Главные вкладки

    "Речь и альтернативная коммуникация"
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Пажильцева Александра Николаевна

    Рабочая программа составлена для детей, с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 классе по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya._pazhiltseva_s.docx73.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса разработана на основе  программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталости под редакцией  Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

    - примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    - приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре     рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

    - учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

    -  годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;

    - положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

    Рабочая программа выполняет следующие функции:

    - является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

    - определяет содержание образования по учебному предмету;

    - обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

    - реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;  

    - создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

    - обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.

    Цель предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. 

    Задачи предмета: формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта, формирование умения понимать обращенную речь, формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.

    Формы организации учебной деятельности:

    -  беседы;

    -  интегрированные уроки;

    -   ситуативные практикумы;

    -  дидактические игры.

    Виды деятельности на уроке:

     – чтение текста;

    – выполнение заданий и упражнений;

    – наблюдение за объектом изучения;

    –практикум (игры с наглядными пособиями);

    – устный опрос;

    – диалог;

    – физкультурные минутки;

    - подвижные игры.

    Место предмета в учебном плане.

    Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе).  Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 99 учебных часов (3 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы.  Срок реализации программы – один учебный год.

                   

    Планируемые результаты учебного предмета

    Краткое описание

    Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов.

    Курс «Речь и альтернативная коммуникация» включает в себя целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

    Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.

    В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

    Личностные результаты:

    1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

    2) развитие мотивов учебной деятельности;

    3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные результаты:

    1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

    • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
    • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

    2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].

    • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
    • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
    • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

    3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

    • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
    • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
    • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
    • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
    • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
    • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

    4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

    • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
    • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

    5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

    • Узнавание и различение образов графем (букв).
    • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
    • Начальные навыки чтения и письма.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

    Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.  

    Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся

    урока

    Дата

    проведения урока

    Тема урока

    Коррекционные задачи

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    Добукварный период по письму

    Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой учащихся.

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

     Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    1

    Выявление знаний и умений уч-ся

    2

    Письмо палочек

    3

    Письмо палочек с закруглением внизу

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    4

    Письмо палочек с закруглением внизу и вверху

    5

    Письмо элементов букв р, у, д – длинная палочка и длинная палочка с петлёй внизу

    6

    Письмо первого элемента прописных букв: л, м, а

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    7

    Письмо полуовала – элемента буквы  с

    8

    Письмо овала. с, о, е

    9

    Письмо овала с соединением.

    о, с, е

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    10

    Письмо полуовала- элемента буквы Э

    11

    Понятие «слово». Условно – графическая запись отдельных слов

    Добукварный период по чтению

    12

    Работа над понятием «слово»

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    13

    Предложение. Составление и анализ предложений

    14

    Составление и анализ предложений. Дифференциация сходных по звучанию слов

    15

    Различение сходных по звучанию слов

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    16

    Понятие «слог» или «часть слова».

    17

    Деление слов на слоги

    18

    Деление слов на слоги. Составление слов из отдельных слогов

    19

    Составление рассказа. Понятие «звук». Выделение из слова звука «а»

    20

    Выделение звука «А» в начале слова

    21

    Выделение звука «У» в словах

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    22

    Выделение звука «М»

    Чтение и письмо. Букварный период

    1 этап- звуки и буквы: А, У, О, М, С, Х

    23

    Звук и буква А. Выделение звука А и знакомство с буквой А. Слова, которые начинаются с буквы а.

    Строчная буква «а», упражнения в её написании

    24

    Звук и буква У. Знакомство со строчной буквой у, упражнение в её написании

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    25

    Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ слов. Установление сходства и различия. Составление из букв разрезной азбуки и чтение по следам анализа.

    Правила соединения букв

    26

    Звук и буква М. Знакомство со строчной буквой м, упражнение в её написании

    27

    Обратные слоги ам, ум. Звуко-буквенный анализ слогов, чтение и письмо.

    Прописная буква М

    28

    Составление и чтение прямых открытых слогов  ма, му.  Звуко-буквенный анализ слогов, чтение и письмо. Сравнительный звуко-буквенный анализ и письмо слогов ам – ма, ум – му. Прописная буква А

    29

    Упражнение в составлении и чтении слогов ам – ма , ум – му. Составление и чтение слова ма –ма, письмо слова. Прописная буква У

    30

    Звук и буква О. Знакомство со строчной буквой о, упражнение в её написании. Прописная буква О.

    Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ом – мо, составление, чтение, письмо

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    31

    Составление и чтение слогов: ма – ам, му – ум, мо – ом; ма-ма, му – му, их письмо

    32

    Звук и буква Х. Знакомство со строчной буквой х, упражнение в её написании. Слоги и слова, звуко-буквенный анализ слогов: ах – ха, ох – хо, ух – ху. Письмо слогов

    33

    Слоги и слова со звуком и буквой Х. Составление и письмо слов с удвоенными слогами.

    Прописная буква Х  и упражнение в её написании

    34

    Составление и чтение слов со звуком и буквой Х и предложений с данными словами. Письмо слов: ухо, уха, муха, мох

    35

    Слоги и слова со звуком и буквой С. Составление и чтение обратных и прямых слогов: ас, ос, ус, са, со , су.

    Письмо слогов после звуко-буквенного анализа

    36

    Звуко-буквенный анализ, составление и чтение открытых слогов: со , су, са.

    Письмо слогов

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    37

    Составление и чтение слов из усвоенных слогов (оса, мама, сама, муму) Составление и письмо слов из усвоенных слогов (о-са, са-ма) и предложений (Мама сама)

    2 этап – звуки и буквы Н, Ы, Л, В, И, Ш 

    38

    Звук и буква Н.

    Слоги, слова со звуком и буквой Н.  Буква н строчная. Упражнение в написании обратных и прямых слогов, слов после звуко-буквенного анализа

    39

    Слоги, слова со звуком и буквой Н. Слова, состоящие из одного закрытого слога. Упражнение в написании данных слов

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    40

    Слоги, слова со звуком и буквой Н. Чтение предложений. Прописная буква Н. Упражнение в написании слов, предложений, состоящих из усвоенных слоговых структур

    41

    Звук и буква Ы.

    Слоги, слова со звуком и буквой ы.  Буква ы строчная. Упражнение в написании слогов, слов после звуко-буквенного анализа

    42

    Слоги и слова со звуком и буквой Ы. Предложения с данными словами

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    43

    Слоги, слова, предложения  со звуком и буквой  Ы. Текст «Мы».  Письмо предложений. Письмо под диктовку

    44

    Звуко-буквенный анализ слоговых структур с изученными звуками и буквами. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение их по таблице и букварю. Списывание слогов, слов. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа

    45

    Звук и буква Л.

    Слоги обратные и прямые открытые. Буква л строчная. Упражнение в написании слогов: ал, ол, ул, ла, ло, лу

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    46

    Слова со звуком и буквой Л. Прописные буквы Л и А.  Упражнение в написании слов: Луша, Алла; предложений Луша мала

    47

    Составление и чтение слов, предложений из усвоенных слоговых структур. Письмо слов: мыло, мала, мыла; предложений: У Аллы мыло. Она мыла Муху

    48

    Звук и буква В.

    Выделение звука В.

    Слоги, слова со звуком и буквой В. Предложения с данными словами. Текст

     «Роза». Строчная буква в. Упражнение в написании   слогов, слов, предложений,  после звуко-буквенного анализа. Списывание предложения «У нас волы».               

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    49

    Слоги и слова со звуком и буквой «В» в твёрдом и мягком вариантах. Чтение предложений с данными словами. Списывание предложений после звуко-буквенного анализа

    50

    Чтение слов со звуком и буквой «В».   Текст «Наши повара». Прописная буква «в». Письмо слов с буквой «в», предложений «Вова повар». «Он варит суп»

    51

    Звук и буква И. И – как отдельное слово.

    Выделение звука И.

    Чтение предложений с этим словом. Строчная буква и. Составление и письмо слов с буквой И - как отдельным словом

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    52

    Составление и чтение слов со звуком и буквой И, в которых И составляет отдельное слово или входит в состав слова. Прописная буква И. Составление и письмо слов с буквой И в начале слова

    53

    Звук и буква И как показатель мягкости согласных. Составление и чтение слогов и слов со звуком и буквой И.  Чтение предложений. Письмо слов и предложений с буквой И

    54

    Дифференциация Ы-И. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Чтение их. Составление и написание предложений с усвоенными словами

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    55

    Звук и буква Ш.

    Слоги обратные и прямые открытые. Буква Ш строчная. Упражнение в написании слогов: аш, ош, уш, ша, шо, шу

    56

    Слоги, слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Письмо слогов: ша, шо; слов Маша, Саша; предложений: Наш Саша. Наша Маша

    57

    Слоги и слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Текст «Наш Саша». Слоги и слова со звуком и буквой Ш. Составление и чтение слов, предложений. Текст «Шалаш»                                  

    58

    Дифференциация С - Ш. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами С – Ш. Письмо слов с буквами С - Ш

    59

    Слог ЩИ. Слова, предложения с данным слогом. Звуко-буквенный анализ слоговых структур с изученными звуками и буквами. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Чтение их по таблице и букварю. Списывание слогов, слов. Письмо под диктовку букв, слогов после анализа

    60

    Звук и буква П.

