Доклад «Орфографическая грамотность и работа над ней в начальной школе»
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему

Щепеткова Елена Львовна

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТЬЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskaya_gramotnost.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокоосельская ОШ»

Доклад «Орфографическая грамотность и работа над ней в начальной школе»

                                                                         Подготовила: начальных классов

                                                                          Щепеткова Е.Л.

Орфографическая грамотность – основная часть языковой культуры человека. Это и точность выражения мысли, и взаимопонимание. Чтобы разнообразить процесс запоминания «трудных» слов, можно изменить форму подачи словарных слов, снабдить заданиями, подталкивающими к размышлению учащихся, образной и произвольной памяти. Занимательных игр и упражнений великое множество. С помощью таких упражнений можно преодолевать пробелы в знаниях. На своих уроках я использую такие упражнения и, с которыми могу поделиться.

Такая работа даёт положительный результат по запоминанию «трудных» слов.

     «Трудные» слова, разбила их на темы, т.е. сгруппировала, растолковала их так как лучше запомнить и тут же для закрепления этих слов ряд упражнений составила, придумала мини – сказки. Дети работают   большим удовольствием, желанием, очень быстро научились писать, не пропуская буквы.  

                 (группировка слов)              

*народ, ребята, девочка, товарищ, солдат, молодец;

* картина, рассказ, планета, палатка, шалаш, кораблик, лопата, топор;

*посуда, стакан, тарелка пирог молоко котлета

*тетрадь алфавит карандаш пенал класс, страница

*солнце пальто сапоги погода мороз иней

*город страна радио телевизор газета барабан

*лягушка комар стрекоза камыш

*скворец соловей ворона сорока воробей

*медведь заяц барсук собака щенок корова верблюд жеребёнок олень косуля

*ягода смородина малина

*опушка осина берёза тополь дерево

*пшеница овощи морковь капуста огурец  помидор салат

Первая группа слов: народ, девочка, ребята, солдат, товарищ, молодец

* девочка – ребёнок ж.р.

* ребята – мальчик, девочка в раннем возрасте, или ещё                                                                                                                 *ребята – молодые люди, парни.

* народ – население государства, жители страны, то же, что и люди.

   * солдат – военнослужащий; военный человек, воин.

   * товарищ – человек, дружески расположенный к кому –     либо (товарищ детства)

   * молодец – удалец, храбрец.                                              

**запомни!

народ – наш род,  солдат – соло поёт солдат, девочка – Вова уважает девочку, товарищ – Толя – хороший товарищ

  ребята – ребус разгадали ребята, молодец – молод, молоденький

** Упражнения по развитию произвольного внимания,  запоминания словарных слов.

1 Перепиши без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифруй их.

ДОРАН, АТЯБЕР, АКЧОВЕД, ЩИРАВОТ, ТАДЛОС, ЦЕДОЛОМ.

    2.  Найди «спрятавшиеся» слова.   

КЫВТИСНАРОДПЕНТРЕБЯТАСВАРДЕВОЧКАМТКЫВТОВАРИЩЛРЕПНРПСОЛДАТМСКИАВМОЛОДЕЦДЮБТВЧМ.

   3. Раздели «склеенные» между собой слов. Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

4.   Вычеркни повторяющиеся слова. НАРОДМИРПЛАНЕТАРЕБЯТАНАРОДЛОПАТАДЕВОЧКАТОПОРРЕБЯТАПАЛАТКАНАСОСТОВАРИЩШАЛАШДЕВОЧКАСОЛДАТКОРАБЛИКМОЛОДЕЦКАРТИНАСОЛДАТДЕВОЧКАРАССКАЗМОЛОДЕЦКАРТИНА.

5.Читай внимательно. В этом тексте найди 5 «ТРУДНЫХ» слов объединённых общей темой №1: (народ)     

 Пришёл Шрек домой чем то опечален и говорит своей жене: «Так хочется покушать». То борщ вари ему, то вари щуку, а что он хочет и сам не знает.

- На, родной, мой, покушай кашку и отдохни. Надев очки,Шрек пошёл читать книгу о здоровой и полезной

пище.

- Может, курочку приготовим, а? У нас ведь есть куры.

