Сложные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конкова Ирина Николаевна

Данный конспект содержит сам урок, оценочный лист и домашнюю работу для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложные имена существительные. (4 класс)

Личностные результаты

Ценностное отношение к совместной учебной деятельности.

Учебно-познавательный интерес к словообразованию

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Целеполагание

Саморегуляция

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Умение контролировать и оценивать свои действия

Умение провести рефлексию своих действий

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками

Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества

Умение слушать собеседника и вести диалог

Логические:

- синтез;

- установка связей;

- построение логической цепи рассуждений

Предметные

Знание о сложных существительных. Выведение правила, регулирующего написания соединительной гласной.

Умение находить сложные существительные, применять правило, регулирующее написание соединительной гласной.

Умение употреблять сложные слова в устной и письменной речи, применять их написание на практике и в жизненной ситуации.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и практическому применению понятия «сложные слова».

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оценка

Орг. момент

Развитие умений самооценки готовности к уроку

Организует работу учащихся с положительным, эмоциональным настроем, создаёт комфортную обстановку. Мотивирует на деятельность

Оценивают свою готовность к работе

- включение в работу на личностно-значимом уровне;

Актуализация знаний

Развитие умения применять знания при выполнении заданий: умения контролировать, оценивать действия при решении учебно-практической задачи

- Послушайте предложение. Запишите, выделив ту часть слова, где гласные и согласные в слабой позиции.

- О каком времени года говориться в предложении?

Взаимопроверка:

- сравните работы.

- Были допущены ошибки?

- Как надо действовать?

- С чего начинаем решать любую орфографическую задачу?

Слушают предложение и записывают, выделив ту часть, где гласные и согласные в слабой позиции.

Тонк_м льдом п_крывается р_ка, з_сыпа_т как в ска_ке.

Работа в парах.

Объясняют написание гласных и согласных в слабой позиции.

- Находим, в какой морфеме находятся гласные или согласные в слабой позиции;

-Проверяем их по сильной позиции.

- учебно-познавательный интерес;

- умение контролировать и оценивать свои действия по предъявленному на доске результату;

- умение слушать собеседника и вести диалог.  Высказывать свою точку зрения;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Постановка учебной задачи

Ценностная ориентация на определение границы «знания/незнания» и самостоятельное определение темы урока и познавательной цели через формулировку познавательного вопроса

Организует ситуацию целеполагания и управляет действиями учащихся.

Мотивирует учащихся на определение понятия «сложные слова».

-Запишите следующее предложение:

-Почему не смогли вставить букву?

- Объясните лексическое значение этого слова.

- О чём можно сказать «древнерусский»?

- Где находится буква, которую мы не смогли вставить?

- Такие слова называются сложными.

- Какую задачу будем решать на уроке?

- Зафиксируйте задачу сегодняшнего урока схематично:

- Озвучьте задачу урока.

- Какую работу выполняет буква между корнями?

- Её так и называют  «соединительная гласная». В науке о языке принято называть эту букву интерфиксом – «вставленная между». Вам же достаточно запомнить название «соединительная гласная» Эту часть слова никак не выделяют.

- Ещё раз сформулируйте задачу урока, используя новые для вас термины.

- Оставим пока слово «древнерусский». Думаю, что в скором времени, вы сможете вернуться к нему и заполнить пропуск.

Анализируют полученную информацию.

Формулируют тему и цели урока.

Очень красивые древнерусские города.

Дети пишут с пропусками орфограмм  слабых позиций. Потом заполняют их, применяя правила.

В тетради появляется запись:

Очень красивы древн_русские города.

- Не умеем писать эту часть слова.

- «Древний» - старый, «русский» - имеющий отношение к русскому (славянскому) народу.

-Древнерусский обычай, город, напиток.

- В середине слова.

- Узнать какие слова называются сложными. Научиться правильно писать такие слова.

    ͡   ?   ͡        

- Написание сложных слов.

- Соединяет два корня.

- Научиться правильно писать сложные слова с орфограммой «Соединительная гласная».

Решение учебной задачи

Ценностная ориентация на определение понятия «сложное слово»

- Попробуйте решить задачи, работая со словами на карточках.

- Все ли слова понятны?

-Что такое солнцепёк?

- Распределите слова по группам. Свои выводы запишите в виде схемы.

- Одинаковые модели?