    Слоги, слова со звуком и буквой П. Предложения с данными словами. Строчная буква П.  Упражнение в написании   слогов, слов, предложений, после зв-буквенного анализа

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    61

    Звук и буква Т.

    Выделение звука Т.

    Слоги, слова со звуком и буквой Т. Предложения с данными словами.  Строчная буква Т. Упражнение в написании   слогов, слов, предложений, после зв-буквенного анализа

    62

    Звук и буква К.

    Слоги, слова со звуком и буквой К.  Строчная буква К. Упражнение в написании   слов, состоящих из одного закрытого слога. Письмо предложений, после зв-буквенного анализа                                                  

    63

    Звук и буква З.

    Выделение звука З.

    Слоги, слова со звуком и буквой З. Предложения с данными словами. Текст

     «Роза». Строчная буква З. Упражнение в написании   слогов, слов, предложений, после звуко-буквенного анализа. Списывание предложения «Мыли Лизу мы в тазу». Письмо под диктовку

    64

    Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв З-С, слогов с этими звуками и буквами, слов. Чтение предложений и текста. Составление и написание предложений: У Зины коза

    65

    Звук и буква Р.

    Слоги, слова со звуком и буквой Р.  Буква Р строчная и прописная. Упражнение в написании обратных и прямых слогов (ра, ро, ру, ры- ар, ор, ур, ыр), слов, состоящих из одного закрытого слога (сыр), предложений

    66

    Дифференциация звуков и букв Л-Р. Упражнение в чтении слогов, слов с буквами Л, Р. Упражнение в написании слов с буквами Р - Л

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    67

    Звук и буква Й.

    Выделение звука Й.

    Слоги, слова со звуком и буквой Й, предложения с данными словами.  Строчная буква Й

    68

    Дифференциация звуков и букв И -Й, сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение предложений и их написание. Текст «Тай»                        

    69

    Звук и буква Ж.

    Строчная буква Ж. Упражнение в написании   слогов, слов, предложений, после звуко-буквенного анализа

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    70

    Дифференциация «Ж-Ш». Упражнения в чтении, письме слогов, слов, предложений.

    Дифференциация Ж - Ш, написание слогов и слов с Ж - Ш

    71

    Звук и буква Б.

    Выделение звука Б.

    Слоги, слова со звуком и буквой Б в твёрдом варианте. Предложения с данными словами.  Строчная буква Б. Составление и написание предложения «Бык у болота». Письмо под диктовку слогов, слов после звуко-буквенного анализа

    72

    Слоги и слова со звуком и буквой  «Б» в твёрдом и мягком вариантах. Текст «Бобёр». Прописная буква «Б», слова, предложения.  

    Слоги и слова со звуком и буквой  «Б» в твёрдом и мягком вариантах.  Написание слов, предложений с буквой «Б».          

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    73

    Дифференциация «Б – П», чтение слогов, слов. Предложений с «Б – П».

    Дифференциация б-п, написание логов и слов с «Б - П».

     Чтение текста « Шалун Барсик». Написание слов, предложений с буквой «Б»                                                

    74

    Звук и буква Д.

    Выделение звука Д.

    Слоги, слова со звуком и буквой Д, предложения с данными словами.  Строчная буква Г. Составление и написание слов, предложений.                                  

    75

    Слоги и слова со звуком и буквой  «Д» в твёрдом и мягком вариантах. Текст « У дома дуб». Составление и написание слов, предложений с буквой «Д»              

    Текст « Угадай, кому?».  Прописная буква «Д», слова, предложения с данной буквой

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    76

    Дифференциация на слух, в произношении и чтении звуков и букв «Д – Т». Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Текст « Мы рисовали». Дифференциация «Д – Т», написание слогов и слов с «Д – Т».                                    

    77

    Звук и буква «Г».

    Выделение звука «Г».

    Слоги, слова со звуком и буквой «Г», предложения с данными словами.  Строчная буква «Г». Составление и написание предложения «На лугу гуси». Списывание с букваря.

    Слоги и слова со звуком и буквой  «Г» в твёрдом и мягком вариантах. Текст «Дог». Прописная буква «Г», слова, предложения с данной буквой

    78

    Дифференциация на слух , в произношении и чтении звуков и букв «Г- К», сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Чтение текста «Артисты». 

