Главные вкладки

    РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
    календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

    Тарабыкина Ольга Александровна

    Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

    Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает

    планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.doc207.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    Пояснительная записка.

    Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

    В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную   педагогическую   работу   по   формированию   у   них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

    Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

    Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает

    планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

    Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

    Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

    Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

    Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

    В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.

    Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:

    ·        графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.

    Примерное содержание предмета Коммуникация

    Коммуникация с использованием вербальных средств.

    Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

    Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств.

    Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

     

      Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

    Импрессивная речь.

    Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

    Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,

    игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

    Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

    Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

    Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

    Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).                                             

    Чтение и письмо

    Глобальное чтение. Узнавание  (различение)  напечатанных  слов,  обозначающих имена людей,    названия    предметов,    действий.    Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации.

    Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

    Начальные навыки чтения и письма. Узнавание   звука   в   слоге   (слове).   Соотнесение   звука   с   буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения)


    Тематическое планирование

    № п/п

    Название раздела

    Содержание раздела

    Количество часов

    1

     Коммуникация

    Коммуникация с использованием вербальных средств.

          Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением).

    Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

    Коммуникация с использованием невербальных средств.

          Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

    Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

    Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

    Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).                                             

    44

    2

     Развитие речи средствами вербвльной и невербальной коммуникации

    Импрессивная речь. 

         Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

    Экспрессивная речь.

         Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

    Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).

    35

    3

    Чтение и письмо

     Глобальное чтение. Узнавание  (различение)  напечатанных  слов,  обозначающих имена людей,    названия    предметов,    действий.    Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации.

    Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

    Начальные навыки чтения и письма. Узнавание   звука   в   слоге   (слове).   Соотнесение   звука   с   буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения)

    13


    Календарно- тематическое планирование

    Предмет «Речь и альтернативная коммуникация»

    I четверть (25 часов)

    №п/п

    Тема урока

    Ко-во часов

    Дата

    I.

    Коммуникация 

    Коммуникацыия с использованием вербальных средств.

    1.

    День знаний.

    01.09

    2.

    Имена детей.  Штриховка «Круг»

    05.09

    06.09

    3.

    Установление зрительного контакта с собеседником. Обводка по трафарету «Круг»

    8.09

    4.

     Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Штриховка «Квадрат».

    12.09

    5.

     Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Обводка по рафарету «Квадрат».

    13.09

    6.

     Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Штриховка «Треугольник».

    15.09

    7.

     Обращение с просьбой о помощи. Привлечение к себе внимания. Обводка по трафарету «Треугольник».

    19.09

    8.

     Привлечение к себе внимания. Бой о помощи. Рисование прямых линий по показу.

    20.09

    9.

     Выражение согласия (несогласия). Рисование рпямых линий по точкам.

    22.09

    10.

     Выражение благодарности. Обводка по рафарету «Овощи».

    26.09

    11.

     Ответы на вопросы словом (предложением). Обводка по рафарету «Овощи».

    27.09

    12.

    Задавание вопросов предложением. Обводка по рафарету  «Фрукты».

    29.09

    13.

    Поддержание диалога на заданную тему. Обводка по рафарету «Фрукты».    

    03.10

    04.10

    14.

    Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Штриховка «Домик»

             06.10

    Коммуникация с использованием невербальных средств.

     

    15.

    Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Штриховка «Рыбка»

    10.10

    16.

     Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету «Котенок».

    11.10

    17.

    Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»».

    13.10  

    18.

    Привлечение внимания; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Штриховка «Конь».

    17.10

    19.

     Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью и др.с предъявлением предметного символа. Штриховка «Корова».

    18.10

    20.

     Выражение  своих желаний   с использованием графического изображения. Соединение квадрата по точкам.

    20.10

    21.

    Выражение   своих желаний с  использованием таблицы букв.Соединение треугольника по точкам.

    24.10

    22.

    Выражение своих желаний, благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по точкам.

    25.10

    27.10

    II четверть (23 часа)

    Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

    23.

    Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Обводка по шаблону «Кленовый лист».

    08.11

    24.

    Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова. Штриховка «Посуда»

    10.11

    Использование графического изображения  для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки  и др.). Штриховка «Посуда»

    14.11

     

    25.

    Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять   и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

    15.11

    26.

    Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда».

    17.11

    27.

    Использование графического изображения    для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка»

    21.11

    28.

    Использование графического изображения   для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч».

    22.11

    24.11

    29.

