – предметы | |||||
7 | Слова, обозначающие действия. | Постановка вопроса «что делает?». Составление предложений. Игра «кто как голос подает», «Что какие звуки издает». | |||||
8 | Слова, обозначающие действия. | Постановка вопроса «что делает?». Антонимы. Лото «Слова-действия», «Скажи наоборот» | |||||
9 | Дифференциация слов-предметов и слов действий. | Постановка вопросов. Практическое овладение составлением простого нераспространенного предложения. Игра «Кто что делает». | |||||
10 | Дифференциация слов-предметов и слов действий. | Подбор слов-предметов и действий по теме «Осень». Составление предложений из слов, данных вразбивку. | |||||
11 | Слова, обозначающие признак предмета. | Постановка вопросов: «какой?», «какая?», «какое?». Изменение по родам в соответствии с вопросами. Согласование в роде. Слова-признаки синонимы. Лото «Из чего сделано». | |||||
12 | Слова, обозначающие признак предмета. | Постановка вопросов: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Работа с пособием «Опиши предмет». Согласование в роде и числе. Лото «Слова-признаки». | |||||
13 | Слова, обозначающие признак предмета. | Постановка вопросов: «какая?», «какой?», «какое?», «какие?». Согласование в роде и числе. Лото «Назови по признаку предмет» | |||||
14 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. | Постановка вопросов. Согласование в роде, числе, падеже. Работа с пособием «Расскажи о них». | |||||
15 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков. | Различение по вопросу и значению. Лото «Что обозначают слова». Составление устного сочинения «Зима». Лото «Загадки» | |||||
16 | Предложение. Дифференциация понятий «предложение», «слово». | Интонация. Составление предложений. Работа с пособием «Составь предложение». Предложение с прямым дополнением. | |||||
17 | Предложение. Дифференциация понятий «предложение», «слово». | Составление предложения из слов, данных вразбивку. Лото «Предложение». | |||||
18 | Предложение. | Составление предложений. Главные члены предложения. Постановка вопросов. Лото «Предложение». | |||||
19 | Предложение. | Анализ предложения. Согласование существительного и глагола в числе и роде. Составление рассказов о детенышах животных. | |||||
20 | Предложение. | Составление предложений. Практическое усвоение падежных конструкций. Работа с пособием «Падежи». Составление предложений из слов, данных вразбивку. | |||||
21 | Предложение. | Составление предложений. Предлог. Практическое усвоение предложно- падежных конструкций. Лото «Предлог». | |||||
22 | Звуки речи. Способы их образования. Звуки и буквы. | Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Лото «Буква за буквой». | |||||
23 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква А. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Выделение из ряда гласных, слогов, слов. Схема слова руками. Запись слогов. Кубики «Назови слова». | |||||
24 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква А. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление предложений. Лото «Первый звук в слове». | |||||
25 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква О. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Схема слова руками. Лото «Буква за буквой». | |||||
26 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква О. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Составление предложений. Лото «Слова-предметы». | |||||
27 | Дифференциация гласных А – О. | Гласные звуки и буквы. Различение по артикуляции, на слух. Звукобуквенный анализ и синтез. Запись и чтение слов. Анализ предложения. Логопедическое лото. | |||||
28 | Дифференциация гласных А – О. | Гласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ и синтез. Запись и чтение слов. Лото «Первый звук в слове». Лото «Один-много». | |||||
29 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква У. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Схема слова руками. Работа с цифровым рядом. Лото «Загадки». | |||||
30 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква У. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Лото «Слова-предметы». | |||||
31 | Дифференциация гласных О – У. | Гласные звуки и буквы. Различение по артикуляции, на слух. Звукобуквенный анализ и синтез. Запись и чтение слов. Лото «Слова-действия». | |||||
32 | Дифференциация гласных О – У. | Гласные звуки и буквы. Различение по написанию. Звукобуквенный анализ. Анализ предложения. Лото «Один-много». | |||||
33 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква Ы. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Схема слова руками. Лото «Один - много». Анализ предложения. | |||||
34 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква Ы. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Составление предложений с дополнением в Т.п. Лото «Слова-предметы». | |||||
35 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква И. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Схема слова руками. Мягкость согласных в слоге-слиянии с гласной И. Лото «Один-много». | |||||
36 | Звукобуквенный анализ и синтез. Звук и буква И. | Гласные звуки и буквы. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Мягкость согласных в слоге-слиянии с гласной И. Составление предложений с данным словосочетанием. Лото «Загадки». | |||||
37 | Дифференциация гласных И – Ы. | Гласные звуки и буквы. Различение по произношению и на слух. Мягкие согласные. Звукобуквенный анализ и синтез. Запись и чтение слов. Предлог ИЗ-ЗА. Лото «Предложение». | |||||
38 | Дифференциация гласных И – Ы. | Гласные звуки и буквы. Различение по написанию. Мягкость согласных. Уменьшительно-ласкательные существительные. Составление предложений со словосочетаниями. | |||||
39 | Дифференциация гласных И – У. | Гласные звуки и буквы. Различение по произношению, на слух и по написанию. Звукобуквенный анализ и синтез. Мягкость согласных. Запись и чтение слов. Игра «Дежурная буква». | |||||
40 | Дифференциация гласных И – У. | Гласные звуки и буквы. Различение по произношению, на слух и по написанию. Вопросительное предложение. Игра «А ты что любишь?» | |||||
41 | Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. | Слоговой анализ и синтез. Работа с азбукой. Запись и чтение слов. Составление предложений с обобщающим словом. Анализ и запись предложения. Лото «Составь слова». | |||||
42 | Сравнительный анализ односложных и двусложных слов. | Слоговой анализ и синтез. Работа с азбукой. Запись и чтение слов, предложений. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. Лото «Что обозначает слово». | |||||
43 | Слоговой анализ и синтез. | Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги. Запись и чтение слов, предложений. Игра «Типография». | |||||
44 | Слоговой анализ и синтез. | Слогообразующая роль гласного. Порядок слогов в слове. Деление слов на слоги. Запись и чтение слов, предложений. Составление предложений с дополнением в Р.п. с предлогом ИЗ. | |||||
45 | Слоговой анализ и синтез. | Слогообразующая роль гласного. Составление слов из слогов. Выделение 1, 2, 3 слогов из слов. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Составь слова». | |||||
46 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П., ПЬ и буква П. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление предложений из словосочетаний с предлогом ПО. Лото «Предложение». | |||||
47 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки П, ПЬ и буква П. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Лото «Составь сказку» | |||||
48 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Имена людей, клички животных. Лото «Предложение». | |||||
49 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Б, БЬ и буква Б. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Сложи слова». | |||||
50 | Дифференциация согласных П–Б. | Различение звуков по произношению, на слух и написанию букв. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Словосочетание с существительным в Д.п. с предлогом ИЗ. Лото «Предложение». | |||||
51 | Дифференциация согласных П– Б. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Составление рассказа по сюжетной картине «На прогулке». | |||||
52 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Имена людей. Работа с кубиками. Составление слов. | |||||
53 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Т, ТЬ и буква Т. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. «Угадай, как их зовут». Лото «Сложи слова». | |||||
54 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление слов по кубикам. | |||||
55 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Д, ДЬ и буква Д. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Имена людей. Пособие «Вставь предлог». | |||||
56 | Дифференциация согласных Т-Д. | Сравнение звуков на слух, по произношению и написанию букв. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов, предложений. Лото «Азбука». | |||||
57 | Дифференциация согласных Т-Д. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Слова-предметы». | |||||
58 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки С, СЬ и буква С. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Словосочетание сущ. в Т.п. с предлогами С, СО. Лото «Предлог». | |||||
59 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки С, СЬ и буква С. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов, предложений. Словосочетание сущ. в Р.п. с предлогами С, СО. Лото «Предложение». | |||||
60 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки З, ЗЬ и буква З. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Работа с кубиками. Составление слов. Предложения из слов, данных вразбивку. | |||||
61 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки З, ЗЬ и буква З. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Упрямые козлята». | |||||
62 | Дифференциация согласных С- З. | Сравнение на слух, по произношению и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление предложений из словосочетаний с сущ. в Д.п. с предлогом К. Лото «Предложение». | |||||
63 | Дифференциация согласных С- З. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Пересказ текста «Друзья» с опорой на сюжетные картинки. Лото «Азбука». | |||||
64 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки К, КЬ и буква К. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Словосочетания с сущ. в Д.п. с предлогом К. Лото «Слова-предметы». | |||||
65 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки К, КЬ и буква К. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Слова-признаки. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Снеговик и заяц». Кубики «Назови слова». | |||||
66 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов. Схема предложения. Пособие «Вставь предлог». Лото «Предложение». | |||||
67 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Г, ГЬ и буква Г. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Загадки». | |||||
68 | Дифференциация согласных К - Г. | Сравнение на слух, по произношению и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Составление словосочетаний с сущ. в Д.п. с предлогом К. Лото «Слова-действия»». | |||||
69 | Дифференциация согласных К - Г. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Что обозначают слова». | |||||
70 | Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Правописание ШИ. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Работа с пособием «Как их зовут». Лото «Сложи слова». | |||||
71 | Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ш и буква Ш. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Один-много». | |||||
72 | Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж.. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Правописание ЖИ. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Глаголы 1 лица с местоимением Я. Работа с пособием «Давай подумаем». | |||||
73 | Парные звонкие и глухие согласные. Звук Ж и буква Ж.. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Предложения из слов, данных в разбивку. Лото «Предложение». | |||||
74 | Дифференциация согласных Ш-Ж. | Сравнение на слух, по произношению и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Правописание ШИ, ЖИ. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Лото «Что обозначают слова». | |||||
75 | Дифференциация согласных Ш-Ж. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Правописание ШИ, ЖИ. Пересказ с опорой на сюжетную картинку «На поляне». | |||||
76 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Ф, ФЬ и буква Ф. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Лото «Профессии». Лото «Азбука». | |||||
77 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки Ф, ФЬ и буква Ф. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Лото «Назови по признаку предмет». | |||||
78 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки В, ВЬ и буква В. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Лото «Времена года». | |||||
79 | Парные звонкие и глухие согласные. Звуки В, ВЬ и буква В. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Работа с цифровым рядом. Запись и чтение слов, предложений. Предложения из слов, данных вразбивку. Лото «Предложение». | |||||
80 | Дифференциация согласных Ф-В. | Сравнение на слух, по произношению и написанию. Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Сравнительный анализ слов. Запись и чтение слогов, слов. Схема предложения. Лото «Загадки». | |||||
81 | Дифференциация согласных Ф-В. | Выделение из слогов, слов, предложений в четкой позиции. Запись и чтение слов, предложений. Слова-предметы, действия, признаки. Лото Слова-признаки». | |||||
82 | Оглушение звонких согласных в конце слова. | Проверка парных согласных в конце слова. Сравнительный анализ слов. Составление предложений. Предлоги НАД, ПОД. Лото «Загадки». | |||||
83 | Оглушение звонких согласных в конце слова. | Проверка парных согласных в конце слова. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Лото «Сказки». | |||||
84 | Оглушение звонких согласных в конце слова. | Проверка парных согласных в конце слова. Лото «Времена года». Пособие «Давай подумаем». | |||||
85 | Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности коррекционной работы. Подведение итогов работы за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....
Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью). Осно...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве.
Представлен материал о обучении детей с ОВЗ в общеообразовательной школе....
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...
Сборник материалов научно-практической межрегиональной конференции с методическим приложением "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ"
Формирование основ финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...