- Да, молод цыплёнок наш ещё. А как подрастёт, так и приготовлю кулинарный шедевр и отправимся на природу. На море б, я так с удовольствием отправился.

Найди слова и закрась каждое слово цветным карандашом.

М

Т

О

В

А

О

Л

Е

Ц

Р

Н

О

Д

А

И

А

Д

П

Т

Щ

Р

О

Н

Я

Б

Д

О

Ч

К

Е

Е

В

Э

А

Р

№2:  картина, рассказ, планета, палатка, шалаш, кораблик, лопата, топор.,                                                                                      

** Запомни!

Картина – Кар! Какая картина!  Шалаш – прочти наоборот, кораблик – из корочки сосны кораблик сделали, планета – план планеты, лопата – лопнула лопата от тяжести, палатка – папа поставил латку  на палатке, топор – возьми вон тот топор.

    **Читай внимательно. Найди в тексте 6 «трудных» слов по изучаемой теме.  ( Маршал – воинское звание).   

 Впереди нас ждали новые походы со  своеобразными трудностями. Собрал как- то нас маршал Ашугин. Оказывается, он что то придумал и  сообщил: «План «Е» такой будет». И только он хотел продолжить свою речь, ворона сверху как каркнет: «Кар! Тина вокруг! Чёрная кора, блика в ночи не увидите!» Ворона замолкла, и тут что –то как упадёт и такой страшный грохот. Хлоп, а там изнутри голос: «Ха, испугались?» и стал требовать, то пароль назовите, то пора спать, то песню спеть…

№3: посуда, котлета, тарелка, пирог, стакан, молоко

          ** Читай внимательно и найди 6 спрятанных слов в этом тексте (3    группа «трудных» слов)

           Сидят два старых пса возле конуры и ведут беседу.

- Был я молод, пас так антилоп, пас… А сейчас, никому не нужен, нет хозяин меня не обижает. Стал я стар, ел кашу одну, аппетита нет. А Джек, новый сторож, говорит: « Я по судам буду бегать, мол, окон моих не видно из-за травы, около твоей конуры». Тут пришёл  кот на званый пир, огорчился, увидел, как кидается  Джек.  Так они заспорили, что кот летал, как птичка по двору. Но не сдавался. На шум пришёл хозяин,  всех помирил. Так теперь и живут в мире и согласии все вместе.

№4: класс, пенал, карандаш, тетради, страница

** Читай внимательно, найди 5 слов.

 Мишка  решил путешествовать. Взял с собой все необходимые вещи. А в руках – записная книжка и карандаш. Долго ли, коротко ли шёл, но вышел к морю. На берегу моря пена лежит, такая красота. Сделал мишка зарисовку. И куда ни придёт он , всюду интересуется обычаями, фиксирует их. А когда вернулся в свои края, решил издать книгу «Обряды и традиции всех стран и царств». Издал в своём лесу указ: «Уважайте традиции, дружите со всеми. Все мы братья и сёстры!» Узнали о приказе животные всех участков земли и одобрили такой призыв дружбы. Со вех стран и царств к нему приходили благодарственные письма, пожелания, тёплые душевные слова от зверей. Все хотят мира!

№5: иней, мороз, погода, одежда ,платок, пальто, сапоги.

** читай внимательно и найди «спрятавшиеся» слова.(6слов)                                                                       Плато – возвышенная равнина, отделяющаяся от нижерасположенных участков крутым склоном, иногда уступом. 

 Бежит Иса по плато, купил эскимо, розы для подарка победителю. Прибежал на стадион, а там уже все спортсмены распределились на группы, по годам, росту, весу. Взяли Игнат и Иса по гире и стали соревноваться по поднятию гирь. Иса одерживает первенство, всё же и неймётся ему. Хочет всех болельщиков покорить. После соревнований пошли все в бассейн, а в воде ждал их какой –то сюрприз…

№ 6 газета, радио, телевизор, страна, город, барабан.

**Читай внимательно, отыщи спрятавшиеся слова.(6слов)                                                         Встретились давние друзья, царь зверей лев Тоте и кот Моте

Кот встрече был рад и одобрил приглашение льва в зелёный бар. Кот говорит : «Всё хорошо, уютный и красивый зелёный бар, а банк то где? Меня мама – кошка попросила деньги на депозит положить.

