Урок письма по теме "Письмо строчной буквы т". 1 класс. "Планета Знаний"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Забродина Анна Николаевна

Урок письма по программе "Планета Знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте (письмо).  1 класс.

 Тема: «Письмо строчной буквы т»

Описание: Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний». В.А. Илюхина «Пропись №3» к «Букварю» Т.М. Андриановой).

Цель: научиться писать строчную букву т

Задачи:

1. Образовательные:

- Формировать умение писать букву т;

- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;

- Закреплять написание изученных букв

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма: Проблемно – диалогическая игра – путешествие

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или  

  письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать  им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

  неуспеха в  учении

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

2. Актуализация  знаний

3. Постановка учебных задач (тема, цель).

4. Реализация построенного проекта

а) Выделение элементов буквы т

б) Написание буквы т

Физминутка

(пальчиковая)

в)Написание слогов и сочетаний с буквой т

г) Написание слов с буквой т

Физминутка

(для глаз)

д) перевод печатного текста в письменный

5Рефлексия учебной деятельности.

Учитель вместе с детьми говорит стихотворение

Обращение к детям:

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

И пенал, и тетрадка?

-Для чего нам нужно выполнять эти правила?

- Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на соседа, улыбнитесь ему. А теперь подарите свою улыбку и мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

- Что бы вы пожелали друг другу на уроке обучения грамоте?

Обращение к детям:

- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! Поэтому девизом нашего урока будут буквы Пкчаг (зашифрованные слова).

- Назовите девиз нашего урока

Учитель читает:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

-Ребята! Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

СЛАЙД № 1(картинка зимнего леса)

Учитель задаёт вопросы:

Кого мы там можем увидеть? Отгадайте!

- Кто отправится в полёт,

В клюве веточку несёт?

- Как одним словом сказать,  кто это?

- Мы сегодня будем в гостях у зимующих птиц, они будут давать нам задания, а мы будем их выполнять.

СЛАЙД №2

(картинки птиц)

Учитель даёт задание:

-Откройте кассы букв и выложим из букв слово ПТИЦЫ

СЛАЙД №3 (слово ПТИЦЫ)

Учитель показывает на слайде образец:

-Давайте проверим.

-Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

-Оцени себя! (Ученик у доски оценивает себя)

Учитель задаёт вопросы:

- Сколько звуков в слове?

- Назовите  буквы в слове?

- Назовите их

Задание детям:

- Откроем Прописи на с.16 и запишем слово птицы

Учитель задаёт вопросы:

- Почему мы не можем записать это слово?

- А вы хотите её научиться писать?

- А в жизни, где это умение вам пригодится?

Учитель задаёт вопросы:

- Какая тема нашего урока?

- Чему мы должны научиться?

- Как мы будем это делать?

Составим алгоритм.

Учитель загадывает загадку:

- Первое задание вам даёт, угадайте кто?

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.

СЛАЙД №4 (изображение сова)

Учитель даёт задание:

- Я предлагаю поработать в парах. Давайте вспомним правила работы в парах

Задание для парной работы:

- Назовите элементы, из которых состоит буква т

- Давайте проверим. Назовите элементы, из которых состоит буква т

- Правильно! Оцени свою работу в паре

- Поднимите руки те пары детей, которые нашли все элементы букв. Молодцы!

- А на какую букву похоже написание буквы т?

 Учитель задаёт вопрос:

- Может мне кто – то поможет рассказать, как писать букву т

СЛАЙД №5 (буква т)

Учитель предлагает оценить работу

- Оцени себя!

Учитель даёт задание:

- На образце сделайте графический разбор буквы

Учитель вместе с детьми проговаривает слова и делает движения

 Вспомним правила просадки при письме

Задание детям:

- Пишем букву т до конца строчки, проговаривая алгоритм написания буквы

Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание даёт вам, угадайте кто?

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

СЛАЙД №6 (изображение сороки)

Задание детям:

- Возьмите простой карандаш  и найдите буквы, которые написаны так же, как в образце. Поставьте точки под этими буквами.

