План-конспект урока по русскому языку 3 класс ПНШ "Существительные 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Костромцова Марина Станиславовна

План - конспект по русскому языку.  3 класс ПНШ " Существительные 3 склонения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Существительные третьего склонения».

Цель:  учить детей распознавать существительные  3 - его склонения, отличать их от  существительных  м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также  изменять существительные 3 – его склонения по падежам; познакомить с новым для них устойчивым выражением «как аршин проглотить».

Задачи урока:

Добиться осознания того,что у одного типа склонения одинаковые окончания;

что ударные и безударные окончания  при этом пишутся одинаково.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов; развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Тип урока: общеметодологической направленности(формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно- репродуктивный метод; беседа; фронтальная , самостоятельная, работа в парах, работа в тетради, работа с толковым  и обратным словарями.

                                      Ход урока

I.Орг.момент (Эмоциональный настрой)

II.Актуализация знаний

- Какую большую тему изучаем? (Скл.Имен существительных)(слайд1, щелк)

- Что называется склонением? (щелк, щелк)

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся к первому склонению?  - Приведите примеры. (щелк)

 - Какие существительные относятся ко второму склонению?   Приведите   примеры.(щелк)

 - А к третьему? Приведите примеры.(щелк)

III. Определение темы и целей урока (слайд 2 )

-  Ребята, какие склонения подробно мы уже рассмотрели? (I и II склонения) (щелк)

- Определите по содержанию тему сегодняшнего урока? ( Существительные III склонения. ) (щелк)

-Откройте учебник на стр.125, отметьте закладкой.

- Запишите в тетрадях: число, Классная работа.

 - Что же мы узнаем на уроке  Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи .   (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)

- Мы будем учиться находить  существительные третьего склонения, отличать их от других существительных и, конечно, изменять их по падежам.

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ

Работа по теме урока.  

- Откройте учебник на нужной странице.

а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

 -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

 - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

 - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

 - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

 - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница?

( Миша неправильно понял устойчивое выражение).

А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю, слайд 3)

 - К какому словарю  нужно обратиться?

(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф)(щелк, щелк)

-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 (Настя Крутикина читает громко! )

Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

- А что же такое Аршин? «Аршин»)

(Настя  продолжает):

Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет

двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил»

б) Ответы детей на поставленные вопросы.   

  - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

- Какого они рода?

- Какие у них окончания в начальной форме?

- К какому склонению относится слово медведь? (II cкл.)

- А существительное лошадь?(III cкл.)

-А в чем особенность сущ. III cкл.? ( принадлежность к ж.р. и  ь)

  - Давайте найдем этому подтверждение.(слайд 4, щелк, щелк)

( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).

Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной     форме относятся к IIIсклонению.

  - Так какие существительные относятся к  III склонению?

в)  Работа по учебнику

Выполнение упражнения  №117 с. 126.

Цель данного упражнения научить детей распознавать и склонять существительные  III склонения. В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и.

( учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

 (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли  условное обозначение «Я – А».)

Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

 - Какие существительные третьего склонения вы нашли?

 -  Значение всех ли слов вам понятны?(слайд 5, щелк, щелк, щелк)

-  Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.)

(Объясняется значение слова: выпь.)

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель 

Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и).

Взаимопроверка.

И.п.  Жизнь, степь

Р.п. Жизни, степи

Д. п.  Жизни, степи

В.п. жизнь, степь

Т.п. Жизнью, степью

П.п. о жизни, о степи

- В каких падежах  сущ-е III склонения имеют окончание -и?( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

Дети читают плакат Летучей Мыши

Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.

 

-Расскажите правило друг - другу по парам

 

V. ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз и пальчиков)

в) Работа с учебником

С. 127 №118 . Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных I и II  склонения на примере слов медведь и лошадь.

- Читайте задание про себя.

- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении ? (разные)

- Что интересного вам удалось обнаружить?

(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)

- чтобы подтвердить это выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно подтверждают, что существительные II и III склонения  изменяются по- разному. Выделяют окончания

И.п.  Парус              запись

Р.п.   паруса            записи

Д. п.  парусу            записи

В.п.   парус              запись

Т.п.   парусом          записью

П.п.  о парусе          о записи    Проверка, документкамера

- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )

С. 127  № 119   Цель данного упражнения – научить детей самостоятельно определять склонение существительных с основой на мягкий согласный, с Ь на конце.

- Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать?

 - Определите одушевленность/неодушевленность сущ.  сухарь и соль.

 затем, определив род, ученики отвечают на вопрос, какое из них II  склонение, а какое - III склонение.

 

Далее они подтверждают это письменно, склоняя эти слова и выделяя падежные окончания. Склоняя существительные, дети проверяют правильность выбора буквы окончания по таблице упр. 118 (по образцу).

- Удалось подтвердить наше предположение?

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

(слайд 6, щелк)

-Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в

начальной форме  от существительных  женского рода с нулевым окончанием.  Учились изменять существительные третьего склонения по падежам.)

-А для чего нам нужны эти знания? (Чтобы не допускать ошибок в  написании падежных окончаниях имен существительных.)

На уроке:

- я узнал…

-у меня получилось…

-мне захотелось...

 

VI.Рефлексия (Учитель предлагает подвести итоги, продолжив предложения):

(слайд 6, щелк)

 - А теперь давайте  с вами  дадим оценку нашей работе. Оцените каждый свою работу:       нарисуйте смайлик

 - если вы всё поняли, вам всё удалось, всё понравилось.

 - если есть вопросы, на которые вы хотели бы найти ответ.

-  если вам было трудно.

 - Молодцы, спасибо за урок!      

 

VIII.Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

(слайд 7щелк, щелк)

Д.з. Уч. с. 128 № 120 ,  правила  на с.126 – 127. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Склонение имен существительных Изменение слова по падежам и числам 1 склонение М.р . и Ж.р . -а, -я 2 склонение М.р - . С.р . –о, -е 3 склонение Ж.р .-

Слайд 2

Существительные третьего склонения

Слайд 3

Фразеологизмы- устойчивые выражения ПРОГЛОТИЛ АРШИН Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь

Слайд 4

Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к III склонению

Слайд 5

Выпь Ночная болотная птица ,из семейства цапель

Слайд 6

Я сегодня на уроке учился ____________. У меня получилось___________________. Я испытывал затруднения, когда _________________ . С каким настроением я заканчиваю урок

Слайд 7

Д омашнее задание У.с.128, упр.120, с.126- 127, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....