Рифмовки на изучение правил русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Тимошенко Наталия Геннадьевна
Рифмовки на изучение правил русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки речи.

        

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт.

Звук получается гласный.

А согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Большая буква в именах собственных.

Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Мила, Валя,

Коля, Ира, Алексей        

И Серёжа и Андрей!        

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Шуя и Москва.

Кошка Пушинка,  

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красотка синичка.

Как напишешь клички?

Парный согласный звук.

Если слышишь парный звук,                  

Будь внимательным, мой друг.                

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.                

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.                

А тетрадка? – Нет тетрадок.        

Зубки! Изменили – зубы.        

Шубки! Проверяем – шубы.

Звук согласный проверяй,        

Рядом гласный подставляй!

Ждём снежинок и салазок,

И побольше чудных сказок.

Непроизносимый согласный звук.

Порой в совах встречаются                        

Ужасные согласные.                                

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам …                        

Не чудесно, не прекрасно,                

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Разделительный мягкий знак.

День, динь, сон, тень,                                 Перед  Е, Ё, И, Ю, Я

Сыр, сок, лось, лень,                                 Я в корнях стою, друзья.

Нос, нёс, рыть, ныть,                                 Воробьи, семья, жильё -

Кон, конь, шум, шить.                                Перед  Я, Ю, И, Е, Ё.

Ты скажи, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.

Разделительный твердый знак.

Было сели, стало съели.                                 

Догадаться вы сумели,                                 

Почему случилось так?                                

Кто виновник?         

Твёрдый знак.                                  

Сочетания ЧК - ЧН

Речка, ночка, строчка,                                Знаем мы наверняка,

Точка, почка, дочка,                                Где ЧН, а где ЧК -

Срочный, булочный, ночной,                 Мягкий знак не пишется,

Точный, шуточный, речной.                        Даже если слышится!

Ударение.

Сколько в слове гласных –                         

Столько и слогов.                                

Это знает каждый                                

Из учеников.                

Ударный слог, ударный слог …

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом.

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Поставь по ударение.                        

Правописание приставок на согласную.

        Ты запомни, что приставки

        Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-

        Перед гласными глухими

        Быстро сменят З на С.

Род имен существительных.

Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, - моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно, моё: моё окно, село моё.

Время глаголов.

Прошедшее время –                         

То, что прошло:                                

 «Вчера мы писали»,                        

 «Солнце ушло».                                

Настоящее время                         

Приходит теперь:                          

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Ещё не пришло:

«После уроков

Пойдём мы в кино».

Спряжение глаголов.

Гнать, держать,                                 Ко второму же спряжению

Смотреть и видеть,                                Отнесём мы без сомнения,

Дышать, слышать,                                Все глаголы, что на – ИТЬ,

Ненавидеть,                                        Исключая только брить,

И зависеть, и вертеть,                        И ещё: смотреть, обидеть,

И обидеть, и терпеть.                        Слышать, видеть, ненавидеть,

Вы запомните, друзья,                        Гнать, держать, дышать, вертеть,

Их на – Е – спрягать нельзя!                И зависеть, и терпеть.

 

Не с глаголами.

Не с глаголом отдельно пиши:

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил – не делай,                

Не знаешь – не спеши.                                

С глаголами отдельно                                 

Частицу НЕ пиши.                                 

Однородные члены предложения.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

                                Сочетания ЧА – ЩА

ЧА и ЩА,  ЧА и ЩА –                         

Роща, чаща и свеча.                        

Пища, туча, саранча –                          

С буквой А и ЧА и ЩА.                

                                

Мягкий знак.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак.

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть – получим шест,

Вместо есть – получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками уголки,

Банька в банку превратится!

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

                                Сочетания ЖИ – ШИ.

Лыжи, мыши и ужи,                                

Шины, ёжики, чижи.                                

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ                                

С буквой И всегда пиши.                                                        

                                Кружить, служить, дружить и жить,

                                Спешить, шипеть, смешить и шить.

                                Все сочетанья ЖИ и ШИ

                                Ты только с буквой И пиши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по итогам изучения курса русского языка за 3 класс по программе «Школа 21 века».

 Анотация ЦОР - итоговый тест по русскому языку за 3 класс по программе «Школа 21 века» Тест по итогам изучения курса русского языка за 3 класс по программе «Школа 21 века». Тип ресурса: контрольная (...

Механизмы формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.

Уроки  русского языка  в начальной школе  направлены  на овладение средствами языка и механизмами речи. А это не что иное как,  коммуникативная компетенция – одна из важ...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Изучение фразеологии русского языка в начальной школе

В данной статье представлена методическая система по ознакомлению младших школьников с русской фразеологией, разработанная автором после изучения и анализа лингвистической и методической литературы, п...

Детские работы по изучению правил русского языка.

Дети любят рисовать. Через увлекательные картинки  дети  с увлечением демонстрируют свои знания правил правописания.Учитель и другие ребята смогут оценить работу,  исправить ошибки и не...

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе изучения фактов русского языка.Данная работа будет интересна учителям начальных классов и учителям русского языка....

Использование пословиц и поговорок при изучении правил русского языка в начальных классах

Использование пословиц и поговорок при изучении правил русского языка в начальных классах....