- Поднимите руку те дети, у которых такие буквы есть.

На полях поставьте знак «+»

Учитель задаёт вопрос:

- Что было в написании трудным?

- Давайте эти трудности будем преодолевать. Угадайте с кем?

Учитель загадывает загадку:

По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой!

СЛАЙД №6 (изображение дятла)

Задание детям:

- Найдите правильную букву т, а остальные зачеркните

Учитель задаёт вопросы:

- Какая это будет буква по счёту?

- Поднимите руку, у кого также? Молодцы!

На полях поставьте знак «+»

-Кто ошибся?

- Что тебе показалось трудным?

- Вы близки к успеху!

- Чему мы сейчас учились?

- Посмотрите на следующую строчку. Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?

Учитель загадывает загадку:

- Угадайте, про какую птицу можно сказать так:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

СЛАЙД №7 (изображение снегиря)

Задание детям:

- Снегирь даёт вам задание прочитать слоги и сочетания на следующей строчке

- Напишем эти слоги и сочетания, объясняя соединения буквы т с другими буквами, соблюдая 4 условия

Учитель задаёт вопрос:

- Какие условия мы должны соблюдать при письме?

Задание детям:

-Пишем слоги и сочетания, используя приём «Веду за собой»

- Оцените свою работу  по 4 условиям. Поднимите руку те дети, у кого все условия грамотного письма выполнены.

Поставьте на полях знак «+».

- Почему у тебя не получилось?

- Где ты ошибся?

Учитель предлагает игру:

 - Давайте поиграем в игру «Договори до словечка»

Задание детям:

- Прочитайте слово в следующей строчке

- А сейчас прочитайте его справа налево. Оно читается одинаково. Такие слова мы будем называть слова – перевёртыши. А кто ещё знает такие слова?

- Я предлагаю вам право выбора: вы можете записать  слово тут по точкам, а кто – то может уже самостоятельно напишет это слово до конца строчки.  Пишем красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Оцените свою работу. Поставьте знак «+», кто написал красиво, чисто, аккуратно, грамотно

-Чему мы сейчас с вами учимся?

Задание детям:

- Решите задачу и запомните те слова, которые начинаются  на букву т:

- Ты да я,  да мы с тобой. Сколько нас?

- Какие слова на букву т вы запомнили?

- Запишите эти слова самостоятельно, глядя на образец в прописи или на слайде

- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.

- Какие трудности при написании вам встретились?

Задание детям:

-Разгадайте ребус и вы узнаете, какая птица вам скажет следующее задание

- Читаем слова в последней строчке в прописи

- Приготовьте сигнальные карточки

-В каких словах звук [т] произносится мягко, а в каких твёрдо (зелёный квадрат – мягкий согласный, синий квадрат – твёрдый согласный)

- Напишите слова самостоятельно, глядя на образец, соблюдая условия грамотного письма

- Оцените свою работу. Сравните с образцом и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.

- Какие трудности при написании вам встретились?

- Чему мы сейчас учились?

Двигаются только глаза

Учитель загадывает загадку:

- Следующее задание вам даёт,  угадайте кто это?

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?

СЛАЙД №8 (изображение соловья)

- А вы хотите услышать пение соловья?

(Звучит пение соловья)

Задание детям:

- Прочитайте следующее слово в прописи?

Учитель задаёт вопросы:

- Кто знает значение этого слова?

- А где можно узнать?

Учитель дополняет:

- Трутень - это крупное насекомое с огромными почти во всю голову глазами. У него мощные крылья. Нам людям его можно не бояться, у него нет жала. Они летают с большой скоростью. Питаются мёдом, которые приготовили пчёлы.

Задание детям:

- Запишите эти слова, переводя  печатные буквы в письменные, соблюдая условия грамотного письма

- Оцените свою работу. Сравните с образцом на доске и поставьте знак «+» если слово написано также как в образце.

- Какое умение мы сейчас развивали?

- Заканчивается прогулка в зимний лес.  Мы встречали птиц и выполняли их задания. Сосчитайте сколько плюсов, т.е. заданий вы сделали правильно?

