Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Якушева Валентина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" во 2-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа221.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\admin\Мои документы\Мои рисунки\2016-03-30\Изображение.jpg

Рабочая программа

 по  курсу

 «Занимательная грамматика»

во 2  -  4 классах

Пояснительная записка.

Рабочая  программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 2, 3, 4-х классов.

Курс  «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.      Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению  грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Место предмета в базисном учебном плане.

2 класс –  1 час в неделю

3 класс – 1 час в неделю

4 класс – 1 час в неделю

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы программы:

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Общая характеристика учебного курса:

Курс  «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальноеразвитие личности.

Содержание курса грамматики строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В процессе изучения курса закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия  способствуют  развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение различных упражнений;
  • оформление газет;
  • участие в  олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровьесберегающих
  • ИКТ

Место курса «Занимательная грамматика» в учебном плане:

Общий объём учебного времени составляет 105 часов:   2 класс - 35 часов, 3 класс - 35 часов, 4 класс - 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ценностными ориентирами содержания данного курса

являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии                 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе общения на  занятиях.

Планируемые  результаты освоения учебного курса:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письма и речи

Учащиеся должны:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.


На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной  жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный  интерес к математической науке.

Метапредметными  результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Содержание программы

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.        

blankВ курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Слово
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и

 глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные),

слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных на письме.
Алфавит.         Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые отвечают на

вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение
Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Текст
Отличие текста от набора предложений.

Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,

 отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Анализ эффективности программы факультативного курса:

диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);

анализ занятий проведенных по плану;

разработка рекомендаций.

2 класс (35 часов)

Волшебная страна «Фонетика» (12часов) Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

Волшебная страна «Грамматика» (8 часов) Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

В стране «Слов» (3 часа) Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

В гостях у частей речи(5 часов) Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Упражнения для закрепления (7 часов) Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

3 класс(35 часов)

Дружим с грамматикой (17 часов) Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” Незаменимый мягкий знак. Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). Как корень слова учил окончания уму – разуму. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

Дружим с орфографией(5 часов) А все–таки она хорошая! (О роли орфографии). Рассказ – беседа о роли орфографии. Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

Изучаем части страны «Речь» (13 часов) Слова – части речи. Имя существительное – часть страны Речь. Доброе утро, имя прилагательное!  Имя прилагательное – часть страны Речь. Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). Глагол – часть страны Речь. Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола). С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

4 класс(35 часов)

Состав слова(2)Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями.

Образование слов(4 часа) Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).Слова – тезки. (Омонимы).Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).Слова с противоположным значением. (Антонимы).Словарное богатство родного языка. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Главные и второстепенные члены предложения(2 часа) Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Признаки частей речи(29часов) Как морфология порядок навела. (О частях речи).Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений).Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.

Результаты обучения

Личностные результаты обучения.

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.

В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся  научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве  с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу 2 класса учащиеся должны:

- знать  все звуки и буквы русского  языка, осознавать их основные различия;

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные  и согласные звуки и буквы их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким   знаком;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и   словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным    шрифтом;

- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не    расходится с произношением;

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

- правильно писать формы букв  и соединения между ними;

- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически.

К концу 3 класса учащиеся должны знать и уметь:

знать:

- Правила правописания слов с изученными орфограммами.

- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

- Главные члены предложения.

- Состав слова.

уметь:

-Различать приставки и предлоги.

-Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

-Разбирать предложения по членам предложения.

-Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу.

-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

-Писать правильно слова с удвоенными согласными.

-Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

-Определять число, время глаголов.

-Писать НЕ с глаголами.

-Работать со словарем.

-Группировать и подбирать слова на определенные правила.

-Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

-Составлять рассказы по картинке.

К концу 4 класса учащиеся должны:

Обучающиеся должны знать:

Звуки и буквы.

Алфавит.

Состав слова.

Образование слов (простейшие случаи).

Главные и второстепенные члены предложения.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Обучающиеся должны уметь:

Писать слова с изученными орфограммами.

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Различать падежи.

Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.

Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных, местоимений.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Различать типы склонений имен существительных.

Распределение  занятий по четвертям.

Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

1

9

7

10

8+1

35

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

по курсу

 «Занимательная грамматика» во 2 классе

(по пятницам)

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Личностные

Универсальные учебные действия

Метапредметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

4.09

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование.

1 ч.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Имеют желание заниматься;

Проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

Осуществляют анализ, сравнение, классификацию.

Проявляют способность контролировать свои действия.

Строят логическую цепь рассуждений.

Проговаривают последовательность действий на занятии.

Учатся работать по предложенному плану.

Строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.

2

11.09

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

1 ч.

Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твёрдости (без терминологии).

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных.

Наблюдать и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, ю, я).

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

Задаются вопросом «Какое значение, смысл для меня учение?» и умеют находить ответ на него.

Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Осуществляют выбор эффективных  способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Принимают и сохраняют учебную задачу: осуществляют последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

3

18.09

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

1 ч.

Моделировать звуковой состав слова.

Контролировать этапы своей работы. Оценивать процесс и результат выполнения задания.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Осуществляют поиск нужной информации в учебных пособиях.

Ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи.

Адекватно воспринимают оценку учителя;

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Строят понятные для слушателей высказывания.

Умеют задавать вопросы.

Формулируют простые выводы.

4

25.09

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

1 ч.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ( с –з, ш – ж, з – ж, р – л, ц – ч и т.д.).

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.

Проявляют интерес к учебному материалу.

Осуществляют анализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных); проводят сравнение.

Осознают конкретную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и учащихся.

Строят устно свободные высказывания.

5

2.10

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются

Игра – сказка “Пропавшие имена”.

1 ч.

Освоение знаний о звуках,  знаково-символической системе.

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Проявляют интерес к учебному материалу.

Проводят сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям).

Осуществляют моделирование.

Умеют контролировать свои действия, проверять написанное.

Описывают объект, используя выразительные средства языка.

6

9.10

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”

1 ч.

Осмысление  понятий  «слово», «знак», «знак-символ».

Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Осознают необходимость знаний и умений, проявляют старание в самостоятельной деятельности.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий  с использованием учебной литературы.

Принимают и сохраняют учебную задачу, ищут пути её решения.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве с коллективом.

7

16.10

Грамматическое домино”.

Игры Деда Буквоеда.

1 ч.

Освоение знаний о звуках,  знаково-символической системе.

Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи.

Сохраняют положительную мотивацию к учёбе; ориентируются на понимание причин успеха в работе.

Умеют, осуществляют учебную задачу.

Принимают и сохраняют учебную задачу, ищут пути её практического решения; оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

Используют речь для регуляции своей рабочей деятельности.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

8

23.10

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

1 ч.

Переводить слово звучащее в слово написанное.

Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме.

Имеют желание учиться, осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений.

Производят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проявляют способность интерпретировать полученные знания.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

9

30.10

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”праздничный урок. Обобщение изученного материала.

1 ч.

Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями.

Адекватно судят о причинах своего успеха, неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Осуществляют поиск нужной информации в учебном пособии;

Понимают знаки, символы, модели приведённые в учебном пособии.

Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Учатся разрешать конфликт: выявляют идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решения и реализуют его.

10

2четверть

13.11

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

1 ч.

Формировать умения устанавливать связь слов в предложении.

Ставить вопросы к главным членам предложения.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Применяют освоенные способы действия; адекватно воспринимают комментарий результатов деятельности со стороны учителя.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов; строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать уточняющие вопросы; правильно оформляют свою мысль в устной форме речи.

11

20.11

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правило переноса.

1 ч.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Произносить слова с делением на слоги.

Составлять предложения по картинке с употреблением слов разной слоговой структуры.

Осознают необходимость самосовершенствования; оценивают собственную деятельность

Овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливать причинно- следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи; проявляют доброжелательность в диалоге, деловом сотрудничестве.

12

27.11

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

1 ч.

Выделять в контексте звучащей речи отдельные предложения.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной и письменной речи одно предложение отделяется от другого.

Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения

Осознают необходимость самосовершенствования; проявляют доброжелательность в  общении с учителем и одноклассниками.

Умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

Формулируют собственное мнение и позицию.