    Дифференциация «Г – К», написание слогов и слов с «Г – К».                                          

    79

    Чтение слов с буквами «Г - К». Текст « У кого что?». Письмо под диктовку букв, слогов.

    Чтение слов с буквами «Г - К». Текст « Нас запутали». Письмо под диктовку букв, слогов                                                      

    80

    Буква «Ь»

    Буква «Ь», как показатель мягкости согласных на конце слова. Чтение слов, текста «Кому записка?». Строчная буква «Ь», написание слов, предложений.

    Различение на слух и в произношении, чтение, письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Написание буквы «Ь», слов с «Ь»

    81

    Составление и чтение слов с «Ь» в середине слова.  Текст « На лугу».

    Различение на слух и в произношении, чтение, письмо слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов.

    Буква «Ь»- как показатель мягкости согласных на конце слова.  Чтение и письмо предложений с данными словами. Текст « Зоопарк»

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    3 этап -    звуки и буквы  Е, Я, Ю, Ё, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ

    82

    Звук и буква «Е».

    Составление и чтение слов с буквой «Е» в начале слова.   Строчная «Е», написание слов со строчной буквой е.  

      Буква «Е», как показатель мягкости согласных. Чтение текста « Давай запомним». Написание слов со строчной «Е»,   предложений с этими словами.

     Слова со стечением 2-х согласных.  Текст «В лесу».  Прописная буква «Е», слова, предложения с данной буквой                              

    83

    Буква «Е», как показатель мягкости согласных. Чтение текста « Как нужно?».

    Письмо букв, слов , предложений с буквой «Е».                                                         

    Звук и буква «Е». Превращения слов «лес-лесок». Чтение текста «Добавь слово». Письмо букв, слов, предложений с буквой «Е».  Списывание с учебника

    84

    Звук и буква «Я».

    Составление и чтение слов с буквой «Я» в начале  и конце слова после гласной. Строчная и прописная буква «Я»       

    Буква «Я», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Я». Написание слов со строчной «Я», предложений с этими словами

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    85

    Буква «Я», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Я». Написание заглавной «Я», слов с заглавной «Я».

    Дифференциация «А – Я». Дифференциация «А – Я», написание слогов и слов с «А – Я».

     Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений  

    86

    Звук и буква «Ю».

    Составление и чтение слов с буквой «Ю» в начале  и конце слова после гласной. Строчная и прописная буква «Ю».

     Буква «Ю», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Ю». 

    87

    Чтение текста «Прятки».   Написание заглавной «Ю», слов с заглавной «Ю».        

    Дифференциация «У – Ю» Дифференциация «У – Ю», написание слогов и слов с «У – Ю».  

    Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    88

    Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений.                          

    Буква «Ё», как показатель мягкости согласных. Составление, чтение, письмо слов с мягкими согласными при обозначении мягкости буквой «Ё». Текст «Давай запомним».                                 

    89

    Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов, слов с твёрдыми и мягкими согласными при обозначении твёрдости и мягкости буквами «О-Ё». Чтение, составление и написание предложений. Текст «Вот так Тёпа!» Написание заглавной «Ё», слов с заглавной «Ё»

    90

    Звук и буква «Ч».

    Выделение звука «Ч».

    Слоги, слова со звуком и буквой «Ч», предложения с данными словами.  Строчная и прописная  буква «Ч». Составление и написание слов, предложений.  Письмо под диктовку.

    Формирование учебного поведения:  

    • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • умение выполнять инструкции педагога;
    • использование по назначению учебных материалов;
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

    Формирование умения выполнять задание:

    • в течение определенного периода времени,
    • от начала до конца,
    • с заданными качественными параметрами.

    Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

    Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог

    91

    Чтение слов со звуком и буквой «Ч», предложения с этими словами. Написание заглавной «Ч», слова и предложения с заглавной «Ч».  

     Слоги «ча-чу». Чтение, составление и написание слов, предложений.

    Чтение русской народной сказки «Хитрая лисичка». Написание слов с «ча – чу».

    Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений.                                

    92

    Звук и буква «Ф».

    Выделение звука «Ф».

    Слоги, слова со звуком и буквой «Ф»  ,предложения с данными словами.  Строчная и прописная  буква «Ф». Составление и написание слов, предложений.  Текст «Лесная школа».

    Чтение слов, предложений  со звуком и буквой «Ф». Текст «Давай запомним». Составление и написание слов, предложений.                                    