- Поднимите руку те дети, которые выполнили  7 заданий правильно.

Молодцы!

- Какие затруднения были у вас?

- Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать!

Учитель задаёт вопрос:

- Как мы можем помочь пернатым?

Учитель проводит беседу: 

- Птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. Сделайте кормушки для птиц вместе с родителями. Прикрепите их у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. А весной они порадуют вас своим пением.

 

- Чему мы сегодня учились на уроке письма?

- Продолжи предложения:

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…

Я удивился…

- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите.

Зелёный – вы всё поняли на уроке, научились писать букву т.

Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки.

Красный – кому было трудно научиться писать букву т.

- Ребята! Вы молодцы!

Дети хором повторяют:

- Встанем мы тихонечко,

Сразу успокоимся.

На хорошую работу

Мы сейчас настроимся.

Дети проверяют готовность к уроку

Дети показывают своё настроение смайликами

Высказывания детей

Дети хором говорят:

- Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно

Дети отгадывают

- Птицы

Ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся на своих местах

Дети сравнивают с образцом

Самооценка.

Дети отвечают на вопросы

Ученик говорит:

- Мы не можем записать это слово

Дети отвечают:

- Мы не умеем писать строчную букву т

-Высказывания детей

- Дети отвечают

Дети отвечают на вопросы:

- Письмо строчной буквы т

- Учиться писать строчную букву т и соединять её с другими буквами.

- Узнаем, из каких элементов состоит буква т

- научимся  писать новую букву

- научимся писать её в соединении с другими буквами в слогах  или сочетаниях

- научимся писать её в словах

- научимся переводить из печатного текста в письменный.

Дети отгадывают:

- Это сова

- Дети рассказывают правила работы в парах

Работа в парах

Дети проверяют.

На слайде один из учеников показывает элементы буквы:

«наклонная линия», «бугорок», «качалочка», «крючок до середины»

Самооценка .

Дети оценивают работу в парах

- На букву п

Один из учеников на слайде  совместно с учителем показывают развёрнутый алгоритм написания буквы т:

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии и не доходя 1/3 сверху, «бугорком» уходим вправо, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку и опускаемся по наклонной линии, вновь поднимаемся по наклонной, с 1/3 сверху выписываем «бугорок». Опускаемся по наклонной вниз, выполняем «качалочку» и поднимаемся по крючку до середины

Самооценка.

Ученик говорит:

- 2 гнёздышка,

2 -1/3 сверху от рабочей строки, серединка

Ученик выходит к доске и показывает движения с пальчиками. Слова проговаривают хором:

-Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка.

А где же я? Да вот же я?

Наша дружная семья!

Руки? – На месте!

Ноги? – на месте!

Локти? – У края?

Спина? – Прямая!

Дети работают в Прописи на с.16

Дети отгадывают:

- Это сорока

Дети сравнивают буквы с образцом в тетради и на слайде, проверяют и ставят знак + на полях

- Высказывания детей

Дети отгадывают:

- Это дятел

Работа в прописи на с.16

- Первая буква

Самопроверка

Самооценка

- Мы учились писать строчную букву т

- Мы будем учиться писать букву т в слогах и сочетаниях

Дети отгадывают:

Снегирь

тв       тл       та

Дети говорят условия, которые они соблюдают при письме:

(на доске таблица ГЭНР)

Г – грамотно писать, без ошибок

Э – элементы писать правильно

Н – буквы писать наклонно

Р – не переходить за верхнюю и нижнюю линию рабочей строки

Дети пишут в тетрадях, один из учеников «ведёт» их за собой, проговаривая способы соединения буквы т с другими буквами

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

Высказывания детей

Дети договаривают слоги и сочетания до целого слова:

тв                  та

твой               танк

                        таз

тут      

тут

Дети называют слова

Дети выполняют по выбору задание в тетради

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

- Учимся писать букву т в словах

- Двое

- ты, с тобой

Дети самостоятельно пишут слова в тетради

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

Высказывания детей

Дети разгадывают ребус:  

40А -  сорока

Каток  нитки  канат

На партах зелёные и синие квадраты

Дети по очереди читают слова и показывают сигнальные карточки

Дети пишут самостоятельно

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

Высказывания детей

- Учились писать букву т в словах

Дети выполняют движения

Дети отгадывают:

- Это соловей

- Он очень хорошо поёт

- Да!

