Урок русского языка "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жаренкова Татьяна Николаевна

Создать условия для ознакомления  учащихся с особенностями имени числительного как часть речи, обучения  определению имен числительных по вопросу и по обобщенному лексическому значению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe.docx113.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТИ РЕЧИ.  ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Цель деятель-
ности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями имени числительного как части речи, обучения определению имен числительных по вопросу и по обобщенному лексическому значению

Тип урока

Постановка и решение учебных задач        

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Интернет-ресурсы:

•  http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

•  http://detochki-doma.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole

Оборудование

Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)

Наглядно-
демонстрационный материал

Запись элементов букв, стихотворения для минутки чистописания, выполненных заданий домашней работы

Основные понятия и термины

Имя числительное. Слова с непроверяемыми написаниями

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Формируемые
умения (универсальные учебные действия)

Проме-
жуточный
контроль

1.Орг. момент.                  Цель:  создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы

  Громко прозвенел звонок,              

  Начинается урок.

  Слушаем, запоминаем,

  Ни минуты не теряем.

Приветствие учителя

Личностные

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

I. Проверка домашнего задания

Работа над упражнением с целью выявления умения
работать
самостоятельно

– Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Проверка выполнения упражнения 102.

– Какой заголовок дали тексту?

– Определите тип текста.

- Что должны были подчеркнуть?

- Докажите, что слова, которые вы подчеркнули – то глаголы

– Выполнить упр. 102 на с. 58.

Повествование

Фрон-тальная.

Парная

П – владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности,
осознанно строят речевое высказы-вание в соответствии с задачами коммуникации
и составляют
тексты в устной
и письменной
формах.

Правильно выполненные
задания упраж-
нения

II. Постановка
учебной
задачи

Формулирование учебных задач
по названию темы

 Мы продолжаем  работу над разделом «Слово в языке и речи».

- Вспомните, какие еще части речи вы знаете?

– Сегодня на уроке рассмотрим еще одну часть речи, но о ней мы поговорим попозже.

Внимательно слушают.

Ответы уча-щихся

Фрон-тальная

П – извлекают
необходимую информацию
из сведений учи-теля, учебника.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу

III. Минутка чисто-писания

Упражнения на детальный анализ
строения букв-знаков, овла-
дение начертаниями букв, соединений

– Посмотрите на доску. Какие буквы
будем прописывать?

- Дайте характеристику звуку.

– Посмотрите и отметьте буквы, которые
получились у вас лучше остальных.

- Прочитайте, что у вас написано на 2 строке. Что это такое?

- Как вы понимаете этот фразеологизм?

Ушки на макушке- слушать очень внимательно.

- Для чего надо быть внимательным и держать ушки на макушке?

- Какие орфограммы встретились в словах?

– Заглавной
и строчной букв
 У,у

Выполняют
задания

Фрон-тальная. Индиви-дуальная

П –  владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Написание элементов букв, букв
с соблюдением правил каллиграфии

IV. Повторение
изученного мате-
риала.

Упражнение в распознавании частей речи,
составлении пред-ложений

С моря дул холодный  ветер. (повест, невоск., распр., прост.)

-Основа предложения, характеристика предложения, выделение словосочетаний.

ветер (какой?) холодный

дул (откуда?) с моря

Индивидуальная работа (на карточках)

Выполняют
задание.

Фронтальная.

Индиви-дуальная

П – владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации.

Р – осознают
и принимают
учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

Распознавание частей речи.

Составление предложений

V. Изучение нового мате-
риала.

1.Работа в группах

2. Работа
по учебнику, с. 59, упр. 103

Наблюдение над
словами,
которые
называют число и отвечают на вопрос
сколько?

Работа в группах

1 группа

- Найдите лишнее слово.

Солнце, парус, океан, четыре, снегирь, школа.

2 группа

Найдите лишнее слово.

Смотреть, два, рисовать, писать, плавать, танцевать.

3 группа

Найдите лишнее слово.

Синий, красный, восемнадцать, длинный, громадный, квадратный.

4 группа

Найдите лишнее слово.

Она, мы, я, девять, вы, оно.

- Как, вы думаете, какой частью речи являются лишние слова?

- Как догадались ?

Прочитайте.  (презентация)

Начинается считалка:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.
- Что вы прочитали?

– Объясните, почему вы так думаете.

– Найдите слова, которые называют число
предметов.

– Какой вопрос можно поставить к этим словам?

– Считалку.

– Две, три.

– Сколько?

Фронтальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками смыслового чтения текстов.

Выделение слов, называющих
число предметов

– Сколько всего птиц село на березу?

– Слова, называющие числа, – это имена числительные.

– Запишите считалку.

- К какому жанру литературы относится  считалка?

- Какие считалки знаете вы?

 - А вспомните, пожалуйста, еще один вид устного народного творчества, в котором тоже встречается имя числительное. (Пословицы)

- Приведите пример1. ………раз примерь, ……….. раз отрежь. 2. За ……….. зайцами погонишься – и ………… не

- Запишите любые две пословицы.

- Так, что же такое числительное? https://fs01.infourok.ru/images/doc/61/75005/img11.jpghttps://fs01.infourok.ru/images/doc/61/75005/img10.jpg

– 8 птиц.

Внимательно слушают.

Выполняют
задание.

Р – принимают

и сохраняют
задачи учебной
деятельности,
контролируют и оценивают учебные действия.

К – слушают
взрослого и свер-стников, излагают и аргументируют свою точку зрения.

Л – осознают границы своего знания и «незнания»

и отве-
чающих на вопрос
сколько?

3. Работа
по учебнику, с. 59, упр. 104

4. Отгадывание ребусов

5. Тест (если остается время)

Упражнение в распознавании имен числительных, отве-чающих
на вопрос
сколько?.

Физкультминутка

– Найдите упр. 104. Прочитайте выразительно. Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок.

– Выполните письменные задания. Обратите внимание на сокращенное обозначение имен числительных – «числ.».

ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние, 7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.

- Что интересного заметили в ребусах?

- Что такое числительное?

Тест Имя числительное- это: А)часть речи, которая обозначает признак. Б)часть реНайди имя числительное а)стулья б)бежать в)девять Найди числительное, обозначающее порядковый предмет при счёте а)три б)шесть в)воНайди числительное, обозначающее количество предметов а)семь б)второй в)десятый б вв а

Выполняют
задания.

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

К – ориентируются на страницах учебника; владеют логическими операциями, навыками смыслового чтения текстов.

Р – принимают

и сохраняют задачи учебной
деятельности.

Распознавание имен числительных, отвечающих
на вопрос
сколько?.

VI. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная
беседа

– Над какой темой работали на уроке?

– Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает эта часть речи?

– Предлагаю поработать в паре: решить ребусы из упр. 80 на с. 34 рабочей тетради.

– Что выполняли на уроке?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы.

Решают ребусы и озвучивают ответы: столица, сорока, трибуна, семья, стриж.

Отвечают
на вопросы

Фрон-тальная.

Индиви-дуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению
 новых знаний


1 группа

Найдите  и подчеркните лишнее слово.

Солнце, парус, океан, четыре, снегирь, школа.

 

2 группа

Найдите  и подчеркните лишнее слово.

Смотреть, два, рисовать, писать, плавать, танцевать.

3 группа        

Найдите  и подчеркните лишнее слово.

Синий, красный, восемнадцать, длинный, громадный, квадратный.

4 группа

Найдите   и подчеркните лишнее слово.

Она, мы, я, девять, вы, оно.

1 группа

Найдите  и  подчеркните лишнее слово.

Солнце, парус, океан, четыре, снегирь, школа.

2 группа

Найдите  и подчеркните лишнее слово.

Смотреть, два, рисовать, писать, плавать, танцевать.

3 группа        

Найдите и подчеркните  лишнее слово.

Синий, красный, восемнадцать, длинный,

громадный, квадратный.

4 группа

Найдите и подчеркните  лишнее слово.

Она, мы, я, девять, вы, оно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 4 классе ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Урок по программе "Step by step"/ Дети работают в центрах ативности, самостоятельно,в маршрутных листах,  затем проверяют себя по ключу. Оценка их деятельности на каждом этапе урока....

презентация к уроку русского языка по теме "Склонение количественных числительных"

Презентация к уроку русского языка  по теме "Склонение количественных числительных" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI век"...

Урок русского языка на тему"Имя числительное"

Урок по теме "Имя числительное" проведен в 3 классе по системе Л. В. Занкова с использованием краеведческого материала...

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...

Урок русского языка: Правописание числительных (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, посвященный Всемирному дню памяти жертв дорожных аварий...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Перспектива" по теме "Имя числительное" Урок №1.

Урок русского языка по теме "Имя числительное" 4 класс .Урок №1.В конспекте урока предоставлен раздаточный материал, наглядный материал. Прилагагается  презентация....