- Озвучьте, как пришли к такому выводу?

- Почему не записали слово «подворотня?

- Кто попал в ловушку?

- Для чего делали работу?

- Пользуясь схемой, запишите слова: сам_лёт, каш_вар, кольц_образный.

- В работе одного ученика я видела такую запись:

(Записывает слова на доске кашовар и кольцообразный).

- Можете вы доказать с помощью вашей схемы, кто прав?

- На какой вопрос не даёт ответ ваша схема?

- Какой вывод?

-Доработайте схему. Вернитесь к словам, которые распределили в столбики.

- Сравните схемы. Какую возьмём для справочника?

- Поможет ли наша схема доказать написание соединительной гласной в словах каш_вар и кольцеобразный.

- Теперь сможем вставить букву в слово «древнерусские»?

Работают в группах.

- Место, где солнце печёт очень сильно.

(Дети работают со словарями. Находят значение непонятных слов).

    ͡   о   ͡                            ͡   е   ͡        

водопад                      мышеловка

водолаз                       солнцепёк

сенокосилка              землекоп

                                       камнепад

- Корни в первом столбик соединены гласной О, а во втором – гласной Е.

- У этого слова один корень и приставка под- Это не сложное слово.

- Мы пришли к выводу, что соединительными гласными  бывают только О и Е.

Дети записывают слова самостоятельно.

Дети сравнивают записи и видят, что они разные.

Дети пробуют доказать, но не могут.

- В каком случае пишется гласная О, а в каком Е.

- Мы решили задачу не до конца.

Работа в группах.

Каждая группа представляет свои схемы.

                           ?

   ͡ тв.  о   ͡                            ͡мягк.е   ͡        

                                          шип.

                                          Ц

Дети докзывают опираясь на схему.

- Дети вставляют гласную Е и доказывают свой выбор.

- учебно-познавательный интерес;

- проявление ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности;

- умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;

-умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы;

- умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Закрепление

Ценностная ориентация на применение новых знаний при выполнении практических заданий.

- Проверим, как работает ваша схема. Сумеете ли вы применить её при выполнении другого задания.

- Попробуйте сами составить сложные слова из словосочетаний, пользуясь вашей схемой для правильной записи.

- С чего начнём?

- Запишите остальные слова:

Мух ловит, овец разводит, звёзды падают, землю копает, волны режет.

- Сравните результаты групп.

Выполняют задания, используя новые знания.

Осуществляют взаимопроверку в паре.

Ученик у доски записывает первое слово, класс диктует шаги:

- Выделим корни;

- Отметим на какую согласную оканчивается первый корень;

- Вставим соединительную гласную.

Работа в группах.

Каждая группа вывешивает на доску свои слова: мухолов, овцевод, звездопад, волнорез. 

- положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности;

- умение контролировать и оценивать;

- умение работать в малой группе;

- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Рефлексия

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности по определению и практическому применению знаний о сложных словах существительных.

Организует работу по рефлексии.

-Какой была задача урока?

- Мы решили её?

- Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах?

- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу на уроке.

- мотивация на выявление личностного смысла учения;

- осознание ценности полученных знаний и способов действий, определения успешности на уроке;

- умение провести рефлексию своих действий.


Оценочный лист

Тема: Сложные существительные.

Самооценка достижений планируемых результатов

Самооценка (+, -)

  1. Знание о сложных существительных.

  1. Умение находить сложные существительные в устной и письменной речи. Правильно писать их, применяя правило написания сложных слов.

  1. Умение (опыт) употреблять в устной и письменной речи и применять их в жизненной ситуации.

Вывод: работа была …..

Домашняя работа

Карточки (софизмы)

Учитель: Проверьте безударную гласную в слове ЛИСТ_ПАД.

Ася: Проверочное слово ЛИСТОЧЕК. Пишу О.

Учитель: Как ты считаешь, Ася правильно ответила?

Я: ______________________________________________________________________

Учитель: Как узнать, какую букву надо писать в слове САД_ВОД?

Боря: Надо проверить словом САДОВНИК. Пишется О.

Учитель: А ты согласен с Борей?

Я: ______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей» рассчитан на пров...

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Урок повторения, обобщения и систематизации материала  по теме: "Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"....

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

Обобщение и систематизация знаний о сложных словах, использование сложных слов в описании характера, внешнего вида человека....

Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...