- Трутень

Дети затрудняются.

- В энциклопедии

- Найти в интернете

- Спросить у родителей

- Прочитать в толковом словаре

- Спросить у учителя

СЛАЙД №9 (изображение насекомого)

Дети пишут слова. Один ученик на доске

Дети оценивают свою работу

Самопроверка

Самооценка

- Переводили печатный текст в письменный

Дети смотрят в тетрадь и считают, сколько у них плюсов.

Дети поднимают руку.

Высказывания детей

- Высказывания детей

Дети читают стихи со СЛАЙДА №10

- Покормите птиц зимой!

- Учились писать строчную букву т и соединять с другими буквами в словах

Спросить 5-6 учащихся разного уровня

Дети поднимают кружки, оценивая свою работу

Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки.

Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки

Предметные УУД: знания о  буквах и звуках

Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах работы в парах

Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью

Предметные УУД: понятия - элементы буквы

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки, находить общие элементы в буквах

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом написания строчной буквы т

Регулятивные УУД: анализировать свою работу, находить ошибки

Познавательные УУД: умение

ориентироваться в прописи

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Предметные УУД: умение применять знания на практике

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: нахождение правильно написанной буквы

Регулятивные УУД: анализировать собственную

работу, находить ошибки

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Регулятивные УУД: выполнять последовательность необходимых операций

Предметные УУД: учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи

Регулятивные УУД: анализировать написание слогов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи

Личностные УУД: проявлять интерес к новому

Регулятивные УУД: получает возможность право выбора и планирует решение учебной задачи

Регулятивные УУД: анализировать написание слова в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины.

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Предметные УУД: научиться записывать слова, используя эталон в прописи

Регулятивные УУД: анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Познавательные УУД: умение ориентироваться в прописи

Предметные УУД: научиться записывать слова, используя, эталон в прописи

Регулятивные УУД: умение анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД: добывать новые знания, поиск информации

Личностные УУД: проявлять интерес к новому

Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы

Предметные УУД: перевод печатных  слов в письменный

Регулятивные УУД: анализировать написание слов в соответствии с эталоном, находить ошибки, устанавливать их причины

Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу

Личностные УУД: развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Список литературы:

Ксения Митителло/ Певчие птицы. Энциклопедия (со звуковым модулем). Ксения Митителло, Олег Хромушин.- Эксмо, 2013.- 256с.

О.В.Узорова/Игры с пальчиками.О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.-М.:ООО «Издательство Астрель»,2004.-124с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Урок письма 1 класс "Строчная буква э"

Технологическая карта урока по ФГОС...

Урок письма 1 класс Строчная буква г

Материал содержит план-конспект урока письма в 1 классе по теме "Строчная буква г" и технологическую карту, в которой поэтапно отмечены деятельность учителя и обучающихся, и формируемые УУД....

Конспект урока "Письмо заглавной и строчной букв Сс"

Урок на тему «Письмо заглавной и строчной букв Cс» ,52 урок по счёту в разделе «Букварный период». Это и определило его тип – урок открытия новых знаний. Тема урока соответствует программным требовани...

Технологическая карта урока "Письмо слов со строчными буквами е,ё"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока письма в 1 классе по учебному пособию «Пропись № 4»  (авторы  Н.В. Нечаева, Н.К. Булычёва: Самара, «Издательский дом «Фёдоро...

Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"

Технологическая карта урока "Письмо заглавной и строчной буквы ц"...

Учебно-методический комплект к уроку письма на тему: "Строчная буква И" (конспект+презентация) - 1 класс

Цели деятельности учителя: учить отличать печатные буквы от письменных; познакомить учащихся с формой и названием элементов, изображенных в линиях и рисунках соответствующих шаблонов; учить писать эле...