Правописание безударных гласных в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Утяшева Светлана Анатольевна

Урок русского языка, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne.docx156.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Урок русского языка

2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Учитель начальных классов:

Утяшева Светлана Анатольевна

Соликамск, 2015 г.

Цель: формировать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Задачи:

•  уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

•  развитие орфографической зоркости;

•  развитие внимания, мышления, речи

  Тип урока:  

•  урок закрепления и обобщения знаний.  

Оборудование:  

•  индивидуальные карточки с заданиями;

•  схема с основными вопросами урока;

•  алгоритм проверки безударной гласной;

•  сигнальные карточки;

•  карточки для самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

В школе прозвенел звонок,          Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,                                Ни минутки не теряем.

Девочки, тихо садитесь.

Ещё тише мальчики.

- Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу. 

2 сл. - Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем.

Ктоищетрудность,находитмудрость.  (Кто ищет трудность, находит мудрость.)

-Как понимаете смысл этого высказывания? (Если выполняем какое-то, даже трудное задание, то становимся от этого только мудрее, опытнее)

-Значит, надо ли пугаться трудностей? (Нет, надо учиться их преодолевать.)

-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.

 -Знаете ли вы, какая птица является символом мудрости, ума?     Сова будет помогать нам. Она сегодня у нас в гостях. Она приготовила для вас трудные, но интересные задания.

II. Постановка проблемы урока  

•  Подготовить детей к закреплению изученного материала через постановку проблемной ситуации.

  – Сова поделилась со мной одной историей. Хотите узнать какой? Тогда слушайте.

3 сл.  Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

4 сл. Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.  

– Почему так получилось? (Дима написал неправильно слово «мяч»)

– Какое правило не знал Дима? (Как проверить безударную гласную в корне слова)

Какое правило вы бы могли рассказать Диме?

Если буква гласная 
Вызвала сомнение, 
Ты её немедленно 
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.

– Как правильно записать это слово?   

III. Постановка темы и цели урока  

6 сл.–Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какую цель поставите перед собой? Чему будем учиться? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)  

- Для чего вам это нужно? (Чтобы быть грамотными, образованными людьми. Быть достойными учениками школы №2, достойными гражданами нашего замечательного древнего города Соликамска)

Начнём добиваться поставленной цели.

Работа в парах

7 сл. Рассмотрите транскрипции слов. Найдите безударный гласный звук в корне каждого слова. Поработайте в паре. Назовите его (И)

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

Какой буквой может обозначаться на письме звук [и]? (и, е, я) сл.8.

Как узнать, когда надо писать букву и, е, я? (Надо проверить) Как?

Подберите проверочные слова, первый вариант подбирает проверочное слово, изменяя форму слова, 2 вар. – подбором родственного слова. Проверка

Кто справился с заданием? У кого задание вызвало затруднение? Как будем выходить из затруднения? Что надо было вспомнить, чтобы выполнить задание? (Алгоритм проверки безуд.гласной в корне.

  • Прочитай слово.      
  • Поставь ударение.
  • Выдели корень. – Зачем? ( Гласная в слабой позиции может стоять в любой части слова)
  • Определи безударную гласную.
  • Подбери проверочное слово.      Дети встают в нужном порядке. (3 группы, остальные встают, если правильно)

Пробное задание. Записать слова, выделить орфограммы

  • Гн[и]здо, л[и]док, л[и]сок, р[и]ды, скр[и]пач, л[и]цо, с[и]лач, т[и]жёлый.
  • Уч.с.89, у.1 –  с подсказкой на доске с обратной стороны. В каких словах для проверки без.гл.в корне поменяли форму слова, где подобрали родственные слова?

Проверка, оценка

Что необычного заметили? Какой буквой может проверяться безударная буква е в корне? В каких словах вы это заметили?

Сова приготовила для вас задание.

Разгадайте ребусы (Стоя – мячи)

В лесной школе Совушки – совы эти слова ученики написали под диктовку. Вот что из этого вышло.

Совушка – сова предлагает вам на время стать учителями и проверить этот диктант. Все ли слова написаны правильно?

Вада, трова, слова, сава. (каждый объясняет своё слово в группе -1 куратор, ответственный раздаёт слова, проверяет грамотность)

 Оценка работы группы. Проверка

Какой без.гл.звук во всех этих словах? (а) Какой буквой на письме обозначен  этот звук?

-Сколько слов ученики Лесной школы написали правильно?  Одно

-Какое? Слова.

-Что вы посоветуем ученикам лесной школы?

    Выучить правило и научиться его применять. Вывод. Мало знать правило, надо уметь его применять. 

15 сл.– А для этого ответим на главные вопросы нашей темы. (В группах, фломастеры)

E:\урок четверг\что,где, как.jpg

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)  

Кто знает правило? Кто умеет его применять?

Проверка. Оценка работы в группе ответственными

16 сл. Для тех, кому ещё нужно тренироваться – уч. С.89, упр.2

Для уверенных в своих силах, кто уже умеет применять правило  - т.с.28 у.40.

Проверка. Оценка

 РЕФЛЕКСИЯ

 Назовите тему, цель.

Кого не испугали трудности на уроке? Кто их преодолел и достиг цели? Что узнали на уроке? У кого остались затруднения?

Встаньте, если вы согласны с фразой.

1. Я знаю, как правильно обозначить безударную гласную в корне слова  

2.  В самостоятельной работе у меня всё получилось

3. Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была)

4. Я доволен своей работой на уроке

5. Задания вызывают у меня затруднение, я продолжу работу на следующем уроке и обязательно справлюсь

Итог. Урок подходит к концу. Сове пора улетать домой. Давайте подарим сове на память о нашем уроке стихотворение. Но подарок еще не совсем готов. Вставьте в слова безударную гласную. Поработайте в парах. Но вначале послушайте это стихотворение.

 После чтения словарная работа: косматый

Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

                        К. Шилов

После работы в парах проверка на доске

Сова благодарит вас за урок, за прекрасный подарок и в память о нашей встрече тоже желает подарить вам маленькие подарочки – символы ума и мудрости, потому что она считает, что опыт, приобретенный на уроке помог стать вам чуть умнее, мудрее.

Д/з по выбору т. с.28 у. 39, с.29 у.42.

E:\урок четверг\безударные-гласные-сова.jpg


[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________

[л'иса]

[р'ика]

[п'итно]

лисá

рекá

пятнó

лисá  - _______________, ______________

рекá - _______________, _______________

пятнó - _______________, ______________


Прочитай слово.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

Поставь ударение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Вада трова слова сава

 Подбери проверочное слово.

Вада трова слова сава

Вада трова слова сава

Вада трова слова сава

Вада трова слова сава

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

         Ушастая с_ва
Днём в в_твях
С_сны  к_сматой,
Возле самого ств_ла,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая с_ва.

лисá

рекá

пятнó

лисá  - лúсы, лúсонька

рекá - рѐки,рѐчка

пятнó - пя́тна, пя́тнышко

15.10.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...