- Банк мы другой найдём, здесь все услуги очень дорого, родной, обходятся – сказал лев Тоте. Во время беседы, кот Моте поделился своими впечатлениями о кругосветном Крузе, всего повидал, много объездил стран, а дома лучше, как ни говори. И природные ресурсы такие как газ. И вдруг о чём-то замечтался… Да, о чём это я говорил? А о газе, там его нет, они закупают его. И мышки у нас лучше, красивее… Вдруг увидел смешную мышку, облизнулся, мурлыкнул, посмотрел на льва… Ну а Тоте – лев  и зоркий, и наблюдательный, и добрый, и ласковый говорит: «Не тронь, не смей – это мой наилучший повар, кулинар – кондитер»  

№ 7. камыш, лягушка, комар, стрекоза.

** Читай внимательно. Найди слова, они грают с тобой в прятки.(4 слова)

- Лягу, шкафчик прикрою. Говорит кошка. Мыши здесь спортивные состязания устроили. А моя соседка козочка их так боится. Да и костёр развела обед готовить. Как увидела заскочила в огонь, Бедняжка  в костре, коза топчется, копытца обжигает, а выскочить боязно. Думаю, спасать надо. Выловила всех мышей, а она от радости подхватила меня и давай катать. Да приговаривать: «Бе-бее-беее! Прокачу с  ветерком, арку пробегу беее! Куда хочешь отвезу бее-беее! Ты моя спасительница»

 № 8 ворона, воробей, сорока, скворец, соловей. 

** Читай внимательно, найди 5 слов из группы №8.                                

 (СОЛО-музыкальное произведение в исполнении одного лица.

РЕЦИДИВИСТ- человек, многократно совершивший преступления.)    

 В некотором царстве жили смешные гномики. Жили не тужили, пока не завёлся среди них вор – рецидивист. Стали пропадать вещи, зерно, еда, появился необычный мусор. Решили они сторожить по очереди. Наступила очередь и хозяйки царства. Не спит, всё ходит по замку и вдруг какой-то шум. Как закричит:

- Вор! Она кричит и бъёт  в колокол. Ой, поймала, ой вор, о, бей его. Такой

треск во рецидивист! Здесь он! Дорожку натоптал, весь мусор окаменел, как асфальт стал. Поймали и стали думать и гадать,  как его наказать. На совете решили: « Пой соло, вей зерно.» Такая твоя работа будет у нас.

№ 9 медведь, заяц, барсук, олень, косуля, собака, щенок, корова, жеребёнок, верблюд.

** Найди слова, которые спрятались из группы №9. (9 слов)             

Жила – была девочка Ляна. Кос у Ляны было заплетено очень много. Трудилась девочка день  ночь. Засыпала в ведро – просо, бак – авось чем –либо заполнить надо. Весь день расписан, то мёд ведь купить надо, то за грибами, ягодами в лес сходить надобно. А страшно то как, барс у кромки леса бродит. Зовут подружки играть, а она говорит: «Пасти надо коз, а я цаплю увидела, засмотрелась и упала в яму. Плачу. Пришли на помощь люди, они пикник устроили недалеко от ямы, по форме как яичко ров, а далее очень много верб, люди плачу, они меня уговаривают, а я за своё, работать мне надо.» Все они восхищаются: «Какой же ребёнок трудолюбивый! О, лень ей не подруга!»

№10 огород, овощи, морковь, капуста, помидор, огурец, пшеница.

**.Найди слова, которые прятались в сказке из серии «овощи

Однажды шли по столу овощ и фрукт. Видят в лапше ни цапля, ни ещё какая то птичка что - то ищет. Фрукт дал кличку овощу и кричит: «Смотри Агапом, и дорога, кажется гладкая без ухаб.» И вдруг им встретились родственники. Овощ расплылся в объятиях и радостно завопил.

- Ого! Родня какая нам встретилась. Решили пировать, Овощ и говорит: «Я могу рецепт дать как приготовить салат,  морковьи оладьи, плюс помидор. А Фрукт говорит: «Ничего не получится, так как ни царской короны нет, ни куриного бульона нет. Только тарелка пустая стоит, да зелень по столу прогуливается»                                                                              

№ 11 смородина, малина, ягода.

** Читай внимательно, ищи «прятавшиеся» слова. (3 слова).

 Заспорил между собой Луиза и Мариза. Луиза жалуется : «Мама Лина, скажи же ей, что я год, а не два учила компьютерную грамоту. И она говорит, что Лосмо – родина моя. Это же не правда?                                                               

№ 12 пожалуйста, хорошо, спасибо.

**.Читай внимательно, найди слова(4 слова)

Шёл как –то дедушка по лесу с коровой своей и слышит шум какой то.Белочка прыгает с ветки на ветку, волнуется. А злая Симба так и пытается её схватить . От злой Симбы белочку дедушка спас и больше ничего не надо ей. Белочка отблагодарила дедушку и угостила орехом. Дедушка сказал: «Хорош орех, хорош. Спасибо тебе, белочка. Но, я пожалуй стар  стал грызть орехи. Отнесу я своему внучку.

2 часть упражнений по развитию произвольного внимания     и   запоминанию «трудных» слов.      

Эти упражнения можно проводить по типу, составленные в первой части и добавить или заменить другим шифром. Такой шифр поможет учащимся ещё и запомнить понятие о звуках речи.  

№ 13.

 Ключ к разгадке: звонкие согласные замен глухими, глухие – звонкими, «л» на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «ъ» на «ь», «й» остаётся неизменённой и т.д.

сяфёт, тэшюлмий,  гяррыклявыа,    вянырыа  

завод,   дежурный,   каллиграфия,    фамилия

   Скалли Граф и я решили заняться музыкальной грамотой. Скалли не могла выговаривать букву «р». Мы с графом экзамен нужно учить ноты.  Учит бедняжка, плачет «фа»  «ми»  «ли». Я не могу сказать «ли», не выговолю ноту «ли».Мы ей говорим: « Да не «ли», а «ре». А она рыдать. Чтобы мне не рассмеяться, решил удалиться за водой на родник. И выучили все ноты, а она ну ни как. Чтобы успешно сдать завод, дежурный, каллиграфия, фамилия. решила Скалли выбросить все ноты, как закричит: «Где ж урны и бумаги с нотами!». Граф кричит мне : «Она научилась букву «р» говорить! Молодец

 № 14.весело, вдруг, ветер. 

 «Спрятались слова» (3 слова)

- Привет Ерёма!

- Привет Фома.

 - Идём в лес за шишками.

- Нет, боюсь.

- Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.

Пошли друзья в лес, набрали много шишек.

 - Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?

- Тяжело.

№ 15. берёза, ромашка, лучше быстро,. 

Найди «замаскированные» слова (4 слова)

Решил Фома пошутить над другом. Пытался как бы строгость создать, но увы, не получилось. Что – то его развеселило. Кричит:  «Великие путешественники» из солнечного городка составляют маршрутный план. Но вот упал к ним на стол солнечный лучик добрый и нежный. Луч шепчет им: «Не спешите, погодите. Рома Шкатушкин кушает и не думает ни о чём. Поедете без него, вам на станции «Березайка» скажут: «А ну-ка, вылетай - ка!»  

№  16  работа, урожай, деревня, суббота. В субботу мы всей деревней пошли на работу, убирать урожай корнеплодов. (найди 4 слова)По субботам, вечерами  приезжают музыканты, актёры. Приехали как – то, музыкальный спектакль про ноты показать.

- Нота «до», а где «ре» внятно и довольно громко кричит режиссёр. А видеокамера ботаника нашего всё подряд снимает. Потом по DVD смотрим, сами пытаемся репетировать сценки. И вдруг…«У рож, ай, рож-рож- роги какие, как  страшно! Так и не поняли, кого наш ботаник записал на   диск, но было очень страшно ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографиче...

Доклад по теме "Этапы работы над изложением в начальной школе"

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над ...

Доклад на тему: «Система работы по профориентации в начальной школе».

Необходимость профориентации в начальной школеБаза к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового во...

Доклад на тему:" Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В докладе описываются виды упражнений и приёмы для развития орфографической зоркости....

Работа над ошибками в начальной школе как один из эффективных способов формирования орфографической грамотности.

Нет такого учителя, который бы не стремился к достижению высокого уровня грамотности детей....