    93

    Чтение слов, предложений  со звуком и буквой «Ф». Текст «Три поросёнка». Составление и написание слов, предложений.                                          

    Дифференциация звуков и букв «в-ф», слогов и слов с этими буквами . Дифференциация «в-ф», написание слогов и слов с «в-ф»   

    94

    Звук и буква «Ц».

    Выделение звука «Ц».

    Слоги, слова со звуком и буквой «Ц»  ,предложения с данными словами.  Строчная буква «Ц» . Составление и написание слов, предложений

    Чтение слов со звуком и буквой «Ц». Текст «Ловкий заяц». Заглавная «Ц», слова и предложения с заглавной «Ц». Составление и написание слов, предложений

    95

    Дифференциация звуков и букв «С - Ц», слогов и слов с этими буквами . Дифференциация «С – Ц», написание слогов и слов с «С - Ц».                                                

    Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений

    96

    Звук и буква «Э».

    Составление и чтение слов с буквой «Э» в начале   слова . Чтение предложений и текста. Строчная и прописная буква «Э». Составление и написание слов, предложений.                                    

    Звук и буква «Э».

    Чтение предложений, текста. Составление и написание слов, предложений

    97

    Звук и буква «Щ». 

    Выделение звука «Щ».

    Слоги, слова со звуком и буквой «Щ», предложения с данными словами.  Строчная и прописная  буква «Щ». Составление и написание слов, предложений.                                          

    Дифференциация «ча - ща, чу - щу». Написание слогов и слов с «ча - ща, чу - щу». Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений                                

    98

    Буква «Ъ».

    Составление и чтение слов с буквой «Ъ». Чтение предложений, текста «Наша семья». Письмо. Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слов с «Ъ» и без него

    Дифференциация  букв «Ь - Ъ», слогов и слов с этими буквами . Написание   слов с «Ь – Ъ»

    99

    Дифференциация  букв «Ь - Ъ», слогов и слов с этими буквами . Написание   слов с «Ь – Ъ».

    Закрепление изученных звуков и букв, слоговых структур. Чтение слов с усвоенными слогами и предложений с этими словами.

    Закрепление написания пройденных букв, слов, предложений.                        

    Содержание учебного предмета

    № п/п

    Содержательные линии

    Кол-во часов

    Требования ФГОС

    Планируемые результаты по предмету

    Минимальный уровень

    1

    Пропедевтический период

    Знать и уметь  писать  основные  элементы  рукописных  букв

    2

    Звуки и буквы

    Знать (уметь писать)  рукописное  начертание  изучаемых  строчных  и  прописных  букв. Уметь списывать  с  печатного  и  рукописного  текстов  букв, слогов, состоящих  из  изученных  слоговых  структур. Уметь писать  по  слуху  буквы  и  слоги  после  звукобуквенного  анализа.  Уметь составлять  и  записывать  из букв  изученные  слоги

    3

    Слово

    Уметь списывать  с  печатного  и  рукописного  текста  слов,  состоящих  из  усвоенных  слоговых  структур. Уметь писать  по  слуху слова, после  анализа  их  звукового  состава. Уметь вставлять пропущенные  слоги  или  буквы  при  списывании

    4

    Предложение

    Уметь писать  по  образцу  предложения  из  двух  слов. Уметь писать большую  букву  в  начале  предложения  и  точка  в  конце. Уметь списывать предложения из 3-4 слов с рукописного и печатного текстов. Уметь писать  по  слуху  с  предварительным  анализом  предложений.

    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    № п/п

    Наименование

    Перечень материально-технического обеспечения

    1

    Печатные пособия

    - А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова.  Букварь (для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение, 2009 г

     - В. В. Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику. М.: Просвещение. 2009г.

     - А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова.   Прописи в 3 частях, М.: Просвещение, 2009.

     - А.К.Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М: Просвещение. 2009г

    2

    Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

    Таблицы к основным разделам программы.

    Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

    Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

    Видеофильмы, соответствующие тематике программы

    Слайды, соответствующие тематике программы

    Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

    3

    Технические средства обучения (средства ИКТ)

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

    Магнитная доска.

    Магнитофон

    4

    Цифровые образовательные ресурсы

    -

    5

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    -

    6

    Натуральные объекты

    -

    7

    Демонстрационные пособия

    Плакаты со звуками и буквами

    8

    Музыкальные инструменты

    -

    9

    Натуральный фонд

    -



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.Смыслом об...

    Рабочая программа для аутиста Речь и альтернативная коммуникация 1 класс

    Рабочая программа для ребенка с расстройством аутистического спектра...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

    Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант

    Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....

    Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

    Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...