13

4.12

«Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

1 ч.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; проявляют интерес к учебному материалу.

Осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); проводят сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); осуществляют моделирование.

Осознают конкретную задачу; умеют контролировать свои действия.

Строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.

14

11.12

Играем в загадки. Технология составления загадок.

1 ч.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Наблюдать, сравнивать, устанавливать изменение лексического значения слова с изменением одного звука (буквы) в слове.

Наблюдать в речи за загадками (признаками описываемого предмета), стихотворениями (рифма)

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Осуществляют поиск нужной информации в учебных пособиях.

Ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение.

Адекватно воспринимают оценку учителя. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулировать простые выводы.

15

18.12

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

1 ч.

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Воспринимают русский язык как явление национальной культуры.

Умеют самостоятельно выделять познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Ставят  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. и того, что ещё неизвестно; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Составляют план и последовательность действий.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими, коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника.

16

25.12

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

1 ч.

Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности.

Умеют действовать по алгоритму; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ. сравнение. классификацию, делают вывод.

Адекватно воспринимают комментарий результатов деятельности со стороны учителя.

Выстраивают коммуникативно-речевые действия.

17

3четверть

15.01

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

1 ч.

        Наблюдать над ролью словесного ударения в слове.

Определять ударение в слове.

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём.

Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове.

Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования.

Выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии; и преодолению препятствий; владеют самоконтролем.

Участвуют в учебном диалоге; соблюдают грамматические нормы письменной речи.

18

22.01

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

Добрый “волшебник” - Ударение.

1 ч.

Работать с орфографическим словарём.

Осознают  необходимость знаний и умений; проявляют старание в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учёбе; ориентируются на понимание причин успеха в работе.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Принимают и сохраняют учебную задачу, ищут пути её практического решения; оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве с коллективом; используют речь для регуляции своей рабочей деятельности.

19

29.01

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

1 ч.

Наблюдать и сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь).

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как тень, лось, пеньки.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость (мягкость) согласного звука.

Контролировать свои действия при письме при обозначении мягких согласных звуков, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Ориентируются на понимание причин успеха в учёбе. Выражают желание осваивать новые приёмы и действия, достигать положительных результатов труда

Самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность, сопоставляют выполненную работу  с образцом.

Обосновывают высказанное суждение; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи, соблюдая грамматические нормы.

20

5.02

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

1 ч.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать условные обозначения (транскрипцию) твёрдых и мягких согласных

Осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования.

Овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливать причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; формулируют простые выводы.

Проводят работу по предложенному плану, используя необходимые средства; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Строят понятное для слушателей высказывание. задают уточняющие вопросы.

21

12.02

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””.

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Понимают значение границ собственного знания и незнания. Осознают необходимость самосовершенствования. Адекватно судят о причинах своего успеха-неуспеха в учении.

Овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оформляют речь в соответствии с грамматическими нормами; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения,  следуют им.

22

19.02

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Применяют освоенные способы действия, адекватно воспринимают комментарий результатов деятельности со стороны учителя.

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов; формулируют простые выводы. используют в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; правильно оформляют свою мысль в устной форме речи.

23

26.02

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

1 ч.

Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова.

Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова.

Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными.

Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах и в объяснении правописания этих слов.

Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Осуществляют поиск нужной информации в учебном пособии. Осуществляют анализ,  сравнение.

Адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулировать простые выводы.

24

4.03

Приключения в стране “Имя существительное”.

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Понимают значение границ собственного знания и незнания. Осознают необходимость самосовершенствования. Адекватно судят о причинах своего успеха-неуспеха в учении.

Овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оформляют речь в соответствии с грамматическими нормами; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения,  следуют им.

25

11.03

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

1 ч.

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова в двусложных словах. С безударными гласными и в объяснении правописания этих слов.

Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова,  при правописании безударной гласной вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).

Наблюдать за особенностями стихотворного текста, загадок

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; проявляют интерес к учебному материалу.

Осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводят сравнение; осуществляют моделирование.

Осознают конкретную задачу; умеют контролировать свои действия, проверять написанное.

Строят устные свободные высказывания. удерживая логику изложения.

