рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Деришева Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx21.37 КБ
Файл okruzhayushchiy_mir.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова »

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:    

Образовательные: формирование грамотного письма,

используя  алгоритм проверки безударных гласных в корне слов

 Развивающие: - развивать речь, словесно – логическое и      наглядно – образное мышление,развивать умение работать в паре, в     группе,самостоятельно, делать выводы;

 Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища,    прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Методы:    проблемный, частично- поисковый

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре;

Средства обучения: презентация, учебник, тетрадь, компьютер, проектор

Технологическая карта урока русского языка

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

Организационный момент

С каким настроением пришли сегодня на урок?

Кто любит совершать открытия?

Кто любит сам добывать знания?

Сегодня у вас будет такая возможность.

Как будем оценивать свою деятельность на уроке?

- Девиз нашего урока:

Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно

Подготовка класса к работе

С помощью светофорика

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:мышления и осознание потребности к восприятию нового

- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает, 
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза) 
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание?

- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться?

Гроза

Написание безударной гласной в корне расходится с произношением

Постановка целей учащимися

3. Постановка учебной задачи

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

 Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях?
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

Запишите слова. В написании, какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой.

- В каких словах не совпадает произношение с написанием слова?

Почему возникло затруднение?

В какой части слова гласная в слабой позиции?

- Что такое корень?

Есть однокоренные слова

солонка, солить, солёный

В корне

Учащиеся говорят правило

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: построение нового знания

Реализация построенного проекта

Алгоритм

Какую цель ставим?

Какое наше действие следующее?                                                                                                                          

Какое название вы предлагаете для данной орфограммы?  

Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 75 и прочитайте название темы.

Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 76. Какой вывод сделаете?

Докажите, что в слове солёный, солить, солонка  надо писать безударный гласный о.

Зачем нам нужно знать правописание безударной гласной в корне  слова?

Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить

1. Назвать орфограмму.

2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы

3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

 4. Поупражняться в написании таких слов.

 Дети предлагают свои варианты

1.Прочитать слово.

 2.Поставить ударение.

 3. Подобрать однокоренные слова.

4.Выделить корень.

 5.Определить безударную гласную.

 6.Подобрать проверочное слово

(Наш алгоритм верный)

(Проверочное слово: соль)

Чтобы грамотно писать слова, это пригодится в  старших классах, жизни в работе с документами.

5. .Физминутка

Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт.

Проведём физкультминутку. Я буду показывать написанные слова, если в данном слове содержится безударная гласная А, то хлопайте в ладоши, если О , то делаете наклоны в право и влево.

Зола, скворец, сады, носы, ножи,

каток, мосты, дары, кроты,

вода

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: Усвоение новых знаний

Ребята, кто из вас читал сказку «Двенадцать месяцев»?

Помните, как королева написала предложения?
Травка зиленеет,
Солнышко блистит,
Ласточка с висною
В гости к нам литит.

-А сейчас давайте, поможем ее величеству и исправим ошибки

Анализ и проверка с образцом на доске.

– Какой можно сделать вывод?

- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (

- Какие гласные звуки надо проверять?

Дети выполняют задания на листочках

Оценивания своей работы с помощью светофорика

Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова –

2 способ- подбор родственного слова
Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание

а, о, и, е, я

7. Самостоятельная работа

Цель: Усвоение новых знаний

Выполнение  упражнения 5  на  странице 76

самопроверка по эталону

8. Включение в систему знаний

Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
• уд…вительно (диво, дева)
• л…пить (липка, лепка)
• м…стерить (мост, мастер)
• л…нивый (лень, линька)
• скр…пучий (скрепка, скрип)

Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
• кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик

Работа в группах

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

9 . Рефлексия

Какую цель мы ставили перед собой на этом уроке?

Какие задачи?

Достигли ли мы этой цели? задач?

-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?

Оцените свою работу с помощью светофорика



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

2 класс

Разработчик: Деришева Е.В.

учитель начальных классов I квалификационной категории.


2016-2017 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» (№ 3266 - 1 от 10. 07. 1992);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 № 1241, от 22. 09. 2011 № 2357);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;

Рабочая программа по окружающему миру определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета во 2 классе.

Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету «Окружающий мир».

Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».

Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи курса:

-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;

-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;

-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Концепция (основная идея) программы состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.


Общая характеристика курса

Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

В комплекте с учебником - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;

Формы организации занятий:

-нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

-экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

-практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

-программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:

1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».

2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».

3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».

4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».

5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится

2ч в неделю —  68ч (34 учебные недели).


Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир


Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностныхпредметных иметапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способыполучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).




Содержание программы

2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

описывать кратко особенности разных органов чувств;

сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Универсальные учебные действия:

кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

Природные сообщества

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия:

различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

проводить несложные опыты по определению свойств воды;

отличать водоем от реки как водного потока;

описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

приводить примеры лекарственных растений луга;

узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различатьплодовые и ягодные культуры;

Природа и человек

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Универсальные учебные действия:

составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1 . Литература

Для учителя:

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы.Программа. – М.: Вентана-Граф,.

2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Для ученика:

1. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 - х ч. /

Н. Ф. Виноградова,М.: Вентана-Граф,– (Начальная школа XXI века)

2. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н. Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2014.(Начальная школа XXI века).

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения во втором классе выпускники научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе выпускники могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и

метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

• Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

• Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.• Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную

деятельность.

• Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с

участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его

ценностного взгляда на окружающий мир.

• Формирование основ российской гражданской идентичности.

• Формирование понимания особой роли многонациональной России в

объединении народов.

• Формирование понимания особой роли многонациональной России в

современном мире.

• Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии

общемировой культуры.

• Понимание особой роли России в мировой истории.

• Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

• Воспитание уважительного отношения к своей стране.

• Воспитание уважительного отношения к истории страны.

• Воспитание любви к родному краю.

• Воспитание любви к своей семье.

• Воспитание гуманного отношения к людям.

• Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности,

вероисповедания.

• Понимание роли человека в обществе.

• Принятие норм нравственного поведения в природе.

• Принятие норм нравственного поведения в обществе.

• Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

• Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой

жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды

обитания.

• Формирование основ экологической культуры.

• Понимание ценности любой жизни.

• Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды

обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательны

регулятивные и коммуникативные действия:

• познавательные как способность применять для решения учебных и

практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ,

доказательства и др.);

• регулятивные как владение способами организации, планирования различных

видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),

понимание специфики каждой;

• коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме

речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением,

описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы

получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение) методы представления полученной информации (моделирование,

конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

• Осознание целостности окружающего мира.

• Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе. Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира

(наблюдение).

• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира

(опыт).

• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира

(эксперимент).

• Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира

(измерение).

• Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

деятельности.

• Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

• Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...