    Использование напечатанного слова   для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка»

    28.11

    29.11

    30.

    Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов(пять, второй и др.). Штриховка «Бабочка».

    01.12

    Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Обводка по трафарету «Снеговик»                                              

    05.12

    31.

     Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Штриховка «Снеговик».

    06.12

    32.

    Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу.

    08.12

    33.

    Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам.

    12.12

    34.

    Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Рисование   бордюров по показу.                                               

    13.12

    35.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу  по показу.

    15.12

    36.

    Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету «Елочка».

    19.12

    37.

    Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Штриховка «Елочка».

     20.12

    38.

    Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Штриховка «Елочная игрушка».

    22.12

    II.

    Развитие речи  средствами вербальной и невербальной коммуникации.

    Импрессивная речь.

    39.

    Понимание простых по звуковому составу слов (мама,папа, дядя идр.). Рисование елочной игрушки по  шаблону.  

            26.12

    40.

    Реагирование на собственное имя. Рисование еловой ветки по показу.

    27.12

    41.

    Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Рисование елки по точкам.

    29.12

    III четверть (24 часа)

    42.

    Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо примых линий с наклоном.

    12.01

    43.

    Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, транспорт, птицы и др.). Заполнение круга точками.

    16.01

    44.

    Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками.

    17.01

    45.

    Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Одежда».

          1ч

            19.01

    46.

     Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно и др.). Обводка по трафарету «Одежда».

            23.01

    47.

    Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по шаблону «Лиса».

    24.01

    48.

    Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Обводка по шаблону «Медведь».

    26.01

    49.

    Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Обводка по шаблону «Заяц». 

    30.01

    50.

    Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание предмета.

    31.01

    51.

    Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета.

            02.02

    52.

    Понимание содержания текста. Рисование спирали.

    13.02

    Экспрессивная речь.

    53.

    Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов. Рисование предмета по точкам.

            14.02

    54.

    Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам.

            16.02

    55.

    Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ). Штриховка «Звездочка».

    20.02

    56.

    Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Рисование звездочки по точкам.

    21.02

    57.

    Называние (употребление) обобщающих понятий. Рисование пирамидки по показу.

    27.02

    58.

    Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Рисование бордюров по показу.

    28.02

    59.

    Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Рисование бордюров по показу.

    2.03

    60.

    Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак. Рисование узоров по точкам.

    6.03

    61.

     Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. Рисование узоров по точкам.

    7.03

    62.

    Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Рисование узоров по точкам.

    9.03

    63.

    Называние (употребление) простых предложений. Рисование машинки по точкам.

    13.03

    64.

    Называние (употребление) сложных предложений. Рисование кубика по точкам.

          1ч

    14.03

    65.

    Ответы на вопросы по содержанию текста. Обводка по трафарету «Цветок».

    16.03

    IV четверть (21 часов)

    66.

    Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Письмо прямых линий.

    03.04        

    04.04

    67.

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо прямых линий с закруглением.

    06.04        10.04

    68.

    Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Штриховка буквы О.

    11.04        13.04

    69.

    Составление рассказа о себе. Письмо буквы О по по показу.

            17.04

    70.

    Пересказ текста по плану, представленному графическими.    Письмо элемента буквы А.

    18.04

    III.

    Чтение и письмо.

    Глобальное чтение.

    71.

     Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка по шаблону буквы А.

    20.04

    72.

    Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А.

    24.04

    Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

    73.

    Узнавание (различение) образов графем (букв). Письмо элемента буквы У.

    25.04

    74.

    Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Обводка по шаблону буквы У.

    27.04

    75.

    Начальные навыки чтения и письма.

     

    76.

    Узнавание   звука   в   слоге   (слове).   Письмо буквы У.

    04.05

    77.

    Соотнесение   звука   с   буквой. Письмо элемента буквы М.

    08.05

    11.05

    78.

    Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). ). Обводка по шаблону буквы М.

    15.05

    79.

    Называние буквы. Письмо буквы М.

    16.05

    80.

    Чтение слога (слова). Обводка по шаблону буквы С.

    18.05

    22.05

    81.

    Написание буквы (слога, слова, предложения). Письмо буквы С.

    23.05

    25.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Речь и альтернативная коммуникация"

    Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС....

    Рабочая программа для аутиста Речь и альтернативная коммуникация 1 класс

    Рабочая программа для ребенка с расстройством аутистического спектра...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

    Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

    Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

    Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...