26

18.03

Приключения в стране “Имя прилагательное”.

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения.

Удерживают цель деятельности до получения её результата. контролируют свои действия, проверяют написанное.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

27

25.03

Дружба имени существительного с прилагательным

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Удерживают внимание при решении учебной задачи; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Используют речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строят небольшое монологическое высказывание на заданную тему.

28

8.04

Дружба имени существительного с именем прилагательным.

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Понимают значение границ собственного знания и незнания. Осознают необходимость самосовершенствования. Адекватно судят о причинах своего успеха-неуспеха в учении.

Овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Удерживают цель деятельности до получения её результата. контролируют свои действия, проверяют написанное.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

29

15.04

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

1 ч.

Называть предметы окружающего мира.

Произносить (читать) слова, называющие эти предметы.

Объяснять, чём различаются предмет и слово, его называющее.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Соотносить терминологию (имя существительное, имя прилагательное, глагол) с признаками этих частей речи (понимание, без заучивания).

Наблюдать за словами, обозначающими одушёвленные предметы и неодушевлённые.

Составлять предложение с заданным словом.

Составлять предложения, рассказ по картинке.

Наблюдать за особенностями загадок — употребление прилагательного для описания предмета.

Наблюдать за особенностями сказки.

Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Осуществляют поиск нужной информации в учебном пособии. Осуществляют анализ,  сравнение.

Адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулировать простые выводы.

30

22.04

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слова на  букву …”

1 ч.

Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл.

Находить слова, близкие по значению.

Составлять словосочетания.

Выделять междометия в речи.

Осознавать роль междометий в речи.

Называть примеры междометий.

Составлять предложения с междометиями.

Объяснять значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологизмами.

Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.

Проявляют учебно-познавательный интерес; понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием  литературы.

Мобилизуют в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Строят высказывания на заданную тему с использованием простых распространённых предложений; продумывают ответы перед их озвучиванием вслух.

31

29.04

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно  говорить.

1 ч.

Читать пословицы и поговорки и объяснять их смысл.

Находить слова, близкие по значению.

Составлять словосочетания.

Выделять междометия в речи.

Осознавать роль междометий в речи.

Называть примеры междометий.

Составлять предложения с междометиями.

Объяснять значение фразеологизмов.

Составлять предложения с фразеологизмами.

Находить слова, употреблённые в прямом и переносном смысле.

Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения.

Удерживают цель деятельности до получения её результата. контролируют свои действия, проверяют написанное.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

32

6.05

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

1 ч.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).

Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Находить в тексте образные сравнения.

Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.

Составлять предложения с заданными словами.

Подбирать слова в рифму.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Осуществляют выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самостоятельно создают способы решения проблем

Оценивают результат работы, определяют, что  уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

33

13.05

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

1 ч.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).

Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Находить в тексте образные сравнения.

Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.

Составлять предложения с заданными словами.

Подбирать слова в рифму.

Применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения поставленных задач.

Осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; формулируют простые выводы.

Оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Строят устное для слушателей высказывание. задают уточняющие вопросы.

34

20.04

Крылатые слова и выражения.

1 ч.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

Составлять предложения, небольшой текст, используя однокоренные слова (формы одного и того же слова).

Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Находить в тексте образные сравнения.

Находить в тексте слова с переносным значением и объяснять их смысл.

Составлять предложения с заданными словами.

Подбирать слова в рифму.

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учёбе.

Осуществляют выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Самостоятельно создают способы решения проблем

Оценивают результат работы, определяют, что  уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

35

27.04

Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…» Секреты родного языка.

1 ч.

Осознавать значимость положительных качеств человека и важность искоренения отрицательных черт характера

Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, интерес, желание больше узнать.

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждения.

Удерживают цель деятельности до получения её результата. контролируют свои действия, проверяют написанное.

Выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Учебно-методическое обеспечение

Литература:

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996

4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

6. Журналы: “Начальная школа”.

7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”,    2003 г.

8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  1. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.

Дидактический материал

  • Тетради
  • Файлы с заданиями
  • Презентации по тематике

Оборудование     Компьютер, Веб-камера, сканер, принтер, интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 2 класс

Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработанадля занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